Дело № 2-88/ 2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зориной О.А.,
при секретаре Комаровой И.А.,
с участием заместителя прокурора Хабарского района Алтайского края Калюжного Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шаманаева Алексея Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании единовременного пособия вследствие военной травмы,
У С Т А Н О В И Л:
Шаманаев А.С. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании единовременного пособия вследствие военной травмы. В обоснования исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ его призвали для прохождения срочной военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации. В период военной службы с 2013 года по 2014 год у него было выявлено заболевание-<данные изъяты>. Истец полагает, что полученное им заболевание в период прохождения военной службы по призыву, является военной травмой, в связи с чем он имеет право на получение выплаты единовременного пособия в рамках ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 № 306-ФЗ, а страховое возмещение в размере 52750 руб., полученное в рамках ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», выплачено не верно, без учета индексации, в 2014 году должно составлять 55387 руб. 50 коп. Истец, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие получения военной травмы, просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации единовременное пособие в размере 1 107 750 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что цена иска складывается из единовременного пособия с учетом индексации, расчета цены иска у него нет.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В отзыве на иск представитель Министерства обороны Российской Федерации указал, что истец уволен с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к прохождению военной службы (общее заболевание), а не в связи с получением военной травмы, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика АО «Макс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В отзыве на иск представитель АО «Макс» указал, что с 01.01.2015 обязательства по рассмотрению вопросов, связанных с выплатой единовременных пособий, вне зависимости от даты события, приняло на себя АО «СОГАЗ», с которым Министерством обороны РФ подписано соответствующее соглашение.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, заслушав заключение заместителя прокурора района, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, приходит к нижеследующим выводам.
Пунктом 1 статьи 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, осуществляемое за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определены Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона (далее по тексту - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ), жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов. К страховым случаям относится установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (абз. 3 ст. 4).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Судом установлено, что Шаманаев А.С. был призван 16.06.2013 для прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В период прохождения военной службы у него было выявлено заболевание – <данные изъяты>. Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 13.03.2014 истца уволили досрочно с военной службы в связи с признанием ВВК его ограниченно годным к прохождению военной службы.
Истец обращался с просьбой о назначении и выплаты единовременного пособия, однако письмом военного комиссара Алтайского края от 22.01.2019 № ему в выплате единовременного пособия было отказано.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:
2) 1 000 000 рублей - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.
Единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10, 12 и 13 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.15.ст.3 вышеуказанного № 306 -ФЗ).
Размеры единовременных пособий, установленные частями 8 и 12 настоящей статьи, и размеры ежемесячной денежной компенсации, установленные частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (п.16 ст.3 вышеуказанного № 306 -ФЗ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2012 № 1100 утвержден Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Порядок).
Пунктами 2, 3 вышеназванного Порядка установлено, что единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - организация).
Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (далее - документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия).
Причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы и категория годности военнослужащего к военной службе, а также причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением обязанностей военной службы определяется военно-врачебными комиссиями (далее - ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (п.10 Порядка).
Указанная причинная связь определяется в формулировках "военная травма" или "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", либо "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Заключением военно-врачебной комиссии (далее по тексту -ВВК) от 20.02.2014 № Шаманаев А.С. признан ограниченно годным к военной службе, категория годности –«В», заболевание-<данные изъяты> получено в период военной службы. Указанное заключение ВВК истцом не оспаривалось. Формулировка "военная травма" в заключении военно-врачебной комиссии отсутствует. Шаманаева А.С. уволили досрочно с военной службы в связи с признанием его ВВК ограниченно годным к прохождению военной службы.
Таким образом, законных оснований для выплаты истцу единовременного пособия, предусмотренного п. 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, которое выплачивается военнослужащему в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шаманаева Алексея Сергеевича к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании единовременного пособия вследствие военной травмы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Хабарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.04.2019.
Председательствующий О.А. Зорина
Верно: судья О.А.Зорина
Нач. отдела О.Ф.Клименко