Решение по делу № 8а-691/2020 от 13.01.2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-2554/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург                                                            19 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Широковой Е.А.,

судей Кулешовой Е.А., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело                           по кассационной жалобе Алексеевой Валентины Евгеньевны на решение Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2019 года                         (№ 2а-2844/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 ноября 2019 года                         (№ 33а-1946/2019) по административному исковому заявлению Алексеевой Валентины Евгеньевны к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

                        Алексеева В.Е. обратилась в Псковский городской суд с административным иском к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, в котором просила признать незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в письме исх. 1/4п-9024 от 17 июня 2019 года и приказе № 2814 от 17 июня 2019 года; обязать снять с кадастрового учета объект капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> и принять меры к внесению в ЕГРН сведений о недействительности прав пожизненного наследуемого владения Бойковой Л.В. и Рендаковой Л.Е. либо записей о прекращении их права пожизненного наследуемого владения земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>; обязать рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

                        В обоснование административного иска Алексеева В.Е. указала, что                        16 мая 2019 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу:                             <адрес>. без проведения торгов, для использования в целях индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.

                        Ею был получен отказ административного ответчика в удовлетворении заявления по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения иным лицам и на нем расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>.

                        По ее мнению оспариваемый отказ является незаконным, поскольку предоставленный ею акт обследования испрашиваемого участка подтверждает отсутствие на нем объектов капитального строительства. Что касается прав иных лиц на участок, то право пожизненного наследуемого владения                     Бойковой Л.В. и Рендаковой Л.Е. прекращено на основании пункта 8 статьи 39, статьи 44 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент уничтожения объекта капитального строительства).

                        Решением Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от                               28 ноября 2019 года, Алексеевой В.Е. отказано в удовлетворении административного иска.

                        В кассационной жалобе на решение Псковского городского суда Псковской области от 10 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от                               28 ноября 2019 года Алексеева В.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, настаивая на доводах административного иска.

                        В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.

Судом первой инстанции установлено, что 16 мая 2019 года                     Алексеева Е.Е. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов, для использования в целях индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Псковской области от 26 декабря 2014 года №1469-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без торгов», утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 11 мая 2016 года № 1232, административным ответчиком были направлены соответствующие запросы для определения возможности предоставления земельного участка без торгов для заявленных целей.

Согласно ответу Администрации города Пскова от 31 мая 2019 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> и объект капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> - здание индивидуального жилого дома, расположенный по указанному адресу, учтены в государственном кадастре недвижимости в границах, которые не установлены в соответствии с действующим законодательством. Согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок находится на праве пожизненного наследуемого владения.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 17 июня 2019 года № 2814 Алексеевой В.Е. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства на основании пунктов 2, 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции признал оспариваемый приказ законным, с чем согласился суд апелляционной инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав; или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

Судом установлено, что распоряжением Администрации города Пскова от 14 октября 1992 года № 1703-р произведена перерегистрация земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства в пожизненное наследуемое владение, в списке индивидуальных землевладельцев под № 60 по адресу: <адрес> значится Рендакова Л.Е.

На основании распоряжения Администрации города Пскова от 14 декабря 1993 года № 2919-р и свидетельства о праве на наследство (1/2 доля жилого дома, находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.) по завещанию Бойковой Л.В. выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок по адресу: <адрес>.

Согласно справке ОГПС города Пскова от 2 февраля 1998 года, 1 февраля 1998 года в жилом доме, используемом как дача, по адресу: <адрес>, произошел пожар. Огнем уничтожен жилой дом полностью и имущество в нем.

Из справки ГП «Псковское ОБТИ» от 16 марта 1998 года следует, что домовладение по адресу: <адрес> зарегистрировано за Бойковой Л.В. и Рендаковой Л.Е. по ? доле в праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от 30 октября 2009 года правообладателями данного участка на праве пожизненного наследуемого владения значатся Бойкова Л.В. и Рендакова Л.П.

Из выписки из ЕГРН от 11 июня 2019 года на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв., расположенный по адресу: <адрес> следует, что сведения об объекте недвижимости имеют статус актуальные, ранее учтенные, границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. Сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений, прав и обременений недвижимого имущества: вид права - пожизненное наследуемое владение, правообладатели Бойкова Л.В. и Рендакова Л.Е.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

В силу статьи 9 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

С учетом установленных по административному делу обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ административного ответчика требованиям закона не противоречит.

Доводы Алексеевой В.Е. о том, что право пожизненного наследуемого владения спорным земельным участком прекращено на основании статей 38, 39, 44 Земельного кодекса РСФСР, статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 1 марта 2015 года, статей 45, 54 Земельного кодекса Российской Федерации рассматривались судами и правильно были оценены, как несостоятельные, поскольку право пожизненного наследуемого владения на этот участок соответствующим решением прекращено не было.

Прочие доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании ее подателем норм материального права.

Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.

Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

оставить решение Псковского городского суда Псковской области от                      10 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 ноября 2019 года без изменения, кассационную жалобу Алексеевой В.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-691/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Алексеева Валентина Евгеньевна
Ответчики
Администрация города Пскова
Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области
Бойкова Любовь Владимировна
Другие
Макаренко Марина Борисовна
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кулешова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
19.02.2020Судебное заседание
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее