Дело №3-29/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Безносовой Е.И.,
при секретаре Гончар О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 апреля 2015 года гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Афродита» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, Правительству Курганской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Афродита» (далее ООО «Афродита») 25.12.2014 обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области.
В обоснование иска указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, напротив строения <адрес>. Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области. Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <...> коп. Считает, что в связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются права истца как собственника данного участка. Указывает, что согласно отчету общества с ограниченной ответственностью «Центр аудиторских услуг «Перспектива» (далее ООО «Центр аудиторских услуг «Перспектива») № 1-07/2014 от 16.07.2014 рыночная стоимость земельного участка составляет <...> руб. Ссылаясь на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 3, 4, 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № и площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, напротив строения 109/1, равную его рыночной стоимости в размере <...> руб.
Определением судьи Курганского областного суда от 12 февраля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Курганской области.
В судебном заседании представитель истца Алямкин Д.В., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивал.
Представители ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области Наумов С.В., Правительства Курганской области Семенова М.А. с требованиями истца не соглашались, представили письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана Борисова Ю.С. также возражала против заявленных требований.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.
Заслушав присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесенные федеральным законом к ведению суда дела.
Исходя из норм земельного законодательства Российской Федерации и законодательства об оценочной деятельности, установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог или размер арендной платы, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В ходе рассмотрения дела истцу разъяснялось право оформить заявление с учетом требований, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Данным правом истец не воспользовался, полагая, что дело должно быть рассмотрено в исковом порядке.
Тем не менее, независимо от формы поданного заявления, с учетом положений приведенных правовых норм дело подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области от имени Курганской области, субъекта Российской Федерации, в лице временно исполняющего обязанности директора Департамента Д.А.В., действующего на основании распоряжения Губернатора Курганской области от 17.02.2014 №43-р, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» с одной стороны, и ООО «Афродита», именуемое в дальнейшем «Арендатор», 05.05.2014 заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, напротив строения <адрес>, сроком на три года.
Согласно кадастровой выписке на данный земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта социального обслуживания населения (комплекса зданий траурного зала), выданной 13.01.2015 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости: 26.02.2014.
В кадастровой справке от 19.09.2014, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области отражено, что кадастровая стоимость данного земельного участка составляет <...> коп. по состоянию на 01.07.2014.
Кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитана ФГБУ «ФКП Росреестра», исходя из площади участка и удельного показателя, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области».
Согласно отчету №01-07/2014 от 16.07.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ООО «Центр аудиторских услуг «Перспектива» рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет <...> руб.
В положительном экспертном заключении эксперта, члена Экспертного Совета НП СОО «Сибирь» О.В.В. № 531/10/014 от 23.10.2014 на данный отчет отражено, что указанный отчет в целом соответствует требованиям закона и стандартам оценки, рассчитанная рыночная стоимость объекта оценки может быть признана достоверной.
Установлено, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление истца было отклонено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а её результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Из приведенных правовых норм следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
В случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», влекущих изменение его кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 №113 (далее - Порядок).
Как усматривается из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 26.02.2014 на основании акта определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2.1 Порядка.
Поскольку рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимости в данном случае оценщиком определена по состоянию на 01.01.2010, данный отчет не является допустимым доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости этого объекта.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199, 245-250 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ <...> ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.