ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-29403/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-688/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 15 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Н. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе В.Н. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 03.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24.06.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым (далее – ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым) о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 03.03.2021 в удовлетворении исковых требований В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба В.Н. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе В.Н. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебном заседании В.Н. доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-2 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях т органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Так же истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой части трудовой пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Российской Федерации.
При расчете пенсии В.Н. в общий стаж были включены периоды работы с применением норм пункта 4 статьи 5 Закона № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Общий стаж по ДД.ММ.ГГГГ составил 16 лет 03 месяца 11 дней.
В.Н. ДД.ММ.ГГГГ был документирован паспортом гражданина Украины, где место регистрации было указано с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.
Для назначения страховой части пенсии истец предоставил в ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Федеральной миграционной службой, где место регистрации было указано <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ В.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым с заявление о перерасчете пенсии.
В связи с тем, что предоставленное страховой свидетельство обязательного пенсионного страхования было выдано ДД.ММ.ГГГГ, ответчик направил запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Керчь о предоставлении информации о выдаче истцу паспорта гражданина Российской Федерации ранее 2014 года.
Согласно сведениям АС "Российский паспорт" В.Н. документирован паспортом гражданина РФ серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Воронежской области в Репьевском районе, код подразделения 360-035, статус паспорта "Действительный".
Согласно ответу Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчь от 09.04.2020 паспорт гражданина РФ серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ФМС код подразделения 900-004, имеет статус паспорта "Действительный”.
Кроме того, согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи, В.Н. зарегистрирован в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В тоже время согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации по адресу: <адрес> указана с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии паспорта гражданина Российской Федерации, серии 20 90 №, выданного В.Н. ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Воронежской области в Репьевском районе место регистрации указано: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В результате проведенной проверки Отделом миграции УМВД Росси г. Керчи было установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации серии №, был выдан В.Н. ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленного порядка. Актом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается изъятие данного паспорта у В.Н.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым от 17.04.2020 выплата В.Н. страховой пенсии по старости приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, затем решением ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии В.Н. была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
По паспорту гражданина Украины В.Н. повторно приобрел гражданство Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему ДД.ММ.ГГГГ Федеральной миграционной службой (код 900-004) был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии 4013№.
На ДД.ММ.ГГГГ истец имел гражданство Российской Федерации, которое было приобретено истцом по иным основаниям, а не на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
Причиной отказа истцу в применении норм Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года является отсутствие в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации в Республике Крым на 18.03.2014, а также приобретение истцом гражданства Российской Федерации в общем порядке, а не на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
В соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Истец достиг указанного возраста ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2017 года составляет 08 лет, величина пенсионного коэффициента 11,4.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляет страхователь (работодатель). Сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в индивидуальном лицевом счете В.Н. отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что общий стаж В.Н. без применения норм Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года составил 04 года 10 месяцев 29 дней, что не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому для назначения пенсии необходим стаж 8 лет.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее – Закон № 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона № 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Федеральным конституционным законом №6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11). Принятое после 21.02.2014 законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21 июля 2014 г., содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Федеральный закон № 208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, всем доказательствам по делу судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы судов основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 03.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24.06.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская