Решение по делу № 72-940/2024 от 25.09.2024

УИД: 66RS0003-02-2024-001118-58

дело № 72-940/2024

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 7 ноября 2024 года

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Топычканова А.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 17 июня 2024 года № 66-002-2024/2367П и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 июля 2024 года № 12-477/2024, вынесенные в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 157 (далее - МАОУ СОШ № 157) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

обжалуемым постановлением должностного лица МАОУ СОШ № 157 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 июля 2024 года № 12-477/2024 постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа МАОУ СОШ № 157 снижен до 150 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник Топычканов А.А. просит об изменении вида назначенного наказания, либо о снижении размера административного штрафа.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав законного представителя юридического лица Резникову С.Ю., оснований для отмены или изменения состоявшихся решений не нахожу.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 300 000 до 400 000 рублей.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.

Согласно ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию (ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Екатеринбурга от 4 июля 2023 года № 2307/002-66/439-В в период с 9 часов 00 минут по 18 часов 00 минут 6 июля 2023 года уполномоченным должностным лицом органа пожарного надзора на объекте защиты, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 9а, принадлежащем (эксплуатируемом) МАОУ СОШ № 157, проведен инспекционный визит в целях проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которого установлено, что в здании допускается эксплуатация системы автоматической пожарной сигнализации со сроком годности более 10 лет (имеющаяся система не соответствует требованиям действующих нормативных документов по пожарной безопасности, проектным решениям, а установленные пожарные извещатели и приемно-контрольные приборы не обеспечивают надежную защиту социально-значимого объекта и людей, находящихся в здании, оборудование голосового оповещении не обеспечивает необходимый уровень звукового давления в любой точке здания и помещения), что является нарушением ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 54, 81, 83, 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 1.12 РД 009-02-96 «Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт».

По факту выявленного нарушения 3 июня 2024 года государственным инспектором г. Екатеринбурга по пожарному надзору в отношении МАОУ СОШ № 157 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51 оборот-53), а 17 июня 2024 года заместителем главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору вынесено постановление о назначении юридическому лицу административного наказания (л.д. 56-59).

Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 3 июня 2024 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51 оборот-53); решением о проведении внепланового инспекционного визита (л.д. 63-64); актом внепланового инспекционного визита (л.д. 60-61); предписанием (л.д. 62); уставом МАОУ СОШ № 157 (л.д. 65-73); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 74-78); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 155-158); показаниями свидетеля Гамаюновой В.В. в районном суде (л.д. 98).

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей обоснованно сделан вывод о виновности МАОУ СОШ № 157 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому действия юридического лица квалифицированы правильно.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что МАОУ СОШ № 157 предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении МАОУ СОШ № 157 во исполнение распоряжения (приказа) заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 5 марта 2021 года № 347 должностным лицом выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 31 марта 2021 года № 347/1/1 сроком исполнения до 1 марта 2022 года (л.д. 11-12).

По результатам проведенного в здании МАОУ СОШ № 157 инспекционного визита должностным лицом составлен акт внепланового инспекционного визита и вновь выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 2307/002-66/439-В/П сроком исполнения до 1 ноября 2023 года (л.д. 62).

Оснований не доверять доказательствам, представленным государственным инспектором по пожарному надзору, подтверждающим, что на момент проведения инспекционного визита имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто. Оснований полагать, что при осуществлении своей деятельности должностными лицами органа пожарного надзора допущены нарушения прав юридического лица, также не имеется.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда справедливо отмечено, что вручение законному представителю МАОУ СОШ № 157 предписания об устранении нарушений состоялось 31 марта 2021 года, в то время как с просьбой о выделении финансирования директор обратилась только 17 октября 2023 года.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы МАОУ СОШ № 157 на судебный запрос представлены сведения об обращении юридического лица о выделении денежных средств для исполнения предписаний от 31 марта 2021 года № 347/1/1, от № 2307/002-66/439-В/П, а также планы финансово-хозяйственной деятельности за 2021-2024 годы. Обращения руководителя юридического лица в Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга 26 июня 2021 года, 17 октября 2023 года и 26 июня 2024 года не свидетельствуют о принятии всех зависящих мер, поскольку носят несистематический характер (в 2021 году ответ на обращение о выделении денежных средств не получен, а в 2022 году сведения об обращении и вовсе отсутствуют) (л.д. 129-131). Более того, в представленных документах смета и конкретная сумма на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности не обозначена. Из представленных планов финансово-хозяйственной деятельности МАОУ СОШ № 157 за 2021-2024 годы не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что расходы на устранение требований пожарной безопасности юридическим лицом учтены и запрошены (л.д. 134-152).

При рассмотрении настоящей жалобы законный представитель юридического лица Резникова С.Ю. пояснила, что в соответствии с порядком и сроками составления бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности) предложения о выделении бюджетных ассигнований для обеспечения устранения нарушений требований пожарной безопасности в Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга не направлялись.

Соответственно, оснований для прекращения производства по ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не усматривает, поскольку доказательств направления законным представителем образовательного учреждения в соответствии с порядком и сроками составления бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности) предложений о выделении бюджетных ассигнований для обеспечения устранения нарушений требований пожарной безопасности в период с 2021 года по настоящее время (с момента выдачи первоначального предписания) не представлено.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения образовательного учреждения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Таким образом, доводы жалобы о принятии юридическим лицом всех мер по выполнению требований противопожарного законодательства, отсутствии финансирования были предметом исследования судьей районного суда, обоснованно опровергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте.

Частичное устранение нарушений, а также включение здания школы в программу капитального ремонта на 2026 год не свидетельствуют об отсутствии состава или события административного правонарушения, связанного с длительным невыполнением обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, создающего угрозу для жизни и здоровья граждан. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности в образовательном учреждении, с учетом его деятельности, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты.

Из материалов дела следует, что правонарушение совершено виновно: оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля МАОУ СОШ № 157 при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности соблюсти требования закона, не имеется.

Следует отметить, что в силу п. 2 ст. 6, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, однако эксплуатация МАОУ СОШ № 157 объекта защиты, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 9а, с нарушением требований пожарной безопасности осуществляется с 2021 года.

Вопреки доводам жалобы защитника проведение в 2023 и 2024 годах комплексных испытаний на работоспособность систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а не ежегодных; частичная замена технических средств систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д. 30, 31, 32-36, 39-45, 94) не свидетельствуют о принятии МАОУ СОШ № 157 всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности, поскольку являются недостаточными.

Приведенные в жалобе защитника доводы дублируют позицию, изложенную в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и при рассмотрении дела в районном суде, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи районного суда.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных законом процессуальных требований.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении МАОУ СОШ № 157 к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено МАОУ СОШ № 157 в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния. Административный штраф судьей районного суда назначен МАОУ СОШ № 157 в размере менее минимального, предусмотренного санкцией статьи с учетом ч. 3.2 ст. 4.1 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.

Правовых оснований для снижения размера административного штрафа не имеется, поскольку он назначен в минимально возможном размере.

Вопреки доводам жалобы оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части таких обстоятельств как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей ввиду нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности, что исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Назначенное МАОУ СОШ № 157 наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не установлено.

Порядок привлечения МАОУ СОШ № 157 к административной ответственности не нарушен.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 17 июня 2024 года № 66-002-2024/2367П и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 июля 2024 года № 12-477/2024, вынесенные в отношении МАОУ СОШ № 157 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Топычканова А.А. - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда И.О. Григорьев

УИД: 66RS0003-02-2024-001118-58

дело № 72-940/2024

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 7 ноября 2024 года

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Топычканова А.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 17 июня 2024 года № 66-002-2024/2367П и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 июля 2024 года № 12-477/2024, вынесенные в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 157 (далее - МАОУ СОШ № 157) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

обжалуемым постановлением должностного лица МАОУ СОШ № 157 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 июля 2024 года № 12-477/2024 постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа МАОУ СОШ № 157 снижен до 150 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе защитник Топычканов А.А. просит об изменении вида назначенного наказания, либо о снижении размера административного штрафа.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав законного представителя юридического лица Резникову С.Ю., оснований для отмены или изменения состоявшихся решений не нахожу.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 300 000 до 400 000 рублей.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.

Согласно ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию (ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Екатеринбурга от 4 июля 2023 года № 2307/002-66/439-В в период с 9 часов 00 минут по 18 часов 00 минут 6 июля 2023 года уполномоченным должностным лицом органа пожарного надзора на объекте защиты, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 9а, принадлежащем (эксплуатируемом) МАОУ СОШ № 157, проведен инспекционный визит в целях проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которого установлено, что в здании допускается эксплуатация системы автоматической пожарной сигнализации со сроком годности более 10 лет (имеющаяся система не соответствует требованиям действующих нормативных документов по пожарной безопасности, проектным решениям, а установленные пожарные извещатели и приемно-контрольные приборы не обеспечивают надежную защиту социально-значимого объекта и людей, находящихся в здании, оборудование голосового оповещении не обеспечивает необходимый уровень звукового давления в любой точке здания и помещения), что является нарушением ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 54, 81, 83, 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п. 1.12 РД 009-02-96 «Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт».

По факту выявленного нарушения 3 июня 2024 года государственным инспектором г. Екатеринбурга по пожарному надзору в отношении МАОУ СОШ № 157 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51 оборот-53), а 17 июня 2024 года заместителем главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору вынесено постановление о назначении юридическому лицу административного наказания (л.д. 56-59).

Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 3 июня 2024 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 51 оборот-53); решением о проведении внепланового инспекционного визита (л.д. 63-64); актом внепланового инспекционного визита (л.д. 60-61); предписанием (л.д. 62); уставом МАОУ СОШ № 157 (л.д. 65-73); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 74-78); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 155-158); показаниями свидетеля Гамаюновой В.В. в районном суде (л.д. 98).

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом и судьей обоснованно сделан вывод о виновности МАОУ СОШ № 157 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому действия юридического лица квалифицированы правильно.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что МАОУ СОШ № 157 предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении МАОУ СОШ № 157 во исполнение распоряжения (приказа) заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 5 марта 2021 года № 347 должностным лицом выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 31 марта 2021 года № 347/1/1 сроком исполнения до 1 марта 2022 года (л.д. 11-12).

По результатам проведенного в здании МАОУ СОШ № 157 инспекционного визита должностным лицом составлен акт внепланового инспекционного визита и вновь выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 2307/002-66/439-В/П сроком исполнения до 1 ноября 2023 года (л.д. 62).

Оснований не доверять доказательствам, представленным государственным инспектором по пожарному надзору, подтверждающим, что на момент проведения инспекционного визита имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто. Оснований полагать, что при осуществлении своей деятельности должностными лицами органа пожарного надзора допущены нарушения прав юридического лица, также не имеется.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда справедливо отмечено, что вручение законному представителю МАОУ СОШ № 157 предписания об устранении нарушений состоялось 31 марта 2021 года, в то время как с просьбой о выделении финансирования директор обратилась только 17 октября 2023 года.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы МАОУ СОШ № 157 на судебный запрос представлены сведения об обращении юридического лица о выделении денежных средств для исполнения предписаний от 31 марта 2021 года № 347/1/1, от № 2307/002-66/439-В/П, а также планы финансово-хозяйственной деятельности за 2021-2024 годы. Обращения руководителя юридического лица в Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга 26 июня 2021 года, 17 октября 2023 года и 26 июня 2024 года не свидетельствуют о принятии всех зависящих мер, поскольку носят несистематический характер (в 2021 году ответ на обращение о выделении денежных средств не получен, а в 2022 году сведения об обращении и вовсе отсутствуют) (л.д. 129-131). Более того, в представленных документах смета и конкретная сумма на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности не обозначена. Из представленных планов финансово-хозяйственной деятельности МАОУ СОШ № 157 за 2021-2024 годы не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что расходы на устранение требований пожарной безопасности юридическим лицом учтены и запрошены (л.д. 134-152).

При рассмотрении настоящей жалобы законный представитель юридического лица Резникова С.Ю. пояснила, что в соответствии с порядком и сроками составления бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности) предложения о выделении бюджетных ассигнований для обеспечения устранения нарушений требований пожарной безопасности в Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга не направлялись.

Соответственно, оснований для прекращения производства по ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не усматривает, поскольку доказательств направления законным представителем образовательного учреждения в соответствии с порядком и сроками составления бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности) предложений о выделении бюджетных ассигнований для обеспечения устранения нарушений требований пожарной безопасности в период с 2021 года по настоящее время (с момента выдачи первоначального предписания) не представлено.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения образовательного учреждения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Таким образом, доводы жалобы о принятии юридическим лицом всех мер по выполнению требований противопожарного законодательства, отсутствии финансирования были предметом исследования судьей районного суда, обоснованно опровергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте.

Частичное устранение нарушений, а также включение здания школы в программу капитального ремонта на 2026 год не свидетельствуют об отсутствии состава или события административного правонарушения, связанного с длительным невыполнением обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, создающего угрозу для жизни и здоровья граждан. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности в образовательном учреждении, с учетом его деятельности, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты.

Из материалов дела следует, что правонарушение совершено виновно: оснований полагать, что нарушение законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля МАОУ СОШ № 157 при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности соблюсти требования закона, не имеется.

Следует отметить, что в силу п. 2 ст. 6, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, однако эксплуатация МАОУ СОШ № 157 объекта защиты, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 9а, с нарушением требований пожарной безопасности осуществляется с 2021 года.

Вопреки доводам жалобы защитника проведение в 2023 и 2024 годах комплексных испытаний на работоспособность систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а не ежегодных; частичная замена технических средств систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д. 30, 31, 32-36, 39-45, 94) не свидетельствуют о принятии МАОУ СОШ № 157 всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности, поскольку являются недостаточными.

Приведенные в жалобе защитника доводы дублируют позицию, изложенную в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и при рассмотрении дела в районном суде, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи районного суда.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных законом процессуальных требований.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении МАОУ СОШ № 157 к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено МАОУ СОШ № 157 в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния. Административный штраф судьей районного суда назначен МАОУ СОШ № 157 в размере менее минимального, предусмотренного санкцией статьи с учетом ч. 3.2 ст. 4.1 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.

Правовых оснований для снижения размера административного штрафа не имеется, поскольку он назначен в минимально возможном размере.

Вопреки доводам жалобы оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части таких обстоятельств как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей ввиду нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности, что исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Назначенное МАОУ СОШ № 157 наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не установлено.

Порядок привлечения МАОУ СОШ № 157 к административной ответственности не нарушен.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору от 17 июня 2024 года № 66-002-2024/2367П и решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 июля 2024 года № 12-477/2024, вынесенные в отношении МАОУ СОШ № 157 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Топычканова А.А. - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда И.О. Григорьев

72-940/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МАОУ СОШ №157
Другие
Топычканов Александр Андреевич
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Григорьев Илья Олегович
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
30.09.2024Материалы переданы в производство судье
07.11.2024Судебное заседание
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2024Дело оформлено
19.11.2024Дело передано в экспедицию
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее