ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело № 3а-49/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 29 августа 2019 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Тамарова Ю.П.,
при секретаре Палаткиной А.С.,
с участием:
административного истца – Бикмаева Шамиля Закариевича, его представителя Афиногентовой Ж.А.,
административного ответчика – Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управления Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованного лица - Бикмаева Юнира Шамильевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бикмаева Шамиля Закариевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Бикмаеву Ш.З. на праве собственности в период с 25 мая 2017 г. по 7 ноября 2018 г. принадлежали объекты недвижимости:
здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада фуражного, расположенного по адресу: <данные изъяты>
здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада семенного, расположенного по адресу: <данные изъяты>
здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада фуражного, расположенного по адресу: <данные изъяты>
По состоянию на 1 июля 2012 г. определена их кадастровая стоимость в размере 4 250 669 рублей, 6 724 557 рублей и 4 927 252 рубля соответственно.
Считает кадастровую стоимость указанных объектов завышенной, значительно превышающей их рыночную стоимость, в связи, с чем увеличивается размер имущественного налога с продажи по форме 3НДФЛ.
Согласно отчёту от 15 мая 2019 г. № 84/2019 «Об оценке рыночной стоимости имущества, принадлежащего Бикмаеву Ш.З., расположенного по адресу: <данные изъяты> составленному оценщиком ООО «Каплан», по состоянию на 1 июля 2011 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> составила 277 000 рублей, здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 382 000 рублей, здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 199 000 рублей.
В связи с этим административный истец просил суд установить кадастровую стоимость вышеназванных объектов равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2012 г. (л.д. 2-4).
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия представило возражения на административное исковое заявление, в котором указало, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку оценку объекта недвижимости не производило и результаты государственной кадастровой оценки не утверждало. Возражений относительно рыночной стоимости объекта и отчёта об оценке не представило.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо Бикмаев Ю.Ш. не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» представил заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, остальные о причинах неявки не сообщили ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Афиногентова Ж.А. административный иск поддержал по изложенным в нём основаниям.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Согласно договору купли продажи земельного участка и зданий зерноскладов, заключенному 25 мая 2017 г. между продавцом ООО «Родные просторы» и покупателем Бикмаевым Ш.З., договору купли продажи земельного участка и зданий зерноскладов, заключенному 7 ноября 2018 г. между продавцом Бикмаевым Ш.З. и покупателем Бикмаевым Ю.Ш., а также выпискам из Единого государственного реестра недвижимости и сообщениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия от 5 августа 2019 г. № 8438/14-12 и Управления Росреестра по Республике Мордовия от 5 августа 2019 г. № 07-17/5464 объекты недвижимости:
здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада фуражного, расположенного по адресу: <данные изъяты>
здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада семенного, расположенного по адресу: <данные изъяты>
здание с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада фуражного, расположенного по адресу: Республика <данные изъяты> принадлежали с 7 июня 2017 г. до 19 ноября 2018 г. на праве собственности Бикмаеву Ш.З., их кадастровая стоимость по состоянию на 1 июля 2012 г. составила 4 250 669 рублей, 6 724 557 рублей и 4 927 252 рубля соответственно (л.д. 9-19, 87-88, 89-90).
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума № 28) разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
В соответствии с положениями частей первой-третьей статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу положений пункта 1 статьи 207 и подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Следовательно, Бикмаев Ш.З. имел право на обращение в суд с вышеназванным административным исковым заявлением без предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из сообщений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия от 5 августа 2019 г. № 8438/14-12 и Управления Росреестра по Республике Мордовия от 5 августа 2019 г. № 07-17/5464, кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> определена по состоянию 1 июля 2012 г. и утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 476 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия» (л.д. 87-88, 89-90).
В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости Бикмаев Ш.З. представил отчёт от 15 мая 2019 г. № 84/2019 «Об оценке рыночной стоимости имущества, принадлежащего Бикмаеву Ш.З., расположенного по адресу: <данные изъяты> составленный оценщиком ООО «Каплан» Леоновым В.В.
В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей.
Договор обязательного страхования ответственности заключается членом саморегулируемой организации оценщиков на срок не менее одного года с условием возмещения ущерба, причинённого в период действия договора обязательного страхования ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.
Представленный Бикмаевым Ш.З. отчёт утверждён ООО «Каплан».
Оценщик Леонов В.В. работает директором в ООО «Каплан», имеет квалификацию в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», его гражданская ответственность застрахована в АО «АльфаСтрахование» на сумму 3 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 2 августа 2018 г. до 1 августа 2019 г., ООО «Каплан» застраховало гражданскую ответственность в АО «АльфаСтрахование» на сумму 5 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 7 июля 2018 г. по 6 июля 2019 г. (л.д. 45-46).
Согласно данному отчёту по состоянию на 1 июля 2012 г. рыночная стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> составила 277 000 рублей, здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 382 000 рублей, здания с кадастровым номером <данные изъяты> – 199 000 рублей (л.д. 21-49).
Возражения относительно отчёта об оценке и доказательства, опровергающие данный отчёт, суду не представлены.
Лица, участвующие в деле, о назначении судебной строительно-технической экспертизы не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах следует, что оценщик Леонов В.В. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, и его отчёт полный, ясный, сомнений в обоснованности не вызывает.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика Леонова В.В., и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости объектов недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В пункте 7 постановления Пленума № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В связи с этим суд пришёл к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению, путём установления кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на 1 июля 2012 г. в размере 277 000 рублей, здания с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на 1 июля 2012 г. в размере 382 000 рублей, здания с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на 1 июля 2012 г. в размере 199 000 рублей.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
С учётом этих разъяснений датой подачи заявления Бикмаева Ш.З. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, следует считать 24 июля 2019 г. (дата обращения в суд).
Руководствуясь статьями 174, 180 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск Бикмаева Шамиля Закариевича к Правительству Республики Мордовия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада фуражного, расположенного по адресу: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на 1 июля 2012 г. в размере 277 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада семенного, расположенного по адресу: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на 1 июля 2012 г. в размере 382 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, наименование: Здание зерносклада фуражного, расположенного по адресу: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на 1 июля 2012 г. в размере 199 000 рублей.
Датой подачи заявления Бикмаева Шамиля Закариевича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 24 июля 2019 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Мотивированное решение суда составлено 30 августа 2019 г.