Дело № 33-2518/2019 судья в первой
Категория 132г инстанции Анашкина И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2019 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Володиной Л.В.,
судей Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Цымбала А.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя) о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Цымбала А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Решением Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в её собственность передан земельный участок по этому адресу. Поскольку подлинник решения утерян, то зарегистрировать своё право собственности на земельный участок она не имеет возможности. Потому просила признать за ней право собственности на данное имущество.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 24 апреля 2019 года иск Цымбала А.В. удовлетворён.
С таким решением суда Департамент по имущественным и земельный отношениям города Севастополя не согласен и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе в иске. Указывает, что Цымбала А.В. не выполнила действия по завершению приватизации в срок, предусмотренный статьёй 12 Закона Севастополя №, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем утратила возможность завершить ранее начатую процедуру оформления права собственности и имеет права на получение спорного земельного участка за плату или в аренду.
Цымбала А.В. в своих возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Цымбала А.В., представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца Купцова М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда просила оставить без изменения.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Цымбала А.В. приобрела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 27 ноября 2008 года, вступившим в законную силу 08 декабря 2008 года, за истцом признано право собственности на это имущество. На основании чего, право собственности на жилой дом за Цымбала А.В. ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в соответствии с законодательством Украины, а ДД.ММ.ГГГГ соответствующие сведения были внесены в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации. Жилой дом поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера №
Из технического паспорта на жилой дом, составленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что оно расположено на земельном участке по этому же адресу.
Согласно копии решения Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, оригинал которого истцом утерян, в частную собственность Цымбала А.В. передан земельный участок площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек в <адрес>.
Земельный участок поставлен на кадастровый учёт, присвоен кадастровый номер №, категория земель не установлена, вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства».
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в осуществлении государственной регистрации права собственности истца на земельный участок на основании решения Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № отказано по тому основанию, что в документах архивного фонда Орлиновского сельского совета, передаваемых на хранение в ГКУ «Архив города Севастополя», отсутствуют сведения о передаче в частную собственность данного земельного участка.
Разрешая спор, и признавая за Цымбала А.В. право собственности на земельный участок №, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении дела по иску Цымбала А.В. о признании права собственности на жилой дом обозревался оригинал решения Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года № №, поскольку в силу действовавшего в то время процессуального законодательства стороны были обязаны предоставлять суду письменные доказательства в подлиннике. Также учёл, что решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 27 ноября 2008 года, постановленным по указанному спору, было установлено, что спорный земельный участок в частную собственность истца был передан названным решением.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к выводу, что право собственности на земельный участок возникло у истца на законном основании, в результате его предоставления уполномоченным органом в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Однако, в связи с утратой подлинника решения органа местного самоуправления Цымбала А.В. лишена возможности подтвердить возникновение у неё права на спорный участок. Потому признал требования истца о признании права собственности на это недвижимое имущество обоснованными.
С выводами суда первой инстанции о доказанности возникновения у истца права собственности на спорный земельный участок судебная коллегия соглашается, поскольку они согласуются с фактическими обстоятельствами, собранным по делу доказательствами и закону соответствуют.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Поскольку правоотношения, связанные с возникновением у истца права собственности на спорный земельный участок, возникли до 18 марта 2014 года, к ним подлежат применению положения ранее действовавшего законодательства Украины.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу части 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке, в том числе акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичные положения на момент разрешения спора по существу были установлены пунктом 11 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года № 202.
При отсутствии оригиналов документов, указанных в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона, могут быть представлены дубликаты данных документов, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами приватизации, или их копии (выписки из них), выданные организациями, на хранении которых находятся оригиналы соответствующих документов (часть 3 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС).
На основании частей 1 и 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом о регистрации недвижимости, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.
Из копии решения Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что оно принято на основании статей 6,9, 17, 67 Земельного кодекса Украины от ДД.ММ.ГГГГ № и Декрета Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации земельных участков».
В соответствии с пунктом 1 указанного Декрета сельским, поселковым, городским Советам народных депутатов постановлено обеспечить передачу с ДД.ММ.ГГГГ года гражданам Украины в частную собственность земельных участков, переданных, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.
Право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьёй 1 данного Декрета, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), подтверждалось соответствующим Советом народных депутатов, о чём делалась запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю (статья 3 Декрета Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №).
С учётом того, что этим же Декретом было приостановлено действие части 2 статьи 17 и статьи 23 Земельного кодекса Украины, предусматривающей выдачу государственных актов на право собственности на землю, в отношении собственников земельных участков, определённых статьёй 1 Декрета, право собственности граждан на земельные участки возникало не с момента получения соответствующего государственного акта, а с момента принятия соответствующим Советом решения о передаче в собственность граждан земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что препятствием для регистрации права собственности истца на спорный земельный участок в порядке статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС является отсутствие у гражданина подлинника решения Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, а также отсутствие в документах архивного фонда Орлиновского сельского совета, передаваемых на хранение в ГКУ «Архив города Севастополя», сведений о передаче в частную собственность данного земельного участка.
Вместе с тем, в материалы дела представлена копия решения от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащая отмету «с оригиналом сверено»; отметка заверена печатью и подписью должностного лица (л.д. №). В выданном истцу техническом паспорте на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адресу: <адрес>, в раздел «особые отметки», заполняемом при наличии сведений о регистрации прав землепользования, внесены сведения о передаче в частную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га решением Орлиновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №. Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что датой присвоения спорном земельному участку кадастровый номер № кадастрового номера является ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное в совокупности со вступившим в законную силу решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, указанным судом первой инстанции, которым в том числе ввиду решения от ДД.ММ.ГГГГ № за истцом признанно право собственности на находящийся на спорном участке жилой дом, свидетельствует о том, что решение Орлиновского сельского совета народных депутатов Балаклавского района г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в действительности принималось, и что право собственности у Цымбала А.В. на земельный участок по адресу: <адрес>, возникло на территории города Севастополя в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
С учётом изложенного, а также того, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учёте по этому адресу, в её фактическом владении до настоящего времени находится данный земельный участок, при этом её право владения и пользования никем, в том числе ответчиком не оспорено, и сведений о прекращении действия решения от ДД.ММ.ГГГГ № в материалы дела не представлено, то решение суда о признании за Цымбала А.В. права собственности на спорное имущество является обоснованным.
Судебная коллегия также отмечает, что в сложившейся ситуации утери оригинала правоустанавливающего документа и отсутствии соответствующих сведений о предоставлении земельного участка в собственность истца в порядке бесплатной приватизации в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, признание права собственности Цымбала А.В. в судебном порядке является единственным возможным способом защиты нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что предоставление земельного участка истцу, не имеющему право собственности на него, должно было осуществляться только в порядке статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и в срок до 01 января 2019 года, несостоятельны.
Статья 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года регулирует правоотношения по завершению оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. К возникшим между сторонами правоотношениям нормы указанной статьи не применяются, поскольку, как указывалось выше, право Цымбала А.В. на спорный земельный участок возникло на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть до Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ. И именно невозможность без судебного решения осуществить его государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о том, что в результате удовлетворения заявленных требований истец приобретёт право собственности на земельный участок в обход установленного порядка, тогда как в настоящее время вправе получить земельный участок за плату или в аренду, основаны на неверном толковании закона, а потому отклоняются.
При таких обстоятельствах правовых оснований, установленных статьёй 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>