Дело № 33-7734/2023
УИД 59RS0028-01-2023-000287-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Симоновой Т.В.,
судей Ветлужских Е.А., Варзиной Т.В.,
при секретаре Нечаевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 01.08.2023 дело по иску администрации Красновишерского городского округа Пермского края к Южакову Александру Валерьевичу о взыскании неустойки,
по апелляционной жалобе администрации Красновишерского городского округа Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 19.04.2023.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., пояснения представителя ответчика Климовой С.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
администрация Красновишерского городского округа Пермского края обратилась в суд с иском к Южакову А.В. о взыскании неустойки. В обосновании заявленных требований указала, что между ней и ИП Южаковым А.В. заключены муниципальные контракты на приобретение жилого помещения для расселения граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2020 год за № ** от 22.09.2020; ** от 22.09.2020; ** от 23.09.2020; ** от 22.09.2020; ** от 23.09.2020; ** от 23.09.2020 и ** от 26.10.2020. Срок исполнения обязательств по муниципальным контрактам № **, **, **, **, **, ** был установлен до 30.10.2020 включительно, а контракта № ** – до 30.11.2020. Между тем, в установленные контрактами № **, **, **, **, ** сроки обязательства Южаковым А.В. исполнены не были. Также с нарушением установленных сроков были исполнены обязательства по муниципальным контрактам за № ** от 23.09.2020 и № ** от 26.10.2020.
На основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», пункта 6.3.4 муниципальных контрактов № **, **, **, **, ** контракты расторгнуты Заказчиком в одностороннем порядке с 01.02.2021. На основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15.02.2021 № ** Поставщик включен в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с 15.02.2021 по 15.02.2023.
С учетом ненадлежащего исполнения обязательств ответчику в соответствии с условиями контрактов были начислены пени: по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 – в размере 9001 руб. 16 коп., по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 - 9438 руб. 57 коп., по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 -10160 руб. 56 коп., по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 - 10308 руб. 12 коп., по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 – 5803 руб.12 коп., по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 - 10940 руб. 52 коп., по муниципальному контракту № ** от 26.10.2020 -2925 руб. 53 коп., о чем ответчик был извещен надлежащим образом. 27.08.2021 Южаков А.В. прекратил предпринимательскую деятельность, между тем до настоящего времени оплату неустойки не произвел, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворить требования по взысканию неустойки по муниципальным контрактам № **, **, **, **, **. Указывает, что ответчиком по данным муниципальным контрактам обязательства не исполнены, жилые помещения не переданы, в связи с чем оснований для применения к таким контрактам положений Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783, у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, обращает внимание, что данные контракты не были расторгнуты по инициативе Южакова А.В., в связи с чем он не освобождается от уплаты неустойки.
На апелляционную жалобу истца от ответчика Южакова А.В. поступили возражения, согласно которым просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Климова С.А. в судебном заседании апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Пунктом 1 статьи 457 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи.
В силу положений статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
На основании п. 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого срока.
В соответствии с нормами ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Судом установлено и следует из материалов дела, что между администрацией Красновишерского городского округа Пермского края (Заказчик) и ИП Южаковым А.В. (Поставщик) по результатам проведения электронного аукциона были заключены муниципальные контракты: № ** от 22.09.2020 (л.д. 5-12); ** от 22.09.2020 (л.д. 15-21); ** от 23.09.2020 (л.д. 25-31); ** от 22.09.2020 (л.д. 35-41); ** от 23.09.2020 (л.д. 46-54); ** от 23.09.2020 (л.д. 56-62) и ** от 26.10.2020 (л.д. 67-74). Срок исполнения обязательств по муниципальным контрактам № **, **, **, **, **, ** был установлен до 30.10.2020 включительно, а контракта № ** – до 30.11.2020.
Пунктом п. 2 Контрактов установлена цена, включающая все затраты Поставщика, необходимые для выполнения технического задания в полном объеме, в том числе затраты на подготовку необходимой документации на жилое помещение, на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также непредвиденные расходы Поставщика.
Так, цена контракта № ** составила 683200 руб.; № ** в сумме 716400 руб., ** в сумме 771200 руб., № ** в сумме 782400 руб., № ** в сумме 803200 руб., № ** в сумме 830400 руб., № ** в сумме 1290674 руб. 40 коп.
Обязательства по указанным Контрактам считаются исполненными после осуществления государственной регистрации права собственности на жилое помещение за Муниципальным образованием «Красновишерский городской округ» (п.п.3.9 Контрактов).
В соответствии с пунктом 5.4 Контрактов в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком. За исключением случаем, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 5.4 Контрактов).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства (за исключением случаев, указанных в пункте 4-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств? предусмотренных контрактом (за исключением случаев просрочки исполнения обязательств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042), размер штрафа устанавливается в соответствии с условиями Контракта (п.5.5 Контрактов).
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену контракта (п. 5.8 Контрактов).
Сторона Контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней) если докажет, что неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 5.10 Контрактов).
По условиям пункта 6.2 Контрактов, расторжение контракта, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения договора допускается в соответствии с гражданским законодательством, в том числе, по основаниям и в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что обязательства по Контракту ** поставщиком исполнены 21.12.2020, что подтверждается актом приема-передачи жилых помещений (л.д.54), а по Контракту ** - 17.12.2020, что подтверждается актом приема-передачи жилых помещений (л.д.75).
Обязательства по контрактам № **, **, **, **, ** в установленные сроки Южаковым А.В. исполнены не были.
Согласно распоряжениям администрации Красновишерского городского округа от 22.12.2020 (л.д. 13, 24, 33, 44, 65) в связи с неисполнением условий контрактов со стороны поставщика в полном объеме контракты за № **, **, **, **, ** были расторгнуты заказчиком в одностороннем порядке.
Администрацией Красновишерского ЛГО в адрес Поставщика ИП Южакова А.В. направлена претензия по оплате пени согласно произведенного расчета: по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 – в размере 9001 руб. 16 коп., по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 - 9438 руб. 57 коп., по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 -10160 руб. 56 коп., по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 - 10308 руб. 12 коп., по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 –5803 руб.12 коп., по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 - 10940 руб. 52 коп., по муниципальному контракту № ** от 26.10.2020 -2925 руб. 53 коп. (л.д.77-79). Данные требования заказчика ответчиком в добровольном порядке не исполнены.
Из выписки ЕГРИП следует, что Южаков А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 27.08.2021 (л.д.83-85).
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 329, 506, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», со ссылками на положения Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку размер предъявленной истцом ко взысканию неустойки по каждому заявленному муниципальному контракту не превышает 5% от цены соответствующего контракта, что является основанием в силу приведенных в судебном акте положений закона, для их списания.
Судебная коллегия с выводами суда об отказе во взыскании неустойки по муниципальным контрактам № ** от 23.09.2020, ** от 26.10.2020 соглашается и не усматривает оснований для отмены постановленного решения в указанной части, при этом полагает возможным указать следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее в редакции на момент заключения муниципальных контрактов, являющихся предметом настоящего спора) (далее Закон № 44-ФЗ), исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Таким образом, в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик при исполнении контракта обязан применить соответствующие меры ответственности, в данном случае в виде пени, которая начисляется от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенная на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) в Закон N 44-ФЗ внесены изменения, в том числе в части порядка списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 46-ФЗ статья 34 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 9.1, предусматривающей наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению случаев и порядка списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
При реализации вышеуказанных полномочий Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил (здесь и далее в редакции на дату заключения муниципальных контрактов), списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 3 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 1 января 2021 г., за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Из буквального толкования содержания п. 2 и 3 Правил следует, что возможность списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по любым контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, с учетом положений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 Правил, а также по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме в случаях, установленных п. 2 Правил.
Из материалов дела следует, что предметом каждого из приведенных выше муниципальных контрактов являлось оказание ИП Южаковым А.В. услуг по передаче Администрации Красновишерского городского округа жилого помещения, отвечающего требованиям соответствующего муниципального контракта. Муниципальные контракты заключены Администрацией Красновишерского городского округа для целей реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края от 29.03.2019 № 227-п.
Как указывалось выше, обязательства по муниципальному контракту № ** ответчиком исполнены в полном объеме 21.12.2020, что подтверждается актом приема-передачи жилых помещений (л.д.54), а по муниципальному контракту № ** - 17.12.2020, что подтверждается актом приема-передачи жилых помещений (л.д.75).
Соответственно, принимая во внимание, что сумма начисленной неустойки по каждому из указанных муниципальных контрактов составляет менее 5 % от цены соответствующего муниципального контракта, заявленные истцом неустойки в 5803,12 рублей и 2925,53 рубля безусловно подлежали списанию.
Однако с выводами суда первой инстанции об отказе во взыскании неустойки по муниципальным контрактам №** от 22.09.2020, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2022, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2023 судебная коллегия согласиться не может, находит, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (п.п. 3 и 4 п.1 ст.330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела муниципальные контракты №** от 22.09.2020, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2022, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2023 не были исполнены ответчиком в принципе.
Соответственно, возможность списания по ним начисленных неустоек зависела от того обстоятельства, имеется ли возможность применения к ним положений пункта 2 Правил.
Суд первой инстанции данные обстоятельства анализировал и пришел к верному выводу, что доказательств невозможности исполнения муниципальных контрактов ответчиков по причине распространения новой коронавирусной инфекции, не представлено. Выводы суда первой инстанции в данной части, в том числе со ссылкой на правовые разъяснения, содержащиеся в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, являются мотивированными, подробными, оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется. Доказательств обратного в суде апелляционной инстанции сторона ответчика не представила.
Оснований для применения пп. «а» п. 2 Правил к рассматриваемым спорным правоотношениям, с учетом предмета заключенных муниципальных контрактов, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, по неисполненным муниципальным контрактам, даже если начисленная неустойка по ним составляет менее 5 %, оснований для ее списания законодателем не предусмотрено.
Соответственно, выводы суда первой инстанции о распространении своего действия на неисполненные муниципальные контракты №** от 22.09.2020, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2022, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2023 положений приведенных выше Правил, следует признать ошибочными.
Решение суда в данной части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу относительно того, что муниципальные контракты были расторгнуты не истцом, а непосредственно им, как исполнителем, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Из представленного в материалы дела письма Южакова А.В. (л.д. 168) усматривается, что он просил расторгнуть муниципальные контракты по соглашению сторон. Однако, как следует из обстоятельств рассматриваемого дела, такого соглашения между сторонами достигнуто не было.
Анализируя содержание пунктов 6.5 муниципальных контрактов, возможно прийти к выводу, что поставщик имеет право на одностороннее расторжение контракта только в случаях, прямо установленных данным пунктом – в связи с нарушением заказчиком срока оплаты жилого помещения более чем на 21 день, иных случаях, предусмотренных законодательством, неисполнения заказчиком обязанности осуществить приемку и регистрацию перехода права собственности на жилые помещения по независящим от поставщика причинам, в сроки, установленные контрактом.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих ответчику отказаться от исполнения контрактов по основаниям, предусмотренным п. 6.5 муниципальных контрактов, материалы дела также не содержат.
В связи с чем следует исходить из того, что расторжение приведенных выше муниципальных контрактов обусловлено односторонним отказом от их исполнения стороной заказчика.
Рассматривая требования истца о взыскании неустойки по приведенным выше муниципальным контрактам, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 5.4 каждого муниципального контакта, заключенного между сторонами установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (пени, штрафа). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренного контрактом начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
По муниципальному контракту №** от 22.09.2020 (л.д. 5-8) его цена согласно п. 2.1 составляет 683200 рублей, срок передачи жилого помещения по акту приема-передачи - 30.10.2020 (п. 3.1).
Распоряжением от 22.12.2020 администрация Красновишервского городского округа в одностороннем порядке отказалась от исполнения контракта №** от 22.09.2020 (л.д. 170 оборот).
По муниципальному контракту №** от 22.09.2020 (л.д. 15-18), его цена согласно п. 2.1 составляет 716400 рублей, срок исполнения в силу п. 3.1 установлен 30.10.2020.
Распоряжением от 22.12.2020 администрация Красновишервского городского округа в одностороннем порядке отказалась от исполнения контракта №** от 22.09.2020 (л.д. 173 оборот).
По муниципальному контракту №** от 22.09.2020 (л.д. 35-38), его цена согласно п. 2.1 составляет 782400 рублей, срок исполнения в силу п. 3.1 30.10.2020.
Распоряжением от 22.12.2020 администрация Красновишервского городского округа в одностороннем порядке отказалась от исполнения контракта №** от 22.09.2020 (л.д. 172 оборот).
По муниципальному контракту №** от 23.09.2020 (л.д. 56-59), его цена согласно п. 2.1 цена контакта составляет 830400 рублей, срок исполнения в соответствии с п. 3.1 - 30.10.2020
Распоряжением от 22.12.2020 администрация Красновишервского городского округа в одностороннем порядке отказалась от исполнения контракта №** от 22.09.2020 (л.д. 169 оборот, 170).
Согласно п. 3 каждого из приведенных выше распоряжений администрации Красновишерского городского округа, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15.02.2021 в адрес ИП Южакова А.В. 23.12.2020 направлено письмо об одностороннем отказе от муниципальных контрактов №**, №**, №**, №**, которое получено последним 21.01.2021 (л.д. 150-165). Таким образом, муниципальные контракты №**, №**, №**, №** расторгнуты между сторонами 01.02.2021. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются в связи с чем считаются установленными.
Таким образом, учитывая положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ о пределах заявленных истцом исковых требований, с ИП Южакова А.В. подлежит к взысканию неустойка по муниципальному контракту №** от 22.09.2020 за период с 31.10.2020 по 01.02.2021 в размере 9001, 16 рублей (683200 * 93 * 1/300 * 4,25%), по муниципальному контракту №** от 22.09.2020 за период с 31.10.2020 по 31.01.2021 в размере 9438,57 рублей (716400 * 93 * 1/300 * 4,25%), по муниципальному контракту №** от 22.09.2020 за период с 31.10.2020 по 01.02.2021 в размере 10308,12 рублей (782400 * 93 * 1/300 * 4,25%), по муниципальному контракту №** за период с 31.10.2020 по 01.02.2021 в размере 10940,52 (830400*93*1/300/4,25%).
Кроме того, учитывая положения ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты которой был освобожден истец в сумме 1390,65 рублей.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 19.04.2023 отменить в части отказа во взыскании неустойки по муниципальным контрактам № ** от 22.09.2020, № ** от 22.09.2020, № ** от 22.09.2020, № ** от 23.09.2020, принять в данной части новое решение, которым взыскать с Южакова Александра Валерьевича (** года рождения, паспорт ***) в пользу Администрации Красновишерского городского округа неустойку по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 в размере 9001,16 рублей, по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 в размере 9438,57 рублей, по муниципальному контракту № ** от 22.09.2020 в размере 10308,12 рублей, по муниципальному контракту № ** от 23.09.2020 в размере 10940,52 рубля, всего взыскать 39688,37 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскание неустоек производить по реквизитам: получатель УФК по Пермскому краю (Администрация Красновишерского городского округа, л/с 04563298380), БИК Банка 015773997, Единый казначейский счет 40102810145370000048, Банк получателя Отделение Пермь Банка России/УФК по Пермскому краю г. Пермь, казначейский счет 03100643000000015600 (для оплаты штрафа) КБК 911116 07090 04 0000 140 (для оплаты штрафа).
Взыскать с Южакова Александра Валерьевича (** года рождения, паспорт ***) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1390,65 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.08.2023.