УИД 59RS0108-01-2022-001070-31
Материал № 12-99/2022
РЕШЕНИЕ
город Оса 15 сентября 2022 года
Судья Осинского районного суда Пермского края Павлова Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Князевой К.А.,
с участием защитника Половинкиной К.А., должностного лица, составившего протокол Молчановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы городского округа – главы администрации Осинского городского округа А.В. Григорьева на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловского районам Пермского края Каликиной Я.В. от 26.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
15.07.2022 в отношении должностного лица- главы администрации Осинского городского округа Пермского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Из протокола следует, что глава администрации Осинского городского круга Григорьев А.В. не выполнил законные требования судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Осинскому, Бардымскому и Еловского районам Пермского края от 14.06.2022 по исполнительному производству № 78056/22/59020-ИП (1220/18/59029-ИП), возбужденному 22.07.2014 на основании исполнительного листа Осинского районного суда Пермского края, о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда в срок до 10:00 час. 14.07.2022.
Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловского районам Пермского края Каликиной Я.В. № 59029/22/472824 от 26.07.2022 глава администрации Осинского городского округа Пермского края Григорьев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Глава городского округа – глава администрации Осинского городского округа А.В. Григорьев обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление от 26.07.2022, указывая, что требование судебного пристава-исполнителя было исполнено, в установленный срок направлены документы (письмо от 12.07.2022 № 1384/01-15), в которых указаны уважительные причины неисполнения решения в установленный срок, а также информация о проведенных мероприятиях для частичного исполнения решения суда. Информация о выполненных мероприятиях с приложением актов о приемке ранее неоднократно направлялась в адрес судебных приставов. Также указывает, что протокол об административном правонарушении незаконно был составлен в его отсутствие при наличии уважительных причин невозможности участия, в адрес службы судебных приставов направлялось ходатайство о переносе даты составления протокола об административном правонарушении, однако это ходатайство не принято во внимание. Нарушен срок для вручения копии протокола об административном правонарушении, предусмотренный ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку копия протокола вручена главе только 21.07.2022. При рассмотрении дела 26.07.2022 рассмотрение дела состоялось в присутствии защитника по доверенности без его участия, при этом доводы защитника во внимание не приняты. Копия постановления вручена была только защитнику. В действиях главы администрации отсутствует вина, так как решение не было исполнено по независящим от администрации обстоятельствам.
В судебном заседании защитник Светлакова Е.П. настаивала на удовлетворении жалобы, пояснила, что по делу допущены процессуальные нарушения. Не оспаривала, что Григорьев А.В. при получении требования судебного пристава-исполнителя от 14.06.2022 был извещен о составлении в отношении него 15.07.2022 протокола об административным правонарушении, а также рассмотрения дела – 26.07.2022. Однако, 15.07.2022 в отдел судебных приставов защитник Шилова К.А. передала судебному приставу-исполнителю ходатайство Григорьева А.В. с просьбой об отложении составления протокола на иную дату в виду невозможности участия Григорьева А.В., в связи с направлением в служебную командировку. Ходатайство Григорьева А.В. об отложении составления протокола по делу об административным правонарушении на иную дату, было оставлено без удовлетворения. В протоколе об административном правонарушении указана подпись Григорьева А.В., не принимавшего участия при составлении протокола, так как через несколько дней судебные приставы при явке в администрацию Осинского городского округа попросили главу администрации подписать все протоколы. Обжалуемое постановление № 59029/22/472832 от 26.07.2022 главе администрации Григорьеву А.В. не вручалось. Решение суда не исполнено в виде отсутствия финансирования на указанные цели. Просила учесть, что администрация обращалась в суд за отсрочкой исполнения решения суда.
Защитник Половинкина К.А. пояснила, что явилась на рассмотрение протокола в отдел судебных приставов 15.07.2022 к 11:00 час., однако не была допущена к участию в деле, в связи с неверным указанием полномочий в доверенности. В течение дня она несколько раз подходила в отдел судебных приставов, поясняла, что глава администрации Григорьев А.В. не сможет явиться на составление протокола, предоставила ходатайство Григорьева А.В. об отложении рассмотрения дела, при этом ей не поясняли, что протокол уже составлен.
Должностное лицо Молчанова Н.В. с жалобой не согласилась, указывая на наличие состава правонарушения, так как решение суда № 2-48/2014 до настоящего момента фактически не исполнено. Требование о необходимости исполнения решения суда от 14.06.2022 было получено лично главой администрации Григорьевым А.В. В требовании были указаны дата вынесения протокола по делу об административном правонарушении (15.07.2022 с 11:00 час) и дата рассмотрения административного дела (26.07.2022 с 11:00 час), то есть Григорьев А.В. был извещен о составлении протокола и о рассмотрении дела. Подтвердила, что в дату составления протокола в отдел судебных приставов неоднократно приходила защитник, предоставила ходатайство Григорьева А.В. об отложении составления протокола, однако протокол был вынесен без участия Григорьева А.В., так как он был извещен надлежащим образом.После составления протокола об административном правонарушении она лично через несколько дней вручила протокол Григорьеву А.В., придя к последнему на работу, то есть протокол об административном правонарушении подписан Григорьевым А.В. через несколько дней, а фактически он участия при составлении протокола не принимал. Защитник также участия при составлении протокола не принимала. Ходатайство об отложении места и времени составления протокола ею разрешено не было. На момент поступления ходатайства об отложении, протокол еще составлен не был. Постановление от 26.07.2022 о привлечении Григорьева А.В. к административной ответственности было вручено Григорьеву А.В. без заполнения документов, подтверждающих данный факт.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что решением Осинского районного суда Пермского края № 2-48/2014 от 09.01.2014 удовлетворены исковые требования прокурора Осинского района Пермского края и на администрацию Осинского городского поселения Пермского края возложена обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по ул. Интернациональная г.Оса Пермского края:
- произвести капитальный ремонт и привести ее в соответствие с требованиями п.3.1.1, 3.1.2, 3.2.1, 3.2.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
- нанести горизонтальную дорожную разметку в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения" Приложения 2 «Дорожная разметка и ее характеристики», и п. 6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений инаправляющих устройств»;
- оборудовать пешеходные переходы, необходимые для безопасного перехода через проезжую часть, согласно п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования";
- перекрестки автомобильных дорог ул.Интернациональная с ул. Нефтяников, ул.Луговая, ул. Овчинникова, ул. Восточная, ул. Труда, ул. Шиловой, ул. Гоголя, ул. Школьная, ул., Садовая, ул. Непряхина, ул. Октябрьская, ул. Крыловская, ул. Володарского, ул. Свердлова, ул. Кобелева г. Оса оборудовать дорожными знаками 2.1 «Главная дорога», 2,4 «Уступить дорогу» в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения" п. 2.1, 2.4 Приложения 1 «Дорожные знаки» и п. 5.3.1, п. 5.3.6, п. 5.3.2. ГОСТ Р 52289 -2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- участок автомобильной дороги по ул. Интернациональная от перекрёстка с ул. Нефтяников до перекрёстка с ул. Злыгостева оборудовать тротуарами или пешеходными дорожками согласно п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования";
- разработать проект и схему организации дорожного движения, дислокацию дорожных знаков.
Решение суда вступило в законную силу 11.02.2014 и прокурору Осинского района Пермского края выдан исполнительный лист.
22.07.2014 в ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 13339/20/59029-ИП в отношении Администрации Осинского городского округа по исполнению решения Осинского районного суда № 2-48/2014. Должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
19.01.2017 с должника администрации Осинского городского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в виду неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения.
29.08.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве, по исполнительному производству № 1220/18/59029-ИП произведена замена должника с администрации Осинского городского поселения на администрацию Осинского муниципального района.
08.06.2020 произведена замена должника по исполнительному производству администрации Осинского муниципального района на правопреемника администрацию Осинского городского округа.
14.06.2022 в адрес главы администрации Осинского городского округа судебным приставом-исполнителем ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю вынесено требование в срок до 10:00 час. 14.07.2022 исполнить решение Осинского районного суда № 2-48/2014, предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда в ОСП по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам. В случае невозможности исполнения предоставить объяснения о причинах неисполнения решения суда.
Требование получено 14.06.2022 главой администрации Осинского городского округа Пермского края Григорьевым А.Г.
В указанный срок решение суда не исполнено, в связи с чем 15.07.2022 в отношении главы администрации Осинского городского округа Григорьева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и 26.07.2022 глава администрации Осинского городского округа привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Указанные в ст. 26.1 КоАП РФ устанавливаются, как это предусмотрено статьей 26.2 названного Кодекса, на основании доказательств, к числу которых относится протокол об административном правонарушении, являющийся процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, а также порядок и правила его составления регламентированы ст. 28.2 КоАП РФ, согласно части 4 которой физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Исходя из положений данных норм, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в его отсутствие протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении о месте и времени совершения означенного процессуального действия.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, определен в ст. 25.15 КоАП РФ.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола (п. 3 ст. 29.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 15.07.2022 в отношении главы администрации Григорьева А.В. содержит подписи должностного лица Григорьева А.В., свидетельствующего о его участии при составлении протокола. Также к протоколу приложены объяснения Григорьева А.В. о том, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие и им заявлялось ходатайство об отложении даты составления протокола.
Вместе с тем, в судебном заседании при выяснении обстоятельств составления протокола по делу об административном правонарушении, было установлено, что 15.07.2022 в 11:00 час. фактически протокол об административном правонарушении в отношении Григорьева А.В. не составлялся, к указанному времени явился защитник, составление протокола откладывалось для предоставления надлежащей доверенности защитника. При этом, защитником в день составления протокола – 15.07.2022 в отдел судебных приставов было предоставлено ходатайство об отложении составления протокола, в виду нахождения главы администрации Григорьева А.В. в служебной командировке. Получение ходатайства об отложении составления протокола подтверждается входящим штампом отдела судебных приставов по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам. На момент поступления ходатайства протокол по делу об административном правонарушении составлен не был.
Направление Григорьева А.В. в командировку с 07.07.20022 по 15.07.2022 подтверждается распоряжением о направлении в командировку № 69-ро от 24.06.2022.
В нарушение требований законодательства, заявленное ходатайство главы администрации Григорьева А.В. об отложении места и времени составления протокола об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем разрешено не было. Не дана оценка тому, что глава администрации находился в служебной командировке и не мог участвовать при составлении протокола по уважительным причинам, то есть установленные в суде обстоятельства свидетельствуют, что Григорьеву А.В. не была предоставлена возможность реализовать свои права, в том числе право на личное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении Григорьева А.В. составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении 26.07.2022 временно исполняющим обязанности начальника отдела – старшим судебным приставом Каликиной Я.В. правильность составления протокола об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также не проверялась.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятого постановления.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление от 26.07.2022 о привлечении главы администрации Осинского городского округа подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
В связи с отменой постановления по вышеуказанным основаниям судья не входит в обсуждение иных доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья
РЕШИЛ:
жалобу главы администрации Осинского городского округа Григорьева Алексея Вадимовича удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Каликиной Я.В. отдела судебных приставов по Осинскому, Бардымскому и Еловскому районам УФССП России по Пермскому краю № 59029/22/472824 от 26.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении главы администрации Осинского городского округа Григорьева А.В. – прекратить, в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
.
Судья: Павлова Н.Н.