Дело № 2-710/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тейково 04 сентября 2019 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Архиповой А.Р.,
прокурора Скрябина Д.Г.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием представителя ответчика – Никишиной С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тейково гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Юркову Д.А. об устранении нарушения прав собственника жилого помещения путём прекращения права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с вышеуказанным иском к Юркову Д.А., по тем основаниям, что жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и имеет статус служебного жилого помещения. Ответчик занимает указанное жилое помещение незаконно, поскольку в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит, уволен из рядов Вооруженных Сил РФ с 12.03.2004 года, добровольно освободить жилое помещение отказывается.
Ссылаясь на положения ст.ст. 30, 93, 101-104 Жилищного кодекса Российской Федерации, МО РФ просит суд: устранить нарушение прав собственника в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, прекратив право пользования Юркова Д.А., выселить ответчика из указанного служебного жилого помещения предоставления другого жилого помещения, сняв его с регистрационного учета по указанному адресу.
Представитель МО РФ в судебном заседании не участвовал, в поступившем в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования удовлетворить.
Ответчик Юрков Д.А. извещен о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал, уполномочив на ведение дела представителя.
Представитель ответчика Никишина С.Ф. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указывая на то, что к спорным правоотношениям должны применяться нормы ЖК РСФСР, согласно статье 108 которого, Юрков Д.А. не подлежит выселению без предоставления иного жилого помещения, поскольку его выслуга как военнослужащего составила более 10 лет, при этом права пользования иным жилым помещением ни по договору социального найма, ни на иных основаниях у Юркова Д.А. не возникло, в собственности жилья у ответчика не имеется.
Представитель третьего лица - ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав на то, что поддерживает требования Министерства обороны РФ.
Представитель третьего лица - ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, от отложении рассмотрения дела не просил.
Суд с учетом мнения прокурора, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле в их совокупности, ознакомившись с личным делом военнослужащего Юркова Д.А., выслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, заключаемого на период трудовых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые в силу ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст. 99 ЖК РФ).
В силу п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обратил внимание судов на то, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека, закрепленным в ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 того же Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Таким образом, при рассмотрении конкретного дела суду необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года (пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ").
Судом в судебном заседании установлено, что спорным является жилое помещение по адресу: <адрес>, которое находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.20-21,22-23).
Постановлением Главы администрации г. Тейково Ивановской области № 640 от 09.11.2000 г. указанное помещение отнесено к категории служебных (л.д. 17,18).
Постановлением жилищной комиссии в/ч 12465 от 16 октября 2000 года спорная квартира была предоставлена ст.лейтенанту Юркову Д.А. в связи с прохождением им военной, по составу семьи 3 человека (л.д.16).
Юрков Д.А., его жена Юркова А.В. и несовершеннолетний сын Юрков В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. были вселены в квартиру на основании служебного ордера № 152 от 20.11.2000 года (л.д.166) и зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства с 13.04.2001 г., что установлено из поквартирной карточки (л.д.14). 19.10.2001 года Юркова А.В. с несовершеннолетним Юрковым В.Д. снялись с регистрационного учета по адресу спорной квартиры, брак между Юрковым Д.А. и Юрковой А.В. был прекращен 23.11.2001 г. на основании решения суда от 13.11.2001 г. (л.д.59).
Поскольку отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР, при разрешении спора подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьями 50, 51 и 106 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения ответчиков в спорную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета, а ордер на жилое помещение являлся основанием для вселение в жилое помещение (статьи 47 и 105 ЖК РСФСР).
Таким образом, судом установлено и не оспаривается истцом, что вселение ответчиков в спорное жилое помещение не было самовольным - служебное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Юркову Д.А. и членам его семьи с целью улучшения их жилищных условий в связи с прохождением последним военной службы по контракту.
Согласно положениям ст.104 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент вселения ответчика спорную квартиру) служебные жилые помещения предоставлялись отдельным категориям военнослужащих в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР.
Согласно выписке из поквартирной карточки ответчик Юрков Д.А. зарегистрирован и проживает в <адрес> с 13.04.2001 года по настоящее время (л.д.73), что также подтверждается представленными суду сведениями отделения по вопросам миграции МО МВД России «Тейковский (л.д.108), актом проверки фактического проживания граждан, составленным сотрудником ООО «Домком» (л.д.15). Из выписки по лицевому счету ООО «Домком» по спорной квартире, задолженности за жилищно-коммунальные услуги не имеется (л.д.163).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик вселился в спорное жилое помещение на законных основаниях, с апреля 2001 года фактически проживают в нем, состоит в указанном жилом помещении на регистрационном учете, несет бремя его содержания - производит оплату жилья и коммунальных услуг, проживает в занимаемом жилом помещении на условиях договора специализированного (служебного) найма. Каких-либо неправомерных действий со стороны ответчика при вселении в спорную квартиру допущено не было.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом не представлено.
В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до ведения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. При этом положения ст.13 Вводного закона в равной мере распространяются как на лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и на лиц, имеющих право состоять на таком учете.
Согласно пункту 6 статьи 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ), лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией.
При этом в силу положений ст.3 Федерального закона от 20.07.2004 г. №71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части первой статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.
Согласно послужному списку военнослужащего Юркова Д.А., ответчик проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ с 1.08.1993 года по 10.05.1995 г. и с 09.08.1995 года по 28.03.2004; Приказом командира в/ч 43176 по личному составу № 024 от 12.03.2004 года он досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта (подпункт «б» пункта 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), а приказом командира в/ч 12465 от 26.03.2004 г. №59 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 28.03.2004г. (л.д.11,12,60). Согласно названным приказам и послужному списку календарная выслуга лет ответчика на момент увольнения - 28.03.2004 года составляет 10 лет 3 месяца 28 дней.
Таким образом, на дату внесения изменений (Федеральный закон от 20.07.2004 №71-ФЗ) в п.6 ст.108 Жилищного кодекса РФ выслуга ответчика Юркова Д.А. в Вооруженных Силах Министерства обороны РФ составила более 10 лет.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Военная служба по смыслу части 4 статьи 32 и пункта "д" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у военнослужащих специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения, так и после увольнения с военной службы.
В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды прохождения военной службы (как по контракту, так и по призыву) приравниваются к периодам работы и засчитываются в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсии. Аналогичные положения были предусмотрены и ст.11 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с положениями ст.78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 г. № N 1950-VII, действовавшего в период прохождения ответчиком Юрковым Д.А. службы по контракту, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Положениями пункта 3 ст.10 ранее действовавшего Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 г. № N 4338-1 было предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.
В соответствии с пунктом 3 ст.10 ныне действующего Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. №76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, в соответствии как с ранее действовавшим, так и ныне действующим законодательством, военная служба относится к трудовой деятельности и засчитывается в трудовой (страховой) стаж.
Положениями статьи 15 Закона от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент увольнения Юркова Д.А. с военной службы в 2004 году, предусмотрены дополнительные гарантии на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, уволенных в военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, или при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - на получение в собственность жилых помещений, либо по договорам социального найма по избранному постоянному ими месту жительства. При этом военнослужащие, которые не подпадали под эти категории, при увольнении с военной службы должны были освободить служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абз.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ в редакции, действовавшей на момент увольнения ответчика).
Как следует из материалов гражданского дела, ответчик Юрков Д.А. при общей продолжительности военной службы более 10 лет, но уволенный с военной службы не по «льготному основанию», не получил права на дополнительную гарантию – обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст.15 Закона от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» или ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в собственность бесплатно либо по договору социального найма по избранному месту жительства…), но при этом на него распространяются общие положения жилищного законодательства, а соответственно подлежит применению норма п.6 ст.108 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных жилищных правоотношений и на момент увольнения Юркова Д.А. с военной службы.
Исходя из закрепленного в части 1 статьи 6 ЖК РФ общеправового принципа действия законодательства во времени, согласно которому акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, во взаимосвязи с положениями статьи 5 Вводного закона, установившей общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, следует, что если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 108 ЖК РСФСР, то оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в статье 103 ЖК РФ указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам ЖК РСФСР, поскольку Жилищный кодекс РФ может применяться только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, отменяющему для них право, приобретенное в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемое в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ.
Подобная позиция изложена и в Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2014 г. №44-КГ 14-7.
Учитывая то обстоятельство, что ответчик Юрков Д.А. приобрел право на дополнительные гарантии, предусмотренные положениями ст.13 Вводного закона, в соответствии с положениями п.6 ст.108 ЖК РСФСР он не может быть выселен из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судом установлено, что ответчик фактически проживает в спорном служебном жилом помещении, иным жилым помещением не обеспечен, не состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, однако в соответствии с положениями ст.ст.51 и 52 ЖК РФ имеет право состоять на таком учете, поскольку по сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по данным Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Юрков Д.А. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 75, 164, 165); нанимателем, либо членом семьи нанимателя по договорам социального найма не является. Доказательств обратному суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца - устранения нарушений прав собственника, прекращения права пользования ответчика, пользующегося спорным жилым помещением на законных основаниях с 2001 года, признания его прекратившим право пользования и выселении без предоставления другого жилого помещения не имеется, поскольку в силу пункта 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР выселение без предоставления жилого помещения лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не допускалось.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Юркову Д.А. об устранении нарушения прав собственника жилого помещения путём прекращения права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Архипова А.Р.