Решение от 28.08.2023 по делу № 2-1452/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-1452/2023

33RS0006-01-2023-001564-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вязники                                     28 августа 2023 года

    Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                    Агафоновой Ю.В.,

при секретаре                                Проничевой В.А.,

с участием

представителя истца                            Поплаухина А.П.,

представитель ответчика                        Кузнецовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Вязниковская районная больница» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Вязниковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ Владимирской области «Вязниковская районная больница», в котором с учетом объединения гражданских дел в одно производство поставил вопрос о понуждении организовать розничную торговлю лекарственными средствами в фельдшерско-акушерском пункте – структурном подразделении больницы в <адрес>.

В обоснование требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства о здравоохранении. В ходе проверки установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории Вязниковского района осуществляется ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» через свои структурные подразделения – амбулатории и ФАПы. На указанных выше территориях аптечные учреждения отсутствуют, при этом дополнительным видом деятельности юридического лица является розничная торговля лекарственными препаратами. Межрайонной прокуратурой по фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, однако Учреждением необходимые меры не предприняты, розничная торговля не организована.

Представитель Вязниковской межрайонной прокуратуры Поплаухин А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске обстоятельствам.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» Кузнецова Т.В. в судебном заседании просила установить срок для исполнения решения суда не менее одного года шести месяцев.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №323-Ф3) каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статьями 4, 10 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗправо на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста, лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Статьей 79 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи, обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 55 Федерального закона № 61-ФЗ).

Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность утвержден постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (утверждено положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее – Положение).

Согласно п. 1 Положения оно устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно – медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организация), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование фармацевтической деятельности является обязательным, носит заявительный характер.

Как следует из Устава ГБУЗ Владимирской области «Вязниковская районная больница», ФАП, расположенный в <адрес>, является структурным подразделением ответчика (л.д. 17-30).

В соответствии с выпиской из реестра спорное структурное подразделение ответчика имеет действующую лицензию на осуществление работ и оказываемых услуг: отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения (т. 1 л.д. 34-39).

ДД.ММ.ГГГГ Вязниковской межрайонной прокуратурой в адрес главного врача ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о здравоохранении, связанных, в том числе с не обеспечением осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для населения указанными в лицензии фельдшерско-акушерскими пунктами (л.д. 12-15).

ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» издан приказ об организации мероприятий по осуществлению фармацевтической деятельности на ФАПах (л.д. 10-11).

ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» в адрес истца направлено сообщение о невозможности осуществить фармацевтическую деятельность на ФАПах ввиду ряда причин, а именно: не позволяют площади, нет необходимого для осуществления фармацевтической деятельности оборудования, персонал обучен, однако фармацевты на подработку не согласны (л.д. 09).

ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» в адрес истца представило сообщение о том, что распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области утвержден перечень ФАПов, в которых будет осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами, а именно <адрес> ФАПы (л.д. 16).

В соответствии с сообщением администрации муниципального образования <адрес> аптечные пункты в <адрес> отсутствуют (л.д. 40).

Анализ материалов гражданского дела позволяет суду придти к выводу о том, что розничная торговля лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерских пунктах не осуществляется, что влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории населенного пункта – <адрес> и близлежащих к нему, не имеющему пункта первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Таким образом, поскольку в нарушение требований норм федерального законодательства ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» не организована розничная торговля лекарственными препаратами для населения через ФАПы, на территории обслуживания которых отсутствуют аптечные пункты, чем гражданам не обеспечена гарантированная государством доступность оказания качественной медицинской помощи по месту жительства, то суд полагает обоснованными требования прокурора и подлежащими удовлетворению.

Отсутствие персонала и оборудования, необходимого для осуществления фармацевтической деятельности, равно как и отсутствие в бюджете ГБУЗ ВО «Вязниковская районная больница» денежных средств и наличие кредиторской задолженности не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требовании прокурора, поскольку данное нарушение является социально значимым и может повлиять на гарантированные Конституцией РФ права граждан Российской Федерации по здравоохранению.

Одновременно суд отмечает, что вопреки доводам ответчика само получение лицензии предполагает наличие оборудования, обученного персонала и необходимых денежных средств для закупки лекарственных препаратов, при этом в противном случае такая лицензия не могла быть выдана Учреждению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что в целях организации розничной торговли в ФАПах необходимо соблюдения ряда процедур по приобретению базовой комплектации лекарственных средств, учитывая имеющуюся кредиторскую задолженность, суд считает возможным обязать ответчика организовать такую торговлю в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным и соответствующим балансу прав интересов сторон.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04.09.2023.

2-1452/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Вязниковская межрайонная прокуратура
Ответчики
ГБУЗ ВО "Вязниковская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения администарции Владимирской области
Суд
Вязниковский городской суд Владимирской области
Судья
Агафонова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
viaznikovsky.wld.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее