24RS0009-01-2022-000143-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Революции улица, д.11
С.Большой Улуй, Красноярский край 5 августа 2022 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
с участием истцов помощника прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белова А.С., участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Захаров И.А.,
представителя третьего лица органа опеки и попечительства в Большеулуйском районе Пушня Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
третьего лица Зиганшина С.А., действующей в собственных интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Захаров И.А. к администрации Большеулуйского района Красноярского края, администрации Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Захаров И.А. к ответчикам администрации Бльшеулуйского района Красноярского края, администрации Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Большеулуйского района рассматривалось обращение Захаров И.А. о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ определён под надзор в Большеулуйский детский дом. На основании распоряжения администрации Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ № Захарова С.А., Захаров Р.А., Захаров И.А. поставлены в очередь на получение жилья. На основании постановления Большеулуйского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ с Захарова С.А. заключён договор от ДД.ММ.ГГГГ № социального найма жилого помещения общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, Захаров И.А. включён в договор социального найма как член семьи нанимателя. В течение всего периода нахождения Захаров И.А. в детском доме жилое помещение за ним сохранялось, его сестра Захарова С.А. забирала Захаров И.А. к себе на выходные дни и каникулы. После окончания учебного заведения, службы в армии Захаров И.А. проживал в указанном жилом помещении. С 2020 года Захаров И.А. проживал в <адрес>, в жилом помещении в <адрес> в <адрес>, проживает Зиганшина (Захарова) С.А. с малолетней дочерью.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225, вступившим в законную силу с 01.01.2010 года, органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В деятельности органа опеки и попечительства администрации Большеулуйского района выявлены нарушения прав Захаров И.А. в части несвоевременного формирования учетного дела для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нарушение требований Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка», согласно положениям которого орган исполнительной власти края в области образования формирует и ведёт список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список включаются лица, достигшие возраста 14 лет, уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела таких лиц, приобщают к нему необходимые документы, ходатайства о предоставлении жилого помещения и направляют их в уполномоченный орган исполнительной власти края. В нарушение указанных требований администрацией Большеулуйского района вместо передачи необходимых документов в орган опеки и попечительства администрации Большеулуйского района для формирования учетных дел и направления документов в министерство образования края для включения Захаров И.А. в краевой список, было принято распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь в получении жилья несовершеннолетних Захарова, имеющих статус оставшихся без попечения родителей. В последующем это привело к тому, что постановлением администрации Большеулуйского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Захарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора социального найма был предоставлен жилой дом общей площадью 64, 1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Несмотря на то, что несовершеннолетние Захаров Р.А. и Захаров И.А. проживали в КГОУ «Большеулуйский детский дом», в нарушение положений ст.69 ЖК РФ они были включены в договор социального найма в качестве членов семьи их сестры Захарова С.А., чем были нарушены права каждого из указанных лиц: Захарова С.А. на проживание в отдельном жилом помещении с членами своей семьи, Захаров Р.А. и Захаров И.А. в связи с утратой ими права на обеспечение жильём в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно положениям которого указанным лицам, не обеспеченным жилыми помещениями, по достижении такими лицами возраста 18 лет однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающие санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором они предоставляются, общей площадью 33 квадратных метра на одного человека. После окончания образовательного учреждения Захаров И.А. было предложено проживать совместно с сестрой по адресу: <адрес>, он также периодически проживал на съемных квартирах. В связи с тем, что он включён в договор социального найма для проживания по указанному адресу, Захаров И.А. не был включён в краевой список агентства образования Администрации Красноярского края, а затем министерства образования для получения жилого помещения, несмотря на то, что неоднократно обращался по вопросу обеспечения жильем в администрацию Большеулуйского района, отдел опеки и попечительства, в администрацию Большеулуйского сельсовета, откуда получал ответы с предложением проживать по месту регистрации и приватизировать жильё. В связи с тем, что Захаров И.А., в отсутствие законных оснований вселён в жилое помещение по адресу: <адрес>, он не может быть признан обеспеченным жильём. Учитывая, что Захаров И.А. не имел в собственности жилья, не имел в пользовании жилья на законном основании, он должен был быть поставлен на учёт в соответствующий список. В настоящее время он подлежит обеспечению жильём на основании Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961. Прокурор просит признать Захаров И.А. не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; обязать администрацию Большеулуйского района предоставить Захаров И.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 27 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены орган опеки и попечительства в Большеулуйском районе, министерство образования и науки Красноярского края.
Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 24 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Зиганшина С.А., действующая в собственных интересах, а также в интересах своей несовершеннолетней дочери А.А., Захаров Р.А.
Представитель ответчиков администрации Большеулуйского района и администрации Большеулуйского сельсовета, представитель третьего лица министерства образования и науки Красноярского края, третье лицо Захаров Р.А. о месте, дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, не явились. Представитель ответчика администрации Большеулуйского сельсовета просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя указанного ответчика. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, согласно положениям которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика администрации Большеулуйского района, представителя третьего лица министерства образования и науки Красноярского края, в отсутствие третьего лица Захаров Р.А., не представивших сведения о причинах своей неявки.
Истец помощник прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белов А.С. иск поддержал по изложенным в нём основаниям, уточняя его, просил возложить на администрацию Большеулуйского района обязанность предоставить жилое помещение в состоянии и виде, определённых требованиями Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961.
Истец Захаров И.А. иск поддержал, суду пояснил, что он относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 2007 года по 2016 год он являлся воспитанником детского дома, после окончания которого ему сказали, что он должен проживать со своей сестрой как члены одной семьи в одном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Он поступил учиться в техникум в <адрес>, жил, в том числе, в снимаемых в аренду квартирах, затем проходил службу в армии, затем попал в места лишения свободы, где сейчас и находится. Все эти годы он периодически жил у сестры, но у него с ней постоянно возникали конфликты, в том числе по поводу порядка пользования жилым домом. У сестры была своя семья, он членом её семьи не являлся. Сестра выделила ему для проживания комнату, за которой все эти годы никто не ухаживал, стены в которой прогнили. Он, Захаров И.А., стал обращаться в органы местного самоуправления на территории Большеулуйского района по вопросам обеспечения его отдельным жильём, но ему всегда отвечали, что он жилым помещением обеспечен. Полагает, что органами местного самоуправления нарушено его право на обеспечение отдельным жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В письменном отзыве на иск администрация Большеулуйского сельсовета сочла заявленный иск не подлежащим удовлетворению, указав, что на основании постановления Большеулуйского сельсовета Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № нанимателю Захарова С.А., имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании ходатайства Захарова С.А. в качестве члена её семьи в договор найма жилого помещения был включён её брат Захаров И.А., который сохранил право на закреплённое за ним жилое помещение на весь период пребывания в образовательном учреждении, службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, после окончания службы продолжил проживание в указанном жилом помещении. В 2020 году Захаров И.А. переехал на другое место жительства в <адрес>. Полагают, что право Захаров И.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди по месту жительства жилым помещением, реализовано в полном объёме (л.д.65-66).
Представитель органа опеки и попечительства Большеулуйского района в своём письменном пояснении указал, что на основании постановления Большеулуйского сельсовета Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Захарова С.А., членами семьи нанимателя в договор включены братья Захаров Р.А. и Захаров И.А.. На момент заключения договора социального найма Захаров И.А. исполнилось 10 лет, он находился под надзором КГКУ «Большеулуйский детский дом». Постановление Большеулуйского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № не утратило силу, Захаров И.А. остаётся членом семьи нанимателя жилого помещения и не имеет права на включение в список детей-сирот на получение жилого помещения на основании положений Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961. Просят разрешить настоящий спор в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.72-74).
Третье лицо Зиганшина (Захарова) С.А. пояснила суду, что в 2010 году ей и её двум братьям Захаров Р.А. и Захаров И.А. как детям, оставшимся без попечения родителей, администрация Большеулуйского сельсовета предоставила для проживания жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Договор социального найма был заключён с ней, т.к. она была уже совершеннолетняя, а братья, а также её малолетняя дочь были включены в договор социального найма в качестве членов её семьи. На момент предоставления жилья её братья были несовершеннолетние и проживали в детском доме, она на выходные дни брала их к себе. После достижения совершеннолетия брат Захаров Р.А. прожил в этом доме около 1 года, а потом создал свою семью и переехал в другое постоянное место жительства. Брат Захаров И.А. периодически жил в их общем доме вместе с ней, учился в <адрес> в техникуме, который не окончил, служил в армии, снимал в аренду жилье в <адрес>, в декабре 2020 года совершил преступление, уехал от неё и больше не возвращался. Во время совместного проживания с братом Ильёй они, действительно, часто ссорились, хотя она и не препятствовала ему в пользовании жилым помещением, пыталась даже его разделить и обустроить отдельные входы, но сделать это не представилось возможным по техническим причинам.
Выслушав истцов помощника прокурора Большеулуйского района Белова А.С., Захаров И.А., представителя третьего лица органа опеки и попечительства в Большеулуйском районе Пушня Е.В., третье лицо Зиганшина (Захарова) С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникшие между сторонами настоящего судебного спора, регламентируются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка».
Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
ДД.ММ.ГГГГ истец Захаров И.А. органом местного самоуправления был принят на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ истец Захаров И.А. органом местного самоуправления был включен в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения в договор социального найма и снят с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Захаров И.А. достиг возраста 18 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Захаров И.А. достиг возраста 23 лет.
Согласно нормам п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, действовавшей в редакции на дату 14.08.2007 года, 10.02.2010 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положения п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ утратили свою силу с принятием Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ. Этим же Федеральным законом Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен ст.109.1, согласно ч.1 которого предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.07.2018 года № 267-ФЗ ст.109.1 ЖК РФ была дополнена частью 3, согласно которой в жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей по состоянию на 14.08.2007 года, на 10.02.2010 года в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч.1 ст.8). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства (часть 2 ст.8).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей по состоянию на 04.07.2017 года (достижение истцом возраста 18 лет) в редакции Федерального закона от 29.02.21012 года № 15-ФЗ, Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1ст.8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2 ст.8). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3 ст.8). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст.8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8 ст.9). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9 ст.8).
Аналогичным образом статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентируются дополнительные гарантии прав на имущество и на жилое помещение в ныне действующей редакции.
В соответствии с частью 2 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка», действовавшего по состоянию на 14.08.2007 года, на 10.02.2010 года в редакции Закона Красноярского края от 09.06.2005 года № 14-3524, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка», действовавшего в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.4).
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании указанного в настоящей статье документов, в том числе ходатайства законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными (далее - законные представители), заявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием желаемого места предоставления жилого помещения в границах муниципального района или городского округа края, который является местом жительства указанных лиц, либо согласия на определение места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного Правительством края органа исполнительной власти края в области образования (п.5).
Включение в список лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан (п.7).
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края(п.12).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров (п.14).
В соответствии с положениями статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребёнка», действующего в нынешней редакции Закона Красноярского края от 19.12.2019 N 8-3544:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту настоящей статьи соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее по тексту - закрепленное жилое помещение), в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее по тексту настоящей статьи - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту настоящей статьи - лица, которые достигли возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.
2. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по их письменному заявлению, поданному в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края (далее по тексту настоящей статьи - орган местного самоуправления), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
4. Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту статьи - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
22. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края.
24. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее по тексту статьи - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
25. Орган местного самоуправления заключает с детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот, лицами, которые достигли возраста 23 лет, договор найма специализированного жилого помещения на основании акта о включении в список.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по решению органа местного самоуправления договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний срок неоднократно.
В соответствии с Законом Красноярского края 24.12.2009 года № 9-4225 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее соответственно - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые достигли возраста 23 лет).
В настоящем судебном заседании установлено, что Зиганшина (Захарова) С.А., Захаров Р.А. и истец Захаров И.А. являлись детьми, оставшимися без попечения родителей, не имели закреплённого за ними жилья, не имели жилья в собственности, не являлись нанимателями жилого помещения или членами его семьи, подлежали обеспечению жилым помещением в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства. ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления всем троим было предоставлено одно жилое помещение вне очереди, однако порядок обеспечения жилым помещением истца Захаров И.А. был нарушен.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно решению Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Захарова Т.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Захарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети переданы для дальнейшего устройства органу опеки и попечительства администрации Большеулуйского района (л.д.22-23).
Согласно заочному решению Шарыповского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Захаров А.М. лишён родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Захарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети переданы для дальнейшего устройства органу опеки и попечительства администрации Большеулуйского района по месту их постоянного проживания (л.д.16).
Согласно свидетельству о смерти Захаров А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
Согласно информации министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (л.д.14).
Согласно постановлению администрации Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ, Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающие по адресу: <адрес>, имеющие статус оставшихся без попечения родителей, определены в государственное учреждение на полное государственное обеспечение (лд.д.18).
Как следует из распоряжения администрации Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ № Захаров И.А. выведен из-под надзора КГКОУ «Большеулуйский детский дом», определён в краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский техникум нефти и газа» на полное государственное обеспечение (л.д.19).
Согласно распоряжению администрации Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № Захарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ, Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ, Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ, включены в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, поскольку дети имеют статус оставшихся без попечения родителей ввиду лишения их родителей родительских прав, а их квартира пришла в непригодное состояние, проживание в ней невозможно (л.д.15).
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № Большеулуйского сельсовета Красноярского края Захарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, из муниципального жилого фонда для проживания, постановлено заключить с Захарова С.А. договор социального найма жилого помещения с включением всех членов семьи (л.д.25).
Как это следует из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, он заключён между наймодателем администрацией Большеулуйского сельсовета и нанимателем Захарова С.А.. В соответствии с условиями договора наймодатель передаёт, а наниматель принимает в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трёх комнат в одноэтажном деревянном доме общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> для проживания в нём, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (п.1). Характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нём, указана в техническом паспорте жилого помещения (п.2). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: брат Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (п.3). Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют равные с нанимателем права и обязанности, вытекающие из настоящего договора (п.7) (л.д.26-27).
Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Большеулуйского сельсовета Красноярского края, в целях ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Большеулуйского сельсовета, учитывая, что граждане получили жилые помещения по договору социального найма, в соответствии с пунктом 4 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлено снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Захарова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.24).
В соответствии с информаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (л.д.108).
Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения администрацией Большеулуйского сельсовета протеста прокурора Большеулуйского района № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление администрации Большеулуйского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении социального договора жилого помещения» в части исключения из договора Захаров Р.А. и Захаров И.А., администрация Большеулуйского сельсовета оснований к такому изменению ранее вынесенного постановления не усмотрела (л.д.34-35).
Из ответа администрации Большеулуйского района Красноярского края на представление прокурора Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением Захаров И.А., администрация Большеулуйского района Красноярского края указала, что поскольку на основании постановления Большеулуйского сельсовета Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Захарова С.А., членами семьи нанимателя в договор включены братья Захаров Р.А. и Захаров И.А., настоящее постановление не утратило силу, Захаров И.А. в настоящее время остаётся членом семьи нанимателя жилого помещения и не имеет права на включение в список детей-сирот на получение жилого помещения (л.д.48-51).
Из представленной в суд переписки следует, что до обращения в суд истец Захаров И.А. многократно обращался с заявлениями по поводу обеспечения его жильём в администрацию Большеулуйского сельсовета, в администрацию и к главе Большеулуйского района, откуда его обращения, в том числе, направлялись в орган опеки и попечительства в Большеулуйском районе.
В частности в обращении от ДД.ММ.ГГГГ в Большеулуйский сельсовет Захарова просит разъяснить ему порядок пользования жилым помещением, которое ему после выпуска из детского дома предоставили для проживания совместно с сестрой, указывает, что проживать с ней совместно невозможно по причине конфликтных отношений, просит разделить им квадраты, либо выделить ему другой дом (л.д.127). В обращении от ДД.ММ.ГГГГ он просит разъяснений по вопросу о том, как ему можно расторгнуть договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не может проживать с сестрой по причине конфликтных отношений, указывает, что уже обращался с таким вопросам в орган опеки и попечительства, где ему порекомендовали приватизировать квартиру (л.д.132). Обращался Захаров И.А. по вопросам обеспечения его жильём и к главе Большеулуйского района ДД.ММ.ГГГГ, указывает, что является выпускником детского дома, что не имеет возможности проживать в жилом доме, который им с сестрой предоставили как сиротам, что сестра препятствует ему в пользовании жилым помещением, что он был вынужден уехать из жилого дома и снимать квартиры в <адрес>, просит разъяснить порядок расторжения договора (л.д.134-135). ДД.ММ.ГГГГ Захаров И.А. обратился в администрацию Большеулуйского сельсовета, указав, что является сиротой, что путем включения его в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя – его сестры, были нарушены его права на получение жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей, просит разъяснить, когда он будет обеспечен жильём в установленном порядке (л.д.140-141). ДД.ММ.ГГГГ Захаров И.А. обратился в администрацию Большеулуйского сельсовета за разъяснениями о том, какие именно необходимы документы для отправления в органы опеки и попечительства для получения жилья (л.д.149).
Из представленных в суд ответов на обращения Захаров И.А. от администрации Большеулуйского района, выполняющего функции органа опеки и попечительства в Большеулуйском районе, следует, что Захаров И.А. по вопросам обеспечения его жильём, по вопросам о перечне документов, необходимых для обеспечения его жильём обращался ДД.ММ.ГГГГ (ответ дан начальником отдела образования администрации Большеулуйского района, на который непосредственно возложены функции органа опеки и попечительства), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (лд.155-167). На обращение Захаров И.А. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Захаров И.А. был направлен ДД.ММ.ГГГГ перечень документов, необходимый для включения его в список министерства образования для получения жилого помещения (л.д.156).
Как пояснил Захаров И.А. письмо из администрации Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ он до настоящего времени не получил, доказательств обратного суду не представлено.
В суд с настоящим иском прокурор Большеулуйского района обратился ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в период судебного разбирательства истец Захаров И.А. достиг возраста 23 лет.
Пояснения Захаров И.А. о том, что у него с сестрой Зиганшина (Захарова) С.А. сложились конфликтные отношения, Зиганшина (Захарова) С.А. подтвердила, это утверждение подтверждается и информацией МО МВД России «Большеулуйское» о поступлении в отделение полиции сообщений и от Захаров И.А. и от Зиганшина (Захарова) С.А. о ссорах и скандалах между ними (л.д.168).
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет суду прийти к следующим выводам.
На момент обращения прокурора с иском в суд истец Захаров И.А. в силу положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относился к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба его родителя были лишены родительских прав в отношении Захаров И.А., в последствие его отец умер.
Поскольку Захаров И.А. был помещён в социальное учреждение, постольку все вопросы, связанные с его социальной защитой до окончания пребывания в указанном учреждении являлись обязанностью последнего, а также органа опеки и попечительства в Большеулуйском районе, функции которого возложены на отдел образования администрации Большеулуйского района.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец Захаров И.А. не имел закреплённого за ним жилья, не имел жилья в собственности, не являлся нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не являлся членом семьи нанимателя жилого помещения, а соответственно подлежал обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании положений ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961, действовавших в редакции на указанную дату.
Вместе с тем, принимая решение о предоставлении сестре истца Захарова С.А. и её несовершеннолетним братьям как членам её семьи одного жилого помещения и снятии их с учета в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении, орган местного самоуправления неверно применил нормы материального права, без учета положений указанных нормативных актов о том, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть тогда, когда лицо имеет фактическую возможность реализовывать свои права и обязанности в отношении жилого помещения. Данная норма, по смыслу действующего законодательства, направлена на дополнительную защиту особой категории, нуждающихся в опеке со стороны государства, которые, пребывая в социальных учреждениях, в учебных заведениях до достижения совершеннолетия фактически не имеют реальной возможности пользоваться жилым помещением по его прямому назначению, лишены возможности проживать в нём, лишены возможности исполнять обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, в том числе оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Объективным подтверждением тому, что Захаров И.А. не мог реализовывать свои права и обязанности в отношении жилого помещения, предоставленного ему для проживания до достижения совершеннолетия являются те обстоятельства, что Захаров И.А. не может достигнуть соглашения с сестрой о порядке пользования жилым помещением, что у него возникли неисполненные обязательства по внесению платежей за пользование жилым помещением, о чем свидетельствуют переписка с администрацией Большеулуйского сельсовета, информация из МО МВД России «Большеулуйское», что, фактически, подтвердила в судебном заседании третье лицо Зиганшина С.А.
Кроме того, включение Захаров И.А. в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения, заключённый с нанимателем его сестрой Захарова С.А. ДД.ММ.ГГГГ, не соответствовало и положениям ст.69 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Суд соглашается с доводами иска о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения договора социального найма) Захаров И.А. не являлся членом семьи Захарова С.А.: он не проживал с ней совместно, жил в детском доме, в силу своего малолетнего возраста находился на полном государственном обеспечении и не вёл с сестрой общего хозяйства, не имел возможности выразить своей воли на включение его в договор социального найма в качестве члена семьи. При этом законный представитель Захаров И.А., равно как и орган опеки и попечительства к решению данного вопроса не привлекались, их мнение не выяснялось, соответствующих доказательств суду не представлено.
С 2012 года действующее законодательство обязывает орган опеки и попечительства по достижении несовершеннолетним лицом, оставшимся без попечения родителей, возраста 14 лет и нуждающимся в жилом помещении, принять меры к включению такого лица в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, чего в данном случае сделано не было.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Между тем, ни одно из учреждений, в которых воспитывался и обучался Захаров И.А. постановкой его на учет в качестве лица, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, не занималось, возможность получить жилье на льготных условиях ему не разъяснялось.
При установленных судом обстоятельствах суд считает, что было нарушено право Захаров И.А. на обеспечение жильем в установленном порядке.
Ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав Захаров И.А. в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и воспитывался истец, в том числе в связи с ошибочным толкованием норм материального права, служат основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем Захаров И.А. как относящегося ранее к числу детей, оставшихся без попечения родителей, впоследствии к числу лиц из их числа.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года, до которого лица, имеющие право на обеспечение жильём на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ подлежат постановке на учёт в качестве таковых, учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определенных статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной адаптации в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию приведенного выше Закона граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан.
Истец Захаров И.А. до достижения возраста 23 лет пытался реализовать свое право на включение его в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, о чём свидетельствует его переписка с органами местного самоуправления, в том числе с органом опеки и попечительства. До достижения указанного возраста он обратился в суд с настоящим иском.
При установленных судом обстоятельствах доводы ответчиков, представителя третьего лица органа опеки и попечительства о том, что Захаров И.А. обеспечен жилым помещением в установленном порядке, а поэтому не относится к числу лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Законом Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961, суд находит не состоятельным.
То обстоятельство, что в возрасте до достижения 23 лет истец Захаров И.А. не был включён в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Законом Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961, само по себе как обстоятельство, относящееся к формальной процедуре обеспечения жилым помещением лиц с особым статусом, не может являться препятствием для восстановления нарушенного права таких лиц на обеспечение жилым помещением.
Предъявление иска об обеспечении Захаров И.А. жилым помещением без включения его в списки лиц, подлежащих обеспечению жильём на основании ст.17. Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 нормам действующего законодательства не противоречит. Избранный истцом способ путем признания истца Захаров И.А. не приобретшим право пользования спорным жилым помещением и возложением на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу жилое помещение позволяет в полной мере восстановить право истца Захаров И.А. на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном действующим законодательством.
Иск прокурора о признании Захаров И.А. не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, о возложении на администрацию Большеулуйского района Красноярского края, предоставить Захаров И.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда подлежит удовлетворению.
При определении критериев, которым должно соответствовать жилое помещение, суд исходит из положения ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961.
Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены в силу положения ст.333.36 Налогового кодекса.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Захаров И.А. удовлетворить.
Признать Захаров И.А., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, не приобретшим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Администрации Большеулуйского района Красноярского края, ИНН 2409000638, ОГРН 1022401158559, предоставить Захаров И.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории Большеулуйского района, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения с допустимым превышением, но не более чем на 9 квадратных метров, с допустимым уменьшением не более чем на 11 квадратных метров, при предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, с допустимым превышением размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 11 августа 2022 года.
Судья: