Таврический районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Толмачева Е.В.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Скиба Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.,
рассмотрев 26 декабря 2019 года в р.п. Таврическое Таврического района Омской области материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении:
общества с ограниченной ответственностью «СибИнвест», <данные изъяты>, <адрес>, объект - элеватор, фактический адрес: <адрес> В,
У С Т А Н О В И Л:
При проведении административного расследования по письму Прокуратуры Таврического района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №ж, на объекте - элеватор, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> В, находящимся в эксплуатации ООО «СибИнвест», были выявлены нарушения обязательных норм и правил в области соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, а именно: не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов - элеватор; ООО «СибИнвест» не имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности); не прошел первичную аттестацию по общим требованиям промышленной безопасности, требованиям промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья директор подразделений элеватор ООО «СибИнвест» Цимбер В.А.; не разработан документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте - элеватор; не разработан технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта - элеватор; не разработан технологический регламент опасного производственного объекта - элеватор; не разработаны паспорта на аспирационные установки; не разработаны паспорта на взрыворазрядные устройства. Таким образом, в действиях ООО «СибИнвест» предусматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Государственный инспектор отдела по надзору за взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Сибирского управления Ростехнадзора Петрин П.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности - ООО «СибИнвест» в лице представителей Родиной О.А., Цимбера В.А., действующих на основании доверенности в судебном заседании пояснили, что в настоящее время юридическим лицом выявленные нарушения устранены, просили суд по делу вынести предупреждение.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий: руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» (далее - Правила).
На основании п. 8 Правил, технологические процессы на объектах осуществляются в соответствии с технологическими регламентами и схемами, утвержденными в организации, эксплуатирующей объекты, правилами организации и ведения технологических процессов и настоящими Правилами.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности производственных процессов на объектах организации разрабатываются (составляются): технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта; технологические регламенты и схемы; паспорта на аспирационные и пневмотранспортные установки; паспорта на взрыворазрядные устройства.
В силу п. 10 Правил, технологический регламент разрабатывается на основании проектной документации и является основным техническим документом, определяющим безопасные условия эксплуатации производства и регламентированный технологический режим процесса; содержит описание технологического процесса производства, контроль и управление технологическим процессом, технологические схемы производства (графическая часть).
Пунктом 39 Правил установлено, что на каждом объекте для всех производственных зданий, сооружений и оборудования, которые подлежат взрывопредупреждению и взрывозащите, разрабатывается технический паспорт взрывобезопасности, который является основным документом, отражающим фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта).
В соответствии с п. 534 Правил, на объектах должны быть паспорта на аспирационные и пневмотранспортные установки.
В силу п. 840 Правил, на каждый установленный взрыворазрядитель эксплуатирующая организация оформляет паспорт взрыворазрядителя. После установки все взрыворазрядители нумеруются, а шиберные и бандажные пломбируются.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Далее - Порядок).
Пунктом 32 Порядка установлено, что расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект.
Из материалов дела следует, что протоколом об административном правонарушении №/юл ДД.ММ.ГГГГ., на объекте - элеватор, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> В, выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 45 минут в области: соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
Факт нарушения требований промышленной безопасности ООО «СибИнвест» подтвержден актом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и не отрицается представителем ООО «СибИнвест».
Определением государственного инспектора отдела по надзору за взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья ППН от ДД.ММ.ГГГГ №, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «СибИнвест» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридического лиц от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СибИнвест» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Дополнительными видами деятельности являются: производство изделий из пластмасс; производство стекла и изделий из стекла; производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины; торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных; торговля оптовая мукой и макаронными изделиями; торговля оптовая прочими бытовыми товарами; торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием; торговля розничная в неспециализированных магазинах; деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.
При указанных обстоятельствах суд считает доказанным факт совершения ООО «СибИнвест» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Оснований для прекращения производства по делу, либо применении ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает административное наказание в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно предоставленных в материалы дела сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства следует, что общество с ограниченной ответственностью «СИБИНВЕСТ» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд признает признание вины, совершение преступления впервые.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено.
На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ возможна замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, то, что административное правонарушение ООО «СибИнвест» совершено впервые, не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо имущественного ущерба, ООО «СибИнвест» относится к категории субъектов малого предпринимательства, суд считает возможным назначить ООО «СибИнвест» административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «СибИнвест», юридический адрес: <адрес>, объект - элеватор, фактический адрес: <адрес> <адрес> В, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд течение 10 суток через Таврический районный суд Омской области со дня получения копии постановления, с подачей жалобы в Таврический районный суд Омской области.
Судья: Е.В. Толмачев