Решение по делу № 2-260/2018 от 12.12.2017

Дело № 2-260/2018

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

16 января 2018 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.

при секретаре Сапач А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоновой А. Д., Мартыненко Т. В., Симоновой А. О. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об изъятии земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, Мартыненко Т.В. принадлежит квартира , Леоновой А.Д. – квартира , Симоновой А.О. – 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру . Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ , указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и жилые помещения в указанном многоквартирном доме изъяты для муниципальных нужд, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону дано указание о проведении мероприятий по заключению соглашений об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Однако, с момента издания указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Ростова-на-Дону, как орган местного самоуправления, на который Жилищным и Земельным кодексами РФ возложена обязанность по направлению истцам проекта соглашения об изъятии недвижимости, не предприняла действий по заключению такого соглашения и по предоставлению истцам возмещения за жилые помещения, предусмотренного п.п. 1, 2 ст. 281 ГК РФ, ч. 6 ст. 32 ЖК РФ. Из ответа прокуратуры г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ , поступившему в адрес одного из истцов, следует, что мероприятия по переселению граждан из указанного многоквартирного жилого дома запланировано реализовать в рамках областной адресной программы, после определения конкретных сроков расселения дома независимой организацией будет определена рыночная стоимость жилых помещений аварийного жилищного фонда и собственникам будут направлены проекты соглашений об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд. По мнению истцов, данные обстоятельства свидетельствуют о длительном бездействии администрации г. Ростова-на-Дону, при том, что ЖК РФ не предусматривает обязанности предварительного решения вопроса о расселении жилого дома в целом, как условия для заключения соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в то время, как истцы фактически не имеют возможности пользоваться своим жильем, которое является полностью непригодным для проживания. На основании изложенного, просят суд обязать Администрацию города Ростова-на-Дону заключить с Леоновой А.Д., Мартыненко Т.В., Симоновой А.О. соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 629 кв.м., и жилых помещений, находящихся на указанном земельном участке и принадлежащим истцам, с выплатой возмещения в размере рыночной стоимости указанных жилых помещений, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда.

Истцы Леонова А.Д., Мартыненко Т.В., Симонова А.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание явился представитель истцов Белотелов К.А., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, в обоснование своих доводов дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил суд иск удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Дородницына Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, явилась в судебное заседание, заявленные исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, представила письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов, представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истцов и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, Мартыненко Т.В. принадлежит квартира , Леоновой А.Д. – квартира , Симоновой А.О. – 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ , указанный многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Таким образом, в силу ст. 32 ЖК РФ права собственника жилого помещения признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Пунктом 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ установлены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.п. 1, 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и жилые помещения в указанном многоквартирном доме, в том числе принадлежащие истцам, изъяты для муниципальных нужд, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону дано указание о проведении мероприятий по заключению соглашений об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Федеральным законом от 31.12.2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 32 Жилищного кодекса РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.04.2015 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

При этом согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В силу положений статей 56.6-56.10 Земельного кодекса РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

Орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и органом местного самоуправления. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, в числе прочего согласно п. 3 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ направляется отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом в соответствии с п. 6 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.

В соответствии с п. 13 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

Из содержания вышеизложенных правовых норм следует, что с иском о выкупе жилого помещения и об изъятии земельного участка может обратиться в суд только орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение о признании дома аварийным и выплате денежной компенсации.

При этом, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

С учетом вышеизложенного граждане не обладают правом заявлять требования о выкупе у них жилых помещений. Кроме того, процедура выкупа, предусмотренная вышеуказанными нормами законодательства, в рассматриваемом случае не соблюдена, соответственно, требование о выкупе удовлетворению не подлежит.

Доводы истцов о том, что органы местного самоуправления длительное время бездействуют, не нашли своего подтверждения.

В соответствии с Положением о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138, Департамент является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции, связанные с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а именно: обеспечивает права собственников жилых и нежилых помещений при изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях развития застроенных территорий, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также в случаях строительства объектов, в отношении которых главным распорядителем средств бюджета города выступает Департамент, осуществляет сбор, систематизацию, анализ отчетов по рыночной оценке жилых помещений.

Постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 года № 569 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2017-2030 годах», основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, зарегистрированных в многоквартирных домах, которые в период с 1 января 2012 года по 1 апреля 2016 года признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2030 года, в связи с чем в отношении принадлежащих истцам жилых помещений мероприятия по оценке и направлению проектов соглашений о выкупе на момент рассмотрения данного гражданского дела не проводились.

Многоквартирный дом по <адрес> не включен в Перечень многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в отношении которых принято решение о незамедлительном переселении граждан из многоквартирного жилищного фонда, утвержденный постановлением Министерства строительства Ростовской области от 19.04.2016 года № 5 (ред. от 18.09.2017 года).

Срок на изъятие жилых помещений у собственников постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен, таким образом мероприятия по выкупу жилых помещений будут реализовываться Администрацией города Ростова-на-Дону и Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону с учетом финансирования в соответствии с Программой.

При этом, доводы ответчика о том, что администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону гражданам по их заявлениям предоставляется возможность переселиться в маневренный фонд в случае невозможности проживания в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях, представителем истцов не опровергнут, в связи с чем аргументы истцов о невозможности проживания в принадлежащих им квартирах и, соответственно, нарушении их прав бездействием муниципального органа, подлежат отклонению.

В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно указанному принципу разделения властей суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязывать органы власти осуществить соответствующее правовое регулирование, определять содержание издаваемых ими актов либо необходимость того или иного акта.

Кроме того, статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, его самостоятельность в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из смысла вышеприведенных норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ следует, что вмешательство в полномочия органов местного самоуправления недопустимо.

Таким образом, нарушения прав истцов на выкуп принадлежащих им жилых помещений со стороны органа местного самоуправления на настоящий момент судом не установлено, и объективных доводов нарушения прав истцов со стороны Администрации г. Ростова-на-Дону, истцовой стороной не представлено.

На основании ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд находит, что заявленные исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению, по изложенным выше основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Леоновой А. Д., Мартыненко Т. В., Симоновой А. О. к Администрации г. Ростова-на-Дону об изъятии земельного участка отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 19 января 2018 года.

Судья

2-260/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Симонова А.О.
Леонова А.Д.
Мартыненко Т.В.
Мартыненко Татьяна Васильевна
Леонова Анна Дмитриевна
Симонова Алла Ониковна
Ответчики
Администрация города Ростова-на-Дону
Другие
Белотелов Константин Анатольевич
Белотелов К.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на странице суда
leninsky.ros.sudrf.ru
12.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.12.2017Передача материалов судье
13.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.04.2020Передача материалов судье
28.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Дело оформлено
28.04.2020Дело передано в архив
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее