УИД 32RS0003-01-2019-001707-81
Дело № 2-1396/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2019 года город Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи |
Артюховой О.С., |
при секретаре судебного заседания |
Берковской А.А., |
с участием представителя истца |
Мудрова А.Б., |
представителя ответчика – администрации Брянского района |
Атрошенко Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцовой Е.А. к администрации Брянского района о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязании повторно рассмотреть уведомление,
УСТАНОВИЛ:
Скворцова Е.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
28.05.2019 ею в администрацию Брянского района было направлено уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома согласно установленному виду разрешенного использования земельного участка.
05.06.2019 администрация Брянского района отказала в выдаче разрешения на строительство, сославшись на нарушение противопожарного расстояния до земель лесного фонда.
Не соглашаясь с данным отказом, Скворцова Е.А. просила суд признать незаконным отказ в разрешении строительства жилого дома на земельном участке №, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном в <адрес>, содержащийся в уведомлении отдела архитектуры администрации Брянского района от 05.05(06).2019 №432;
обязать администрацию Брянского района в порядке ч.2 ст.260 и ч.1 ст.263 ГК РФ выдать ей разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома в соответствии с уведомлением о планируемом строительстве ИЖС от 28.05.2019.
В ходе рассмотрения дела сторона истца уточнила исковые требования и просила суд
признать незаконным уведомление от 05.06.2019 №432 администрации Брянского района о недопустимости размещения объекта ИЖС на указанном земельном участке;
обязать администрацию Брянского района повторно рассмотреть уведомление Скворцовой Е.А. о планируемом строительстве объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №.
Истец Скворцова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Мудров А.Б. поддержал уточненные исковые требования, указав, что отказ администрации не обоснован.
Представитель ответчика – администрации Брянского района –Атрошенко Е.А. исковые требования не признала. Пояснила, что вывод о наличии нарушения противопожарного расстояния до земель лесного фонда сделан визуально исходя из сведений публичной кадастровой карты. При этом какие-либо планы, схемы, в том числе по результатам натурных измерений, не составлялись.
Представитель третьего лица – Управления лесами Брянской области – в судебное заседание не явился.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в суде и не оспаривалось стороной ответчика, земельный участок, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Скворцовой Е.А.
Из материалов кадастрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером № видно, что ранее указанный земельный участок относился к категории земель – земли населенных пунктов, имел вид разрешенного использования – для ведения садоводства.
12.04.2019 по заявлению Скворцовой Е.А. изменен вид разрешенного использования. В настоящее время согласно актуальным сведениям ЕГРН видом разрешенного использования является следующий вид: для индивидуального жилищного строительства.
28.05.2019 Скворцова Е.А. обратилась в администрацию Брянского района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, приложив выполненное от руки схематичное изображение планируемого строительства.
05.06.2019 (ошибочно указана дата 05.05.2019) администрация Брянского района выдала уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В названном уведомлении указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с не соответствием требованиям СП «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», согласно п.4.14 которых противопожарное расстояние от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30 м.
Истец Скворцова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Также согласно п. 1 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным, при совокупности обоих условий.
Исходя из положений ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в настоящее время для строительства индивидуального жилого дома не требуется получения разрешения на строительство.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с частью 7 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В силу пункта 2 части 10 приведенной нормы уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в том числе в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Как видно из оспариваемого уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке основанием для его направления послужило то, что противопожарное расстояние от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) в рассматриваемом случае составляет менее 30 м, что не соответствует п.4.14 СП «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Действительно согласно п.4.14 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", введенного в действие Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 с 24.06.2013, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств не соответствия планируемого Скворцовой Е.А. строительства индивидуального жилого дома п.4.14 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Ссылку стороны ответчика на то, что это видно из публичной кадастровой карты суд находит неубедительной, тем более с учетом того, что из публичной кадастровой карты видно, что выше земельного участка с кадастровым номером № расположен жилой дом.
При таких обстоятельствах, уведомление администрации Брянского района о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке нельзя признать законным. Кроме того, вынесение данного уведомления нарушает права и законные интересы Скворцовой Е.А., которая имеет в собственности земельный участок с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
При этом суд не вправе подменять своими решениями полномочия органа публичной власти. Если орган публичной власти фактически не принял решение в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решение, не относящееся к его компетенции, но может возложить на орган публичной власти, обладающий соответствующими полномочиями, обязанность по рассмотрению заявления гражданина.
В связи с чем, суд находит иск Скворцовой Е.А. подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Скворцовой Е.А. к администрации Брянского района о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязании повторно рассмотреть уведомление – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке администрации Брянского района №432 от 05.05(06).2019.
Обязать администрацию Брянского района повторно рассмотреть уведомление Скворцовой Е.А. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 28.05.2019.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу,
судья Брянского районного суда
Брянской области /подпись/ О.С.Артюхова
Мотивированное решение составлено 14 октября 2019 года.