РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Котельникова Е.Н., при секретаре Соколовой Е.В.
с участием помощника Шадринского межрайонного прокурора Терентьева Д.А.,
истца Суворовой К.А.,
представителя третьего лица отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации г. Шадринска - Шавриной Н.Ф., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Администрации г. Шадринска - Ананьиной Т.А. действующей по доверенности № от ... года.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 26 октября 2015 года гражданское дело № по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах Суворовой К.А. к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья.
УСТАНОВИЛ:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Суворовой К.А. с иском к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области об обязании Администрации г. Шадринска Курганской области предоставить Суворовой К.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г.Шадринска площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, обязании Правительства Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.
В обоснование заявленных требований Шадринский межрайонный прокурор указал, что Суворова К.А. родилась ... года в г. ... Курганской области. Родителями Суворовой К.А. являются "АС" и "ЕА". Суворова К.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители решением ... городского народного суда от ... года лишены в отношении неё родительских прав. Отец - "АС", ... г.р. умер ... года Мать - "ЕА". ... года г.р. умерла ... года.
На основании постановления администрации г. Шадринска от ... года № над несовершеннолетней Суворовой К.А. учреждена опека. При этом опекуном назначена "СП".
В ... году Суворова К.А. закончила обучение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Шадринска Курганской области. После окончания школы поступила в ФГБОУ ВПО «... государственный педагогический институт». Обучение в котором окончила в июне ... года. Зарегистрирована и временно проживает Суворова К.А. по адресу: Курганская область г. Шадринск ул. ... д. ..., в жилом доме, принадлежащем "НП", до момента предоставления ей жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения на территории г. Шадринска и Шадринского района с Суворовой К.А. не заключался.
В соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № Суворова К.А., ... г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска.
В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора - Терентьев Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением. Также пояснил, что Суворова К.А. в собственности жилья не имеет, но после смерти её отца - "АС", открылось наследство в виде ... доли жилого дома и земельного участка, находящегося в г. Шадринске по ул. ..., д. ....
После его смерти наследниками являются "СС", Суворова К.А., "ДС" и "СН" Наследники от наследства не отказываются, собираются вступать в наследство. Суворова К.А. вступив в права наследования после смерти своего отца, также являлась бы нуждающейся в жилье, поскольку площадь, которую истец имел бы при вступлении в наследство, является менее установленной нормы. В настоящее время Суворова К.А. является нуждающейся в жилье, так как зарегистрирована и временно проживает в жилом доме, принадлежащем "НП"
Истец Суворова К.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, в судебном заседании пояснила, своего жилья в собственности не имеет. В собственности отца имелся дом, но в настоящее время его состояние ветхое. После смерти отца было заведено наследственное дело. Наследников у него четверо, её братья и сестры живут в .... В наследство собираются вступать позже. Считает, что она является нуждающейся в жилье, так как собственного жилья не имеет и временно проживает у знакомой "НП" до предоставления ей жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации г. Шадринска Ананьина Т.А. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признаёт, просит в иске отказать. В ранее представленном отзыве ответчик указывает, что Администрация города Шадринска подтверждает, что Суворова К.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Суворова К.А., ... года рождения, принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании постановления Администрации города Шадринска от ... года. № и включена в список состоящих на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения под номером .... Пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» к полномочиям органов местного самоуправления в области опеки и попечительства отнесено: однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ, ч.ч. 1,2,3, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п.8 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.6 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечив передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства возникают у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняется за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Указанный порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
В городе Шадринске по состоянию на ... года в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и у которых возникли основания на получение жилья включено ... человек.
Решением Шадринской городской Думы от ... года № «О бюджете города Шадринска на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» в бюджете города Шадринска предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... рублей.
Кроме того, в Администрации города Шадринска имеется более ... решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, только на исполнение которых необходимо ... руб. В связи с тем, что решения суда не исполняются в срок, судебными приставами - исполнителями взыскиваются исполнительские сборы в размере ... рублей за каждое неисполненное в срок решение суда. Денежных средств на оплату исполнительского сбора в бюджете муниципального образования - город Шадринск не предусмотрено. Оплата исполнительского сбора повлечет за собой перерасход бюджета либо использование денежных средств не по назначению.
Таким образом, Администрация города Шадринска считает, что исполнению переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно предшествовать выделение финансирования из бюджета Курганской области.
Кроме того, с ... года. исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.
В связи с этим удовлетворение требований Шадринского межрайонного прокурора, в интересах Суворовой К.А., которые, по сути, заключаются во внеочередном предоставлении жилого помещения (по решению суда), будет являться нарушением действующего законодательства и прав других детей-сирот, включенных ранее сформированный список, у которых также в соответствие с законом возникли основания и получение жилья.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что возражает против предъявленных к Правительству Курганской области требований, так как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок формирования списка установлен Законом Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», согласно которой законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, по месту жительства детей-сирот со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Таким образом, федеральным законодательством с 01.01.2013 г. определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Законом Курганской области от 05.10.2007 г. №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, в том числе: однократному предоставлению детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения Формированию списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2015 году утверждено приложением 15 к Закону Курганской области от 28.11.2014 г. № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Таким образом, государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2015 год.
Истцом не представлены доказательства невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом РФ (статья 1 Бюджетного кодекса РФ).
Указанные правоотношения находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Заявляя требование о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования в то время, как иск заявлен в защиту прав физического лица. Кроме того, в исковом заявлении не указана сумма финансирования. Таким образом, в случае удовлетворения указанного требования в том виде, в каком оно заявлено, такое судебное постановление в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса РФ будет неисполнимо.
Кроме того, в соответствии с Положением о Главном управлении образования Курганской области, утвержденном постановлением Правительства Курганской области от ... года №, Главное управление образования Курганской области является уполномоченным органом государственной власти Курганской области по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, полагает, что Правительство Курганской области не может выступать ответчиком по данному делу, просит отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Правительству Курганской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации г. Шадринска - Шаврина Н.Ф. в судебном заседании пояснила, что против удовлетворения требований Суворовой К.А. отдел опеки и попечительства не возражает. Так как в соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № Суворова К.А., ... года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска. В собственности своего жилья она не имеет. Полагает, что Суворова К.А. является нуждающейся в жилом помещении, так как временно проживает у "НП"
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления образования Курганской области, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В ранее представленном отзыве ответчик указывает, что жилые помещения, предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения, предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, местом жительства которых является Курганская область, установлен постановлением Правительства Курганской области от ... года № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Порядку жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется детям-сиротам по месту их жительства.
При достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления.
Копия указанного правового акта, а также проект договора найма специализированного жилого помещения в течение 5 рабочих дней направляется детям-сиротам.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации между органом местного самоуправления, осуществляющим управление жилищным фондом, выступающим от имени наймодателя, и ребенком-сиротой, которому предоставлено жилое помещение, являющимся нанимателем.
Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6, в соответствии с которым законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству по месту жительства детей-сирот, со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список.
Уполномоченными органами на осуществление всех вышеуказанных действий являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области в силу Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», в соответствии с пунктом 44 статьи 3 которого органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятию решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, с 2013 года изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья из специализированного жилого фонда осуществляется по сформированным спискам, на основании представленных детьми -сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. Следовательно, для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, ему необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. В связи с этим с 1 января 2013 года право указанных категорий граждан на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, следовательно, исковые требования необоснованны.
Необходимо отметить, что прокурор, обращаясь в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не указал в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены. Нормативно не обоснованы требования к каждому из ответчиков.
Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (статья 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года №288).
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенции на однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденной Законом Курганской области от 5 октября 2007 года № 288.
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Прокурор не указывает суммы, которые необходимы для удовлетворения исковых требований, тем самым заведомо лишая ответчика возможности исполнить требования исполнительного документа, в связи с чем, требования прокурора не основаны на действующем законодательстве, регулирующем исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
Считает требования прокурора Шадринского района Курганской области необоснованными, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Финансового отдела Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В ранее предоставленном отзыве пояснил, что Решением Шадринской городской Думы от ... года № «О бюджете города Шадринска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... руб.
... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений. ... года заключен контракт № на приобретение ... жилых помещений, на сумму ... руб. На ... года предусмотренные средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступили в бюджет города Шадринска платежным поручением №, в сумме ... руб., данные средства освоены в полном объеме.
... года состоялся открытый аукцион в электронной форме на приобретение ... жилых помещений (максимальная цена контракта составляет ... руб.) ... года заключен муниципальный контракт № на приобретение ... жилых помещений на сумму ... руб. Средства из областного бюджета по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» поступали в бюджет города Шадринска ... года, платежным поручением №, в сумме ... руб., данные средства освоены в полном объеме.
... года поданы заявки на размещение муниципального заказа на приобретение ... жилых помещений на вторичном рынке, на общую сумму ... руб. ... года заключен контракт № на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. ... года заключен контракт № на приобретение ... жилого помещения на вторичном рынке, на сумму ... руб. В настоящее время проводятся мероприятия по регистрации права муниципальной собственности.
На ... года на исполнение в Администрации города Шадринска находится ... судебных акта, обязывающих предоставить жилые помещения детям-сиротам.
Суворова К.А., ... года рождения, состоит в «Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в 2015 г. по г. Шадринску» под номером .... В связи с недостаточностью выделенных ассигнований приобрести квартиру Суворовой К.А. в 2015 году не предоставляется возможным. Считают необходимым, обратить иск Суворовой К.А. к Правительству Курганской области, так как Администрация города Шадринска лишь исполняет переданные полномочия в пределах выделенных на эти цели средств.
Суд, заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.
Суворова К.А. родилась ... года в г.Шадринске.
Суворова К.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители решением Шадринского городского народного суда от ... года лишены в отношении неё родительских прав. Отец - "АС", ... года рождения, умер ... года Мать - "ЕА", ... года рождения, умерла ... года.
На основании постановления Администрации г. Шадринска от ... года № над несовершеннолетней Суворовой К.А. учреждена опека, при этом опекуном назначена "СП".
В ... году Суворова К.А. закончила обучение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» г. Шадринска Курганской области. После окончания школы поступила в ФГБОУ ВПО «... государственный педагогический институт», обучение в котором окончила в июне ... года.
Договор социального найма жилого помещения на территории г. Шадринска и Шадринского района с Суворовой К.А. не заключался.
В соответствии с постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от ... года № Суворова К.А., ... г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска.
В Региональном банке данных «Сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находящихся на муниципальном учёте на получение жилья вне очереди» Суворова К.А. стоит под №.
До настоящего времени жилое помещение Суворовой К.А. не предоставлено. Суворова К.А. жилья в собственности не имеет.
После смерти отца Суворовой К.А. - "АС" было заведено наследственное дело № от ... года, из которого следует, что наследниками на ... доли жилого дома (общая площадь дома ... кв.м.) и земельного участка, находящегося в г. Шадринске по ул. ..., д. ... являются: "СС" , ... года рождения - дочь, Суворова К.А. ... года рождения - дочь, "ДС", ... года рождения - сын, "СН", ... года рождения - дочь. До настоящего времени никто из наследников наследственные права не оформил.
Зарегистрирована и временно проживает Суворова К.А. по адресу: Курганская область, г. Шадринск ул. ... д. ..., в жилом доме, принадлежащем "НП", до момента предоставления ей жилого помещения
Указанные обстоятельства подтверждают письменные материалы дела: копия свидетельства о рождении Суворовой К.А. (л.д. ...); копия свидетельства о смерти отца -"АС" (л.д. ...); копия свидетельства о смерти матери - "ЕА" (л.д. ...); копия Постановления Администрации г. Шадринска «Об учреждении опеки над несовершеннолетними "ДС", Суворовой К.А., "СС" от ... года (л.д. ...); справка № от ... года из Администрации г. Шадринска о том, что Суворова К.А. имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. ...); копия свидетельства о государственной регистрации права от ... года о том, что дом № по ул. ... в г. Шадринске принадлежит на праве собственности "НП" (л.д. ...); копия справки № из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о том, что дом № по ул. ... в г. Шадринске находится в долевой собственности "РГ", "АС", "ВГ", "ГГ"(л.д. ...); заявление Суворовой К.А. о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Шадринска (л.д. ...); копия постановления Администрации г. Шадринска от ... года № «О включении Суворовой К.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования - город Шадринск» (л.д. ...); копия справки из муниципального архива г. Шадринска о том, что по адресу: г. Шадринск ул. ... д. № зарегистрированы: "ДС" и "СС" (л.д. ...); копия уведомления о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении из жилищного отдела КУМИ Администрации ... (л.д. 24); копия аттестата о среднем (полном) общем образовании на имя Суворовой К.А. (л.д. ...); копия диплома специалиста об окончании ФГОУ ВПО «... государственный педагогический институт» ... года (л.д. ...); копия выписки из решения № (л.д....); копия договора дарения от ... года (л.д. ...); копия решения Шадринской городской Думы от ... года № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (л.д. ...); копия Решения Шадринской городской Думы от ... года № «О внесении изменения в решение Шадринской городской Думы от ... года № «Об установлении учетной нормы м нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (л.д. ...); уведомление об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведении из Межмуниципального отдела по г. Шадринску и Шадринскому району от ... года (л.д. ...); выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилой дом № по ул. ... г. Шадринск (л.д. ...); уведомление об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведении из Межмуниципального отдела по г. Шадринску и Шадринскому району от ... года на имя "АС" (л.д. ...); выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилой дом № по ул. ... г. Шадринск (л.д. ...); список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в 2015 г. по г. Шадринску на ... года (л.д. ...); копия наследственного дела, заведенного после смерти "АС", умершего ... года (л.д....).
Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013 г. внесены изменения в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в статьи 57, 92, 103, гл. 9 и 10 ЖК РФ.
Установленные обстоятельства подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле, свидетельскими показаниями.
Свидетель "ДС" в судебном заседании пояснил, что приходится братом Суворовой К.А. Жилье по ул. ... у них в собственности не находится, отец являлся собственником со слов бабушки. Они с сестрами наследство не оформляли, так как пока нет денежных средств, от наследства не отказываются. Вступать в наследство будут, но позже.
Свидетель "СС" в судебном заседании пояснила, что приходится сестрой Суворовой К.А. Отцу принадлежало жилье по ул. .... Она от наследства не отказывается. Так как в данный момент находится в отпуске по беременности и родам, у нее нет возможности вступить в наследство.
Свидетель "АС" в судебном заседании пояснила, что приходится бабушкой Суворовой К.А. Половину дома № по ул. ... в г. Шадринске покупала она. Это не часть дома, это пристрой, который для проживания не пригоден. Там провалились заборы, сгнили полы, были выбиты окна. После смерти сына нотариусом "НН" заводилось наследственное дело, но никто в наследственные права не вступил.
Свидетель "СТ" в судебном заседании пояснила, что приходилась супругой умершего "АС" У них имеется дочь. Она отказалась от своей доли в наследстве в пользу дочери. Она будет вступать в наследство, когда станет совершеннолетней.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из изложенного, с 01.01.2013 г. обязанность по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области от 25.12.2012 г. № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от ... года № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно данному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
Согласно ч.2 ст. 132 Конституции РФ, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта РФ отдельные государственные полномочии с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно Постановления Правительства Курганской области "Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" от 24.12.2007 г. (С изменениями и дополнениями от 12 ноября 2013 г.) субвенции местным бюджетам предоставляются Главным управлением образования Курганской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств ежемесячно в срок до 10-го числа в размере 1/12 годового объема субвенций. В целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год Главное управление образования Курганской области не позднее 1 мая текущего года представляет в Финансовое управление Курганской области информацию по состоянию на 1 января текущего года о численности категорий граждан, определенных Методикой расчета для определения объема субвенций на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, представленную органами местного самоуправления. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области на исполнение государственных полномочий по содержанию органов опеки и попечительства, рассчитывается по формуле, учитывая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января текущего года.
Согласно отзыву Финансового отдела администрации г. Шадринска, в бюджете города предусмотрены ассигнования по статье «Однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме ... руб. ... года. заключён контракт на приобретение ... жилых помещений.
Согласно ч.7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решения Шадринской городской Думы № от ... года (с изменениями от ... года.), норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде г. Шадринска составляет не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 1 решения Шадринской городской Думы № от ... года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в администрации г. Шадринска в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из копии наследственного дела №, заведенного после смерти "АС" следует, что наследниками на ... доли жилого дома (общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв. м.) и долю земельного участка, находящихся в г. Шадринске Курганской области по ул. ..., д. ... являются 4 человека: "СС", ... года рождения - дочь, Суворова К.А. ... года рождения - дочь, "ДС", ... года рождения - сын, "СН", ... года рождения - дочь.
Как следует из пояснений "ДС", "СС", "СД", допрошенных в судебном заседании, от наследства они не отказываются, вступать в наследство после смерти отца собираются.
Из изложенного следует, что Суворова К.А. вступив в права наследования после смерти своего отца, на сегодняшний день также являлась бы нуждающейся в жилье, поскольку площадь, которую истец имел бы при вступлении в наследство, является менее установленной на территории муниципального образования г. Шадринск Курганской области.
Жилое помещение должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2. 2645-10), которые утверждены Постановлением ГГСВ РФ от 10.06.2010г. №64.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
Отсутствие возможности предоставить жилое помещение в связи с отсутствием жилищного фонда и недостаточным финансированием переданных Администрации г. Шадринска государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может являться основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Таким образом, требования о предоставлении Суворовой К.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения законны и обоснованны. Также являются законными и обоснованными требования к Правительству Курганской области.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах Суворовой К.А. к Администрации г. Шадринска Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Шадринска предоставить Суворовой К.А., ... года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации г. Шадринска Курганской области на предоставление жилого помещения Суворовой К.А..
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья Котельников Е.Н.
Судебной коллегией по гражданским делам Курганского областного суда решение Шадринского районного суда Курганской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.