Решение по делу № 2а-273/2021 от 09.09.2020

дело № 2а-273/2021

УИД 18RS0005-01-2020-002635-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» марта 2021 года                   г.Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., при секретаре судебного заседания Побалковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коткиной Л.Н. к Администрации г.Ижевска Удмуртской Республики, Администрации Устиновского района г.Ижевска, Комиссии по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество, о признании протокола заседания Комиссии по выявлению объектов коммунального назначения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Коткина Л.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Ижевска Удмуртской Республики, Администрации Устиновского района г.Ижевска, которым просит признать бездействия ответчика по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество – ливневой канализации вдоль домов по <адрес>, а именно протокол заседания комиссии по выявлению объектов коммунального назначения от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать ответчиком обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – ливневой канализации вдоль домов по <адрес>

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Вблизи домов по <адрес> имеется ливневая канализация. На протяжении длительного времени, систематически при выпадении атмосферных осадкой жильцы сталкиваются с проблемой затопления придомовой территории, возникают трудности с проходом по территории вблизи указанных домов, портится асфальтовое покрытие в местах подтопления. Поскольку собственника указанной ливневой канализации не имеется, ответчики, как представители органа местного самоуправления, должны обеспечить принятие указанного имущества в собственность. Согласно акта описи имущества от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по выявлению объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом на территории Устиновского района г.Ижевска сети ливневой канализации и дренажа, расположенные вдоль домов по <адрес> имеют признаки бесхозяйных. Согласно письма ГУАиГ Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ., разрешение на производство земляных работ по строительству дренажной канализации с адресным ориентиром <адрес> не выдавалось. Строительство вышеуказанных домов осуществлялось в ДД.ММ.ГГГГ Факт признания сети ливневой канализации в качестве бесхозяйного имущества закреплено актом описи имущества от ДД.ММ.ГГГГ., однако до настоящего времени мер к оформлению прав на это имущество не предпринято. Жители указанных домов и административный истец неоднократно обращались с заявлениями о принятии имущества на баланс и обслуживание. Однако, жильцам было рекомендовано предпринимать самостоятельные меры к прочистке канализации. Согласно договору управления от ДД.ММ.ГГГГ., на балансе дома по <адрес> указанный объект не числится, в обслуживание не принимался. Сведений об иных собственниках и лицах, эксплуатирующих данный участок сети ливневой канализации не имеется. Бездействие административных ответчиком по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество является незаконным.

Впоследствии административным истцом уточнены административные исковые требования, в связи с чем истец просит признать незаконным бездействие ответчиков – Администрации Устиновского района г.Ижевска, Администрации г.Ижевска по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество – ливневой канализации вдоль домов по <адрес>, а именно протокол заседания комиссии по выявлению объектов коммунального назначения от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать ответчиков обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с соответствующим заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – ливневой канализации вдоль домов по <адрес> (л.д.161).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146-147) уточнен субъектный состав участников процесса, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Управляющая компания Гарант Сервис».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.173-174) вновь уточнен субъектный состав участников процесса, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по выявлению бесхозяйственных недвижимых объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска.

Надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания административный истец Коткина Л.Н., в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки суду не представила. Руководствуясь ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Ранее административным истцом представлен письменный отзыв (дополнительные пояснения) (л.д.133), в соответствии с которым именно органы местного самоуправления обязаны организовывать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения и водоотведения. Спорный участок ливневой канализации у домов по <адрес> является объектом подключения домов по <адрес> к системе городской канализации и не может относится к системе ливневой канализации данных многоквартирных домов, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель административного истца Коткиной Л.Н. и одновременно заинтересованного лица ООО «Управляющая компания ГарантСервис» Козырев Ю.А., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, административные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на ранее представленный письменный отзыв (пояснения) (л.д.162-163), в соответствии с которым спорный участок ливневой канализации является объектом подключения домов по <адрес> к системе городской канализации и не может относится к системе ливневой канализации данных многоквартирных домов. Согласно ранее данным пояснениям, указанная в иске проблема существует три года, в ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления было принято решение о том, что данная ливневая канализация бесхозяйной не является. Сам он является председателем дома , ливневая канализация находится на участке его дома. Полагает, что данное имущество необходимо признать бесхозяйным на основании акта описи имущества от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в данном акте отражены признаки бесхозяйности. Административные ответчики не предпринимают никаких мер к оформлению права на это имущество. Административным истцом оспаривается бездействие административных ответчиков, которые обязаны были представить в Росимущество документы и осуществить дальнейшую регистрацию бесхозяйного имущества, т.е. бездействие выражено в не принятии мер к оформлению прав на недвижимое имущество. Протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. в данном случае ответчики отдают жителям указанных домов участок ливневой канализации на обслуживание, чтобы жители сами содержали данный участок, за свой счет, что является незаконным, этим сети не могут принадлежать общедомовому имуществу жильцов. Истец обратилась в суд в своих интересах, как жилец многоквартирного жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ имущество не было поставлено на учет по причине того, что в постановлении Администрации г.Ижевска №1014 «О признании бесхозяйных объектов» указано, что после проведения комиссии, объекты регистрируются в Росреестре только через год, затем передаются в муниципальную собственность. ДД.ММ.ГГГГ постановлением правительства РФ утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержание общего имущества многоквартирного дома, где указано на то, что содержание ливневых и дренажных сетей возлагается на управляющие компании или ТСЖ. Сети полностью проходят по общим придомовым территориям, на момент ДД.ММ.ГГГГ не было проведено межевание одного дома по <адрес>, в связи с чем указанные обстоятельства тогда повлияли на решение комиссии.

Представитель административного ответчика Администрации Устиновского района г.Ижевска Перевозчикова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с административными исковыми требованиями не согласилась, поддержав представленные письменные возражения и дополнительные возражения на административное исковое заявление (л.д.41-42, 197-198). Суду пояснила, что системы ливневой канализации и дренажа не являются бесхозяйными на основании того, что проходят по придомовым территориям указанных домов и служат для понижения уровня грунтовых вод для отвода воды с поверхности придомовой территории. Данный вывод сделан на основании норм действующего законодательства. Спорные объекты отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона.

Представитель административного ответчика Администрации г.Ижевска Холмогорова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ административные требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержав представленные письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.100-101), в соответствии с которыми сеть ливневой и дренажной канализации, расположенная в границах придомовых территорий многоквартирных домов по <адрес>, относится к общему имуществу многоквартирных домов, предназначена для обслуживания вышеуказанных домов с целью понижения уровня грунтовых вод на придомовой территории, и не является бесхозяйной. Земельный участок, на котором находится многоквартирный жилой дом, а также расположенная в его границах ливневая канализация как элемент благоустройства, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства помещений этого дома. Соответственно, требования истца являются необоснованными, оснований для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не имелось. Кроме того, административный иск заявлен не только в отношении спорной сети ливневой канализации на территории многоквартирного жилого дома , собственником квартиры в котором является истец, но в отношении ливневой канализации, проходящей по территории жилых домов по <адрес>. Документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов собственников указанных многоквартирных домов, административным истцом не представлены, в связи с чем у истца отсутствуют полномочия на обращение в суд с иском в защиту прав и законных интересов собственников иных многоквартирных домов. Полагает пропущенным срок исковой давности для обращения административного истца в суд.

Представитель административного ответчика Комиссии по выявлению бесхозяйственных недвижимых объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска Клюшкин Е.А. исковые требования считает необоснованными. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. обязанность по содержанию и обслуживанию ливневых канализаций многоквартирного дома возложена на УК и ТСЖ.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вопреки доводам административных ответчиков, судом установлено, что административное исковое заявление подано в суд с соблюдением установленного ч.3 ст.219 КАС РФ срока. Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем срок для обжалования оспариваемого бездействия административным истцом не пропущен.

Оценив доводы административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия административных ответчиков.

В соответствии с актом описи имущества сетей ливневой канализации и дренажа, расположенных вдоль домов по <адрес>, составленным Комиссией по выявлению объектов коммунального назначения, и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом, на территории Устиновского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ. выявлено следующее: сети ливневой канализации и дренажа, расположенные вдоль домов по <адрес> имеют признаки бесхозяйных. Технические характеристики выявленных сетей следующие – <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая компания ГаранСервис» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> заключен договор управления , в силу п.2.1 которого, управляющая компания обязана организовать работы (услуги), связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома, в порядке, утвержденном собственниками и в объеме собранных от них денежных средств по настоящему договору, в соответствии с Техническим регламентов содержания общего имущества (Приложение №4 к договору), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Состав общего имущества многоквартирного дома и акт технического состояния многоквартирного дома в пределах границ эксплуатационной ответственности определен Приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-25).

Распоряжением главы Администрации Устиновского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по выявлению объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных на территории Устиновского района (л.д.179).

Согласно акту технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требуется очистка помещений МОП от строительного мусора, текущий ремонт м/п швов, ремонт примыканий козырьков входной группы 1 подъезда, ремонт отмостки, асфальтирование участка придомовой территории у 2 подъезда, закрепить урну у 3 подъезда, замена стояков ХВС, канализации, окраска газопровода (л.д.27).

По вопросу устранения провалов асфальтобетонного покрытия проезжих частей у дома <адрес> и обслуживании ливневой (дренажной) канализации домов по <адрес> Администрацией Устиновского района г.Ижевска составлен протокол выездного совещания от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым принято решение направить запрос в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с просьбой предоставить имеющуюся какую-либо достоверную информацию (проект, согласования и т.п.), которая бы указывала на принадлежность данных сетей, причинах и назначение их строительства. При предоставлении имеющейся информации провести повторное совещание по данному вопросу (л.д.183).

Из сообщения ГУАиГ Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строительство домов по <адрес> осуществлялось в ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с действующим на тот момент законодательством хранение проектной документации в архиве не предусматривалось. В соответствии с номенклатурой дел от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом ЭАМК комитета по делам архивов при Правительстве УР после окончания земляных работ разрешение хранится в течение трех лет, запись о выдаче разрешений на производство земляных работ в течение 5 лет. Согласно журналу регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разрешение на производство земляных работ по строительству дренажной канализации с адресным ориентиром по <адрес> не выдавалось (л.д.28, 184, 185).

ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание по вопросу устранения провалов асфальтобетонного покрытия проезжих частей у дома <адрес> и обслуживания ливневой (дренажной) канализации домов <адрес>, оформленное протоколом, по итогам которого принято решение о необходимости Администрацией Устиновского района организовать совещание с участием ответственных представителей управляющих компаний и ТСЖ многоквартирных жилых домов по <адрес>, представителя Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска с целью организации работ по прочистке и ремонту ливневой (дренажной) канализации по <адрес> (л.д.187-188).

ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание по вопросу устранения провалов асфальтобетонного покрытия проезжих частей у дома и обслуживания ливневой (дренажной) канализации домов по <адрес>, оформленное протоколом, по итогам которого рекомендовано <данные изъяты> совместно произвести прочистку ливневой (дренажной) канализации. При выявлении повреждения произвести его устранение той управляющей компанией (ТСЖ), которая обслуживает придомовую территорию дома, на которой обнаружено повреждение. Данные мероприятия рекомендовано произвести в осенний период ДД.ММ.ГГГГ до начала зимнего периода (л.д.189, 190).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> направлено сообщение о совместном производстве прочистки ливневой (дренажной) канализации, рекомендуемый срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191).

В соответствии с протоколом заседания комиссии по выявлению объектов коммунального назначения, и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом, на территории Устиновского района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сети ливневой и дренажной канализации, расположенной на придомовых территориях многоквартирных жилых домов <адрес> не являются бесхозяйными на основании следующего:

1. Согласно минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (утв.постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290), обслуживание ливневой и дренажной канализации на придомовой территории относится к полномочиям управляющей компании.

2. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170, п.4.1.1 Правил установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутри домовых и наружных дренажей. Согласно п.6.2.6 Правил после продолжительных ливневых дождей (в течение 2-3 дней) следует производить внеочередную нивелировку и детальный осмотр несущих конструкций, определять места скопления ливневых вод и принимать срочные меры для их удаления. Согласно п.6.2.7 Правил обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе.

3. Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда СДК 2-04.2004, утв.Госстроем РФ 01.01.2004г.(приложение №1,2) в п.1 определен перечень работ, входящих в плату за содержание жилья. К содержанию общего имущества жилого дома относится прочистка люков и закрытие крышек канализационных колодцев, прочистка дворовой канализационной сети, а также определен перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), куда входит и прочистка ливневой дворовой канализации дренажа.

4. В силу п.2 Правил №491 к общему имуществу дома относятся: пристенный дренаж в составе дренажных колодцев, системы сбора дренажных вод в них, а также ливневый колодец с устройствами сбора поверхностных вод, расположенные на придомовом участке.

5. Отнесение системы гидрозащиты жилого дома к общему имуществу этого дома согласуется с правилами статьи 135 ГК РФ, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой главной вещи и связанная с ней общим назначением, рассматривается как ее принадлежность и должна следовать ее судьбе, а также со статьей 36 ЖК РФ.

6. Согласно постановлению Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ 2Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования «город Ижевск» МКУ г.Ижевска «Службы благоустройства и дорожного ремонта» осуществляет функции муниципального заказчика на ремонт, капитальный ремонт, реконструкцию, строительство и содержание ливневой канализации, предназначенной для отвода поверхностных стоков с улично-дорожной сети и территории общего пользования, а также дренажной канализации, предназначенной для понижения уровня грунтовых вод с территории общего пользования муниципального образования «Город Ижевск» (за исключением дренажной канализации, предназначенной для обслуживания зданий и сооружений, в том числе многоквартирных домов), а также водопропускных труб и водоотводных канав (включая очистные сооружения), в том числе, имеющих признаки бесхозяйных и распложенных на территории общего пользования МО «Город Ижевск».

Из приведенных норм следует, что сети ливневой канализации относятся к общему имуществу многоквартирного дома и организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ по осмотру, принимать меры к прочистке системы канализации и обеспечивать их бесперебойную работу (л.д.30).

В ответ на обращение по вопросу признания бесхозяйными сетей ливневой канализации и дренажа проходящей по <адрес>, Администрация Устиновского района г.Ижевска ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что системы ливневой канализации и дренажа не являются бесхозяйными на основании того, что сети проходят по придомовым территориям указанных домов и служат для понижения уровня грунтовых вод для отвода воды с поверхности придомовой территории. Кроме того, согласно минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв.постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290, обслуживание ливневой и дренажной канализации на придомовой территории относится к полномочиям управляющей компании. Указанные в обращении проезжие части расположены на придомовой территории дома <адрес>, отнесенной к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов. В силу ст.39 ЖК РФ, ремонт асфальтобетонного покрытия дворовой территории возможен по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с определением объемов и видов работ, источника финансирования (л.д.31, 186).

В материалы дела также представлены сведения о том, что по рассмотрению обращения депутата Городской думы г.Ижевска <данные изъяты> прокуратурой Устиновского района г.Ижевска вынесено представление об устранений нарушений федерального законодательства, представлена соответствующая переписка. В частности, в ответ на представление прокурора Администрацией Устиновского района г.Ижевска указано на то, что работы по ливневой канализации и дренажа не являются бесхозяйным на основании того, что сети проходящие по придомовым территориям указанных домов и служат для понижения уровня грунтовых вод для отводы воды с поверхности придомовой территории (л.д.164-166, 192-193, 194, 195, 196).

Исходя из представленных данных топографической съемки плана г.Ижевска, выписок из ЕГРН, спорная система дренажной канализации проходит в границах придомовых территорий домов по <адрес> (л.д.102-125).

Из сообщения ГУАиГ Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельных участках многоквартирных домов по адресам: <адрес>, находятся сети дренажной и ливневой канализации. Согласно условным знакам для топографических планов приняты обозначения: Др – дренажные трубопроводы, Кл – ливневая канализация (л.д.202).

На основании установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, приведенная правовая норма, регулирующая порядок обращения с бесхозяйными вещами, в том числе бесхозяйными недвижимыми вещами, возлагает на орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество, обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».
В соответствии с п.3.32 Отраслевого дорожного методического документа – рекомендации по расчету дренажных систем дорожных конструкций ОДМ 218.2.055-2015 (принят и введен в действие на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 08.10.2015г. №1868-р), ливневая канализация – это наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод.

Внутренняя система канализации (бытовая, производственная и ливневая канализация): Совокупность трубопроводов и оборудования, обеспечивающая отведение сточных вод от санитарно-технических приборов, технологического оборудования, а также дождевых и талых вод в канализационную сеть соответствующего назначения (пункт 3.1.5 СП 253.1325800.2016 «Свод правил. Инженерные системы высотных зданий», утв.и введен в действие приказом Минстроя России от 03.08.2016г. №542/пр).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе и организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 стати 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

Исходя из названных норм права органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения населения, обязаны принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных сетей, учету таких сетей и их обращению в муниципальную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Город Ижевск» (в редакции от 17.12.2020г.), утвержденного Решением Городской Думы г. Ижевска № 333 от 16.06.2005 года, в соответствии с Законом Удмуртской Республики «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» муниципальное образование «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Ижевск» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Администрация Устиновского района г.Ижевска является территориальным органом – структурным подразделением Администрации г.Ижевска и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о территориальном органе Администрации г.Ижевска – Администрации Устиновского района г.Ижевска, утв.решением Городской думы г.Ижевска от 06.06.2006г. №113, в силу п.3.10.2 которого, к полномочиям Администрации района относится выявление на территории района бесхозяйных объектов, за исключением объектов коммунальной инфраструктуры.

Оспаривая бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер к оформлению прав на бесхозяйное имущество – участок ливневой канализации вдоль домов по <адрес>, административный истец, являясь жильцом многоквартирного дома по <адрес> полагает, что спорный участок ливневой канализации является объектом подключения указанных домов к системе городской канализации и не может являться общим имуществом собственников многоквартирных домов. В обоснование своих доводов ссылается на акт описи имущества сетей ливневой канализации и дренажа, расположенных вдоль домов по <адрес>, составленным Комиссией по выявлению объектов коммунального назначения, и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом, на территории Устиновского района г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым сети ливневой канализации и дренажа, расположенные вдоль домов по <адрес> имеют признаки бесхозяйных (л.д.26).

В целях обеспечения качественной, надежной и безопасной эксплуатации бесхозяйных объектов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Ижевска постановлено Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска и главам районных администраций города Ижевска создать постоянно действующие комиссии по выявлению бесхозяйных объектов на территории города Ижевска с участием представителей заинтересованных структур Администрации г. Ижевска, муниципальных предприятий, учреждений, в том числе, в части выявления объектов коммунальной инфраструктуры, включая сети и объекты водоснабжения, водоотведения (в том числе очистные сооружения систем централизованного водоотведения), газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и ГВС (включая дренажную канализацию, являющуюся технологической частью тепловой сети), очистки сточных вод, являющиеся частью централизованных систем водоотведения, и иные объекты, относящиеся к коммунальной инфраструктуре (постановление Администрации г.Ижевска от 21.10.2009г. №1014 «Порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, расположенных на территории г.Ижевска).

В соответствии с протоколом заседания Комиссии по выявлению объектов коммунального назначения, и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом, на территории Устиновского района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сети ливневой и дренажной канализации, расположенной на придомовых территориях многоквартирных жилых домов по <адрес> не являются бесхозяйными, а относятся к общему имуществу многоквартирного дома и организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ по осмотру, принимать меры к прочистке системы канализации и обеспечивать их бесперебойную работу (л.д.30).

Указанное решение постоянно действующей Комиссии по выявлению бесхозяйных объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ принято в утвержденном постановлением Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, расположенных на территории г.Ижевска», порядке, на основании протоколов выездных совещаний, представленных Главным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, данных топографических съемок, соответствует закону, принято в пределах предоставленных полномочий, в том числе, с соблюдением установленного порядка, является мотивированным и обоснованным.

Само по себе указанное решение права и законные интересы Коткиной Л.Н. не нарушает, не возлагает на нее какие-либо обязанности и не создает препятствий для осуществления какой-либо деятельности.

Нарушений действующего законодательства при его вынесении и оформлении протоколом от ДД.ММ.ГГГГ не допущено, незаконности действий по вынесению решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ судом не усматривается.

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Анализируя содержания указанных норм, суд учитывает, что критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования (сооружения) дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Как следует из представленных письменных доказательств, в том числе, данных топографической съемки, система ливневой канализации проходит непосредственно по территории (в ее пределах) и в границах земельного участка, на котором расположены дома по <адрес>, жильцом одного из которого (<адрес>), является Коткина Л.Н.

Соответственно, по мнению суда, данная система ливневой канализации отвечает признакам общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых в соответствии с ч.1, 2 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491 (далее – Правила), в соответствии с п.п. «ж» п.2 которых, в состав общего имущества включаются, в том числе, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Правительством Российской Федерации (постановление от 03.04.2013г. №290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, в соответствии с которым обслуживание ливневой и дренажной канализации на придомовой территории, в том числе, прочистка ливневой канализации (п.25) относится к полномочиям управляющей компании.

В соответствии с п.6.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв.постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003г. №170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003г. №5176), организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе, на что указано Администрацией Устиновского района г.Ижевска <данные изъяты> по результатам совещания от ДД.ММ.ГГГГ., по итогам которого рекомендовано совместно произвести прочистку ливневой (дренажной) канализации в осенний период ДД.ММ.ГГГГ

В рассматриваемом случае установлено, что назначением сети ливневой и дренажной канализации, расположенной на придомовых территориях многоквартирных жилых домов по <адрес> является отведение атмосферных сточных вод с земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, указанное имущество предназначено для обслуживания многоквартирных домов с целью понижения уровня грунтовых вод на придомовой территории, в связи с чем, находящуюся на придомовой территории ливневую систему канализации возможно определить в качестве принадлежности в главной вещи по смыслу положений статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. к многоквартирному дому, которая предназначена для обслуживания главной вещи и связана с ее общим назначением. А, как следствие, сети ливневой канализации, находящиеся на придомовой территории бесхозяйными не являются, поскольку предназначены для обслуживания многоквартирных жилых домов и относится к общему имуществу данных многоквартирных домов.

Таким образом, сети ливневой и дренажной канализации, расположенные на придомовых территориях многоквартирных жилых домов по <адрес> не могут быть отнесены к бесхозяйному имуществу по признаку отсутствия собственника или собственник которого неизвестен, на что обосновано указано Администрацией Устиновского района г.Ижевска. При этом, указанное имущество невозможно отнести к бесхозяйному и по признаку отказа собственника от права собственности на спорное имущество.

Оснований для признания сетей ливневой и дренажной канализации, расположенных на придомовых территориях многоквартирных жилых домов по <адрес> бесхозяйным, у органа местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество не имелось, в связи с чем обязанность обратиться с заявлением о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного в орган, осуществляющий государственную регистрацию, отсутствовала. Следовательно, в отсутствие правовых оснований для признания спорного имущества бесхозяйным, бездействие административных ответчиков по непринятию мер по постановке на учет указанного имущества нельзя признать незаконным. Оснований для иных выводов по имеющимся материалам судом не усматривается.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о бездействии органов местного самоуправления по выявлению бесхозяйственных недвижимых объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска, выразившееся в непринятии мер к оформлению прав на недвижимое имущество подлежат отклонению. Оснований для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и возложение на административных ответчиков таковой обязанности, не имеется.

Каких-либо данных, позволяющих прийти к выводу о неправомерном бездействии административных ответчиков не установлено, таких доказательств в материалах дела не имеется, административным истцом не представлено.

Как указано выше, для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, каких-либо доказательств нарушения прав административного истца суду не представлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

Более того, оспаривая бездействие ответчиков, истец, являясь жильцом дома <адрес>, не представила доказательств наличия у нее права на обращение в суд в интересах собственников домов <адрес>

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вопреки доводам стороны административного истца, суд приходит к выводу, что административными ответчикам не допущено незаконного бездействия, все действия и принятия решений в отношении систем ливневой и дренажной канализации, расположенных на придомовых территориях многоквартирных жилых домов по <адрес>, совершены в соответствии с законом, в пределах соответствующих полномочий, в связи с чем исковые требования Коткиной Л.Н. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Коткиной Л.Н. к Администрации г.Ижевска Удмуртской Республики, Администрации Устиновского района г.Ижевска, Комиссии по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к оформлению прав на недвижимое имущество, о признании протокола заседания Комиссии по выявлению объектов коммунального назначения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято «12» апреля 2021 года.

Судья С.А. Нуртдинова

2а-273/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коткина Любовь Николаевна
Ответчики
Администрация Устиновского района г.Ижевска
Комиссия по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска
Администрация г.Ижевска
Другие
ООО УК ГарантСервис
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Нуртдинова Светлана Абульфатиховна
Дело на странице суда
ustinovskiy.udm.sudrf.ru
09.09.2020Регистрация административного искового заявления
09.09.2020Передача материалов судье
14.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
26.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее