дело № 2а-448/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2017 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю к Романовскому И.Л. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю обратилась в суд с административным иском к Романовскому И.Л. о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени.
В обоснование иска указано, что ответчик имеет в собственности жилой дом (доля в праве 1/2) по адресу: <адрес>, и земельный участок (доля в праве 1/2) по адресу: <адрес>. На указанные объекты собственности налогоплательщику исчислен налог за период 2010-2013 года. Налоговым органом в адрес ответчика направлены налоговые уведомления с указанием суммы налога и срока оплаты объектов налогообложения. Ответчику были направлены требования об уплате налогов, пени и штрафа. В добровольном порядке уплата налога ответчиком не произведена. Просит взыскать с Романовского И.Л. задолженность по налогам, пени в сумме 650 рублей 17 копеек, в том числе налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 177 рублей 17 копеек, пени в размере 28 рублей 08 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенными в границах городских округов в размере 403 рублей 94 копейки, пени в размере 40 рублей 98 копеек (л.д. 2-3).
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен (л.д. 46-48).
Административный ответчик Романовский И.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю не подлежащими удовлетворению.
Возникшие между участниками настоящего процесса отношения регулируются нормами Главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество, в том числе жилой дом.
В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно данным, полученным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю налогоплательщик Романовский И.Л. являлся собственником жилого дома (доля в праве ?) по адресу: <адрес>, и земельного участка (доля в праве ?) по адресу: <адрес>.
08 декабря 2011 года в адрес Романовского И.Л. направлено налоговое уведомление № 194131, из которого усматривается, что административному ответчику произведен расчет на имущество физических лиц на 2010 год в размере 18 рублей 17 копеек, которые он должен оплатить до 19.01.2012 года (л.д. 16,17).
18 июня 2012 года в адрес Романовского И.Л. направлено налоговое уведомление № 244956, из которого усматривается, что административному ответчику произведен расчет налога на имущество физических лиц на 2011год в размере 54 рублей 50 копеек, которые он должен оплатить до 01.11.2012 года (л.д. 14,15).
09 июня 2013 года в адрес Романовского И.Л. направлено налоговое уведомление № 305017, из которого усматривается, что административному ответчику произведен перерасчет земельного налога за 2010-2012 г.г. в размере 271 рубля 94 копеек, который он должен оплатить до 15.11.2013 года, расчет налога на имущество физических лиц на 2012 год в размере 54 рублей 50 копеек, которые он должен оплатить до 01.11.2013 года (л.д. 13).
08 июля 2014 года в адрес Романовского И.Л. направлено налоговое уведомление № 426260, из которого усматривается, что административному ответчику произведен расчет земельного налога на 2013 год в размере 132 рублей, который он должен оплатить до 17.11.2014 года, расчет налога на имущество физических лиц на 2013г. в размере 50 рублей, который он должен оплатить до 05.11.2014 года (л.д. 12).
В настоящее время от административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю поступило сообщение о том, что по состоянию на 21.02.2017 года за Романовским И.Л. числится задолженность по пени по налогу на имущество в размере 1 рубль 12 копеек, и задолженность по пени по земельному налогу в размере 4 рубля 24 копейки ( л.д.49).
Таким образом, по сведениям административного истца указанная задолженность по состоянию на 21.02.2017 года практически погашена, за исключением задолженности по пени по налогу на имущество в размере 1 рубль 12 копеек, и задолженности по пени по земельному налогу в размере 4 рубля 24 копейки.
В то же время суд не находит оснований для взыскания данных денежных сумм по следующим основаниям.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и сроки такого направления равно как и положений, предусматривающих возможность направления повторных налоговых уведомлений и требований; согласно п.7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Как ранее отмечалось, статьей 48 НК РФ установлен порядок и сроки взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Из пункта 2 названной статьи следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица в случае, если сумма требований не превышает 3000 рублей со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, предъявляется им в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Кроме того, в соответствие со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев с дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, по общему правилу, заявление о взыскании недоимки с гражданина подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ); а требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Однако вышеуказанные требования налоговым органом в рассматриваемом случае не соблюдены. Также не имеется оснований для восстановления срока подачи административного иска в суд, поскольку указанные истцом обстоятельства, не могут служить уважительными причинами пропуска такого срока.
При таких обстоятельствах, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Приморскому краю к Романовскому И.Л. о взыскании пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –10 марта 2017 года.
Судья: