Решение по делу № 2-2057/2019 от 04.04.2019

ДЕЛО № 2-2057/2019 года

22RS0066-01-2019-001553-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2019 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе председательствующего Филипповой О.В.

при секретаре Чернета К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ТСЖ «Железнодорожник» к Астаниной А.С., администрации города Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о взыскании задолженности по коммунальным платежам,

УСТАНОВИЛ:

В Железнодорожный районный суд г. Барнаула обратилось ТСЖ «Железнодорожник» с иском к Астаниной А.С., администрации г. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, в котором, с учетом уточнений, просило взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность за содержание жилья и коммунальные услуги в размере 151043,57 руб., пеню в размере 78644,09 руб., а также судебные расходы.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, ФИО6 проживали в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальной собственности. ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, управление домом осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ года ТСЖ «Железнодорожник».

Ответчики обязанность по оплате за жилищно-коммунальные услуги не исполняли, в связи с чем, у них образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 151043,57 рублей.

В судебном заседании представители истца ТСЖ «Железнодорожник» на уточненных исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, доказательств уважительности причин неявки не представили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч.5 п. 2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст. 169 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 2, 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п.1,2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам Российской Федерации», плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

По делу установлено, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживали ФИО4, ФИО6, что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. Спорная квартира находится в муниципальной собственности.

Как следует из представленных материалов дела, управление многоквартирным домом а по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года осуществляет ТСЖ «Железнодорожник», что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и сторонами не оспаривалось.

Из представленного истцом расчета и выписки из финансового лицевого счета на имя ФИО6 на ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность за жилищно-коммунальные услуги и плату за жилое помещение составила 151043,57 рублей.

Расчет задолженности проверен судом, является обоснованным и соответствует периоду неисполнения ответчиками несения обязанности по оплате коммунальных услуг. Ответчики размер задолженности не оспаривали.

Обязанность по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг исполнена ответчиками ненадлежащим образом.

ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, наследников к ее имуществу нет, наследственное имущество отсуствует.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 1, 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Как указано в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (обязательства по сохранности жилого помещения и поддержанию его в надлежащем состоянии, по текущему ремонту жилого помещения, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлена солидарная обязанность нанимателя жилого помещения и членов его семьи производить оплату предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

В силу ст. 322, 323 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарная обязанность или требования предусмотрена договором или установлена законом.

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Поскольку ФИО1 член семьи ФИО6 занимала жилое помещение на основании договора социального найма, то в силу ст. 53, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации приобрела как равное право пользования жилым помещением, так и солидарную обязанность отвечать по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Таким образом, в случае смерти нанимателя ФИО6 наймодатель имеет право на предъявление иска о взыскании оплаты задолженности к солидарным должникам - членам его семьи, независимо от факта принятия наследства после умершего нанимателя. Основания для прекращения данного обязательства при наличии должника, который несет солидарную ответственность за неисполнение обязательства, отсутствуют.

Согласно ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Материалы дела не содержат данных о том, что в спорный период до смерти ФИО6 наниматель и члены его семьи обращались к наймодателю о разделе своих обязательств по оплате за жилье, коммунальные услуги и выдаче им отдельных платежных документов.

Кроме того, ФИО1 с ТСЖ «Железнодорожник заключено соглашение о рассрочке по погашению долгов за жилищно-коммунальные услуги от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 обязалась оплатить задолженность за жилищно-коммунальные услуги за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Таким образом, задолженность за жилищно-коммунальные услуги подлежит взысканию только с ФИО1. Требования к администрации г. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула не подлежат удовлетворению.

В силу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

Суд принимает во внимание также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О о необходимости установления баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Таким образом, возложение законодателем на суды общей юрисдикции решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (статья 56 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 73,75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).

При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.

Оценивая соразмерность заявленной ко взысканию неустойки, суд учитывает, что ответчики длительное время с ДД.ММ.ГГГГ мер по оплате задолженности не принимают.

Оценивая размер задолженности в сумме 151043,57 руб., который образовался за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что размер пени в сумме 78644,09 руб. в данном случае несоразмерен последствиям нарушения обязательств, сумма пени подлежит взысканию в размере 35000 руб. 00 коп.

Исходя из изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере 151043,57 рублей, пени в размере 35000 рублей.

Учитывая положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5496,88 рублей.

В силу ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

На основании изложенного с ФИО1 в пользу ТСЖ «Железнодорожник» подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ТСЖ «Железнодорожник» к ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Железнодорожник» задолженность в сумме 151043,57 руб., пени в размере 35000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб., госпошлину в размере 5496,88 руб..

В удовлетворении остальных требований ТСЖ «Железнодорожник» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.

Судья: О.В. Филиппова

2-2057/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ТСЖ Железнодорожник
Ответчики
Администрация г.Барнаула
Астанина Аксинья Сергеевна
Астанина Юлия Александровна
Другие
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
27.11.2019Производство по делу возобновлено
27.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее