Дело № 12-85
Р Е Ш Е Н И Е
29 июня 2015 года г.Челябинск
Судья Тракторозаводского районного суда г.Челябинска Мерзлякова Н.А., при секретаре Землянцевой Е.А., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Харитонова А.В. и его представителя Горшкова Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Харитонова А.В. на постановление Государственного инспектора ДН ГИБДД УМВД РФ по г.Челябинску Шаменкова В.С. от 05 марта 2015 года,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора ДН ГИБДД УМВД России по г.Челябинску Шаменкова В.С. от 05 марта 2015 года начальник отдела капитального строительства ОАО «Челябинский автомеханический завод» Харитонов А.В. был подвергнут административному наказанию по ст.12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за то, что он 03 марта 2015 года в 10 часов 00 минут у <адрес> в г.Челябинске, нарушил правила содержания закрепленной территории,т.к. автопарковка не очищена от снега, чем нарушил п.13,14,15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движенияПДД РФ.
Харитонов А.В. с постановлением не согласился и подал жалобу, в которой просил постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на то, что земельный участок с асфальтовым покрытием по <адрес> не относится к автомобильным дорогам,улицам и дорогам городов и других населенных пунктов,следовательно у ОАО «ЧАМЗ» отсутствует обязанность по его обслуживанию.Из фотографий,сделанных сотрудниками ГИБДД,невозможно установить,каким образом снежные валы,за пределами земельного участка,принадлежащего ОАО «ЧАМЗ» нарушают требования ГОСТ Р 50597-93 и какие создают помехи в дорожном движении.ГОСТ не содержит норм по очистке от снега парковок и прилегающих заводских территорий,предназначенных для эксплуатации заводов.На некоторых фото зафиксированы снежные валы,находящиеся за пределами границ земельного участка,принадлежащего ОАО «ЧАМЗ».Акт фотографирования является недопустимым доказательством.Он не может являться надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ,т.к. у ОАО «ЧАМЗ» отсутствуют закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления участки дорог,улиц,технические средства,влияющие на безопасность дорожного движения,работы на дорогах не производит,не создает иных помех движению транспортных средств и пешеходов.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Харитонов А.В. доводы своей жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель лица,привлекаемого к административной ответственности Горшков Е.Г. в судебном заседании доводы жалобы Харитонова А.В. поддержал, ссылаясь на то,что парковка была оборудована ОАО «ЧАМЗ»,там ставят свои автомобили сотрудники предприятия, небольшое количество снега вдоль бордюра действительно не было убрано с парковки,но помех это никому не создавало.Уборкой прилегающей территории, в том числе парковки,занимается по договору ИП Каменщиков С.П. На остальных фотографиях изображена территория,не закрепленная за ОАО «ЧАМЗ», что подтверждается выкопировкой и свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок,границы которого обозначены на плане.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к убеждению, что постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.
Харитонов А.В.,согласно должностной инструкции начальника отдела капитального строительства ОАО «ЧАМЗ», в том числе организует работы по наведению чистоты и порядка в помещениях предприятия, на внутризаводской и прилегающей территории, в т. ч., организует арендаторов на уборку закрепленных за ними территорий.
Территория парковки, как следует из пояснений представителя Горшкова Е.Г.,была оборудована ОАО «ЧАМЗ» для автомобилей своих сотрудников.Данная парковка согласно выкопировки и плана непосредственно прилегает к территории ОАО «ЧАМЗ».
Согласно ст.12.34 КоАП несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от 2 тысяч до 3 тысяч руб., на юридических лиц - 300 тысяч руб.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В соответствии с требованиями пункта 3 ГОСТ Р 50597-93, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Пунктом 3.1.6 указанного стандарта установлен срок для ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик- от 4 до 6 часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В соответствии с п.п.3.1.7.,3.1.8 указанного стандарта,на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
Требования стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимости на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждений и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения.
Доводы стороны защиты о том,что прилегающая территория, на которой обнаружен снежный вал, не относится к дорогам, а потому должностное лицо ОАО «ЧАМЗ» не обязано было следить за его состоянием,суд находит необоснованными.
Статьей 2 Федерального закона РФ » О безопасности дорожного движения» установлено,что дрога-это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути,тротуары,обочины и разделительные полосы при их наличии.
Как следует из обжалуемого постановления, должностным лицом административного органа выявлен факт формирования снежного вала на парковке у <адрес> в г.Челябинске.
Указанное обстоятельство зафиксировано в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03 марта 2015 года, составленном в присутствии понятых с применением средств фотофиксации.
На фотографиях с места правонарушения отчетливо видно, что вдоль бордюра на парковке имеется подтаявший снежный вал.
Выявленное нарушения послужило основанием для возбуждения в отношении должностного лица административного дела, по результатам расследования которого административным органом был составлен протокол от 03 марта 2015 года <адрес> об административном правонарушении и вынесено постановление от 05 марта 2015 года № о привлечении должностного лица Харитонова А.В. к административной ответственности по статье 12.34 К оАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Протокол об административном правонарушении отвечает требования ст.28.2 КоАП РФ.
В постановлении о привлечении к административной ответственности указаны обстоятельства правонарушения, пункты Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Постановление вынесено по тем основаниям, что Харитонов А.В. 03 марта 2015 года в нарушение п.п.13,14,15 Основных положений, нарушил правила содержания дорог, не обеспечил очистку парковки от снега.
Указанные обстоятельства и виновность должностного лица подтверждается протоколом об административном правонарушении,составленном при непосредственном обнаружении сотрудником полиции достаточных данных,указывающих на наличие события правонарушения, и содержащим описание обстоятельств произошедших событий, а также актом выявленных недостатков и фотографиями с места правонарушения.
Доказательства вины по данному делу об административном правонарушении получены в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ,являются допустимыми и достаточными для установления вины Харитонова А.В. в совершении административного правонарушения. Принцип презумпции невиновности, закрепленный ст.1.5 КоАП РФ, не нарушен.
Суду не представлено доказательств,подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него,достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения,соблюдения требований законодательства,как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств,препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей.
.
Доводы стороны защиты о ненадлежащем субъекте правонарушения суд находит несостоятельными, т.к. они опровергаются исследованными судом материалами.
Харитонов А.В. является должностным лицом, ответственным за содержание, в том числе,прилегающих территорий, за своевременное устранение помех для движения.
Заключение ОАО «ЧАМЗ» 29 октября 2014 года с ИП Каменщиковым С.П. договора на оказание услуг по предоставлению спецтехники не освобождает Харитонова А.В. от необходимости осуществления контроля(надзора) за качеством выполненных работ и в целом за состоянием прилегающей территории.
Свои права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ,Харитонов А.В. реализовал,нарушения права на защиту не усматривается.
Суд считает, что государственным инспектором ДН ГИБДД были исследованы все имеющиеся материалы и сделан правильный вывод о виновности Харитонова А.В.
Доводы Харитонова А.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения являются необоснованными.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует,что Харитонов А.В. наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание не оспаривал.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства суд не установил.
Размер назначенного штрафа соответствует санкции, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, а оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд не установил.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения нет, поскольку виновность Харитонова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ доказана.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора ДН ГИБДД УМВД России по г.Челябинску Шаменкова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Харитонова А.В. по ст.12.34 КоАП РФ оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда.
Судья: Мерзлякова Н.А.