УИД: 25RS0020-01-2019-000242-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» ноября 2019 г. с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галчатникова А.С.
при секретаре судебного заседания Овсяник Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-199/2019 по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края Кожемяко Олега Николаевича к депутату муниципального комитета <данные изъяты> Приморского края Марковцеву Олегу Владимировичу о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета,
при участии в судебном заседании:
Административного ответчика – Марковцева Олега Владимировича
от Административного истца – Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. - явка представителя не обеспечена
от заинтересованных лиц – Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, Муниципального комитета <данные изъяты> – явка представителей не обеспечена,
Установил:
Губернатор Приморского края Кожемяко О.Н. (далее по тексту – Административный истец) обратился в суд с административным иском к депутату муниципального комитета <данные изъяты> Марковцеву О.В. (далее по тексту – Административный ответчик) о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета.
В обоснование административного иска указано, что, согласно решению территориальной избирательной комиссии Лазовского района от 18.09.2015 № 332/88 «О регистрации избранных депутатов муниципального комитета <данные изъяты> третьего созыва по избирательному округу № 1, № 2», Марковцев О.В. зарегистрирован избранным депутатом муниципального комитета <данные изъяты> третьего созыва по пятимандатному избирательному округу № 1.
В соответствии со статьей 3 Закона Приморского края от 25.05.2017 № 122-КЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений», на основании поступившей в Администрацию Приморского края информации прокуратуры Приморского края от 27.09.2018 № 86-20-2018/709дсп департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом муниципального комитета <данные изъяты> Марковцевым О.В., в том числе соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
По результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года, представленных депутатом муниципального комитета <данные изъяты> Марковцевым О.В., выявлены факты несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившихся в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года.
В ходе анализа справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Марковцева О.В. за отчетный период 2017 года установлено, что Марковцев О.В. указал доход по основному месту работы в размере 411657,52 руб.
Вместе с тем, согласно информации УФНС России по Приморскому краю от 29.04.2019 № 19-18/4/14926деп, доход по основному месту работы Марковцева О.В. составил 148 985,69 руб.
Кроме того, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах существенного характера Марковцев О.В. не указал доход, полученный от МАУ ДОЛ «Юный Рыбак» в размере 294 671,83 руб.
Письмом департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 10.04.2019 № 64/593 «Уведомление о проведении проверки» Марковцев О.В. извещен о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и необходимости представления письменных пояснений по факту представления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года с приложением подтверждающих документов.
Однако Марковцев О.В. не воспользовался своими правами, установленными частью 13 статьи 3 Закона.
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 части 4 статьи 2 Закона установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 1 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Депутатом муниципального комитета <данные изъяты> Марковцевым О.В. в нарушение части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 статьи 40 Федерального закона, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в суд.
На основании изложенного Административный истец просил суд досрочно прекратить полномочия Административного ответчика в качестве депутата муниципального комитета <данные изъяты> по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона.
В судебное заседание представители Административного истца и заинтересованных лиц - Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, Муниципального комитета <данные изъяты> - не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлены.
Представители Административного истца и заинтересованного лица – Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края - направили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела по существу в их отсутствие, доводы административного иска поддержали.
Принимая во внимание, что судом предприняты достаточные меры по надлежащему извещению участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Административный ответчик Марковцев О.В. в судебном заседании не согласился с административным иском, представил письменные возражения, согласно которым, он как депутат муниципального комитета <данные изъяты>, действующий на непостоянной основе, официально трудоустроен в Управлении образования <данные изъяты> <адрес>. Доход по основному месту работы составил 148 985,69 руб. Также за отчётный период он работал в МАУ ДОЛ «Юный Рыбак», доход составил 294 671,83 руб. При заполнении сведений о доходах Административный ответчик не указал отдельно доход 294 671,83 руб. в МАУ ДОЛ «Юный Рыбак», поскольку указанное Учреждение находится в отраслевом ведении Управления образования <адрес> и Административный ответчик как директор трудоустроен в Управлении образования <данные изъяты>. В связи с этим доход, полученный с МАУ ДОЛ «Юный Рыбак», является доходом по основному месту работы. В декларации о доходах Административным ответчиком указан как по основному месту работы общий доход с двух мест работы в сумме 411 657,52 руб., без указания отдельно дохода с МАУ ДОЛ «Юный Рыбак». Таким образом, Административный ответчик представил полные и достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но оформил в декларации не совсем корректно, что не является грубым нарушением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Дополнительно Административный ответчик пояснил суду, что уточнённые сведения о доходах им не предоставлялись. Уведомление о проводимой в отношении него проверке на предмет достоверности поданных сведений о доходах было им было получено, объяснения не представил в связи с загруженностью на работе. Относительно расхождений между общей суммой дохода, отражённой им в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017г., и общей суммой доходов за указанный год по данным налогового органа пояснил суду, что частично заработная плата в МАУ ДОЛ «Юный рыбак», начисленная в 2017г., была фактически ему выплачена в 2018г. в связи с отсутствием денежных средств на счету лагеря.
Суд, заслушав Административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющим государственные гарантии его осуществления (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ).
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Федеральный закон № 273-ФЗ).
В силу п. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Согласно частям 4 и 5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 данной статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 4 ст. 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, предоставляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругом (супругой) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 01 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В соответствии с частью 7.2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ, одной из мер профилактики коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу пункта 2 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 228-ФЗ, вступившего в законную силу 06.08.2019) лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ) при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо государственной власти субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В силу ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Из представленных материалов следует, что решением территориальной избирательной комиссии Лазовского района Приморского края от 18.09.2015 № 328/88 Административный ответчик был зарегистрирован избранным депутатом Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района третьего созыва по пятимандатному избирательному округу (л.д. 39-40)
Административным ответчиком была составлена и подана в Департамент государственной гражданской службы и кадров администрации Приморского края справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 01.01.2017 по 31.12.2017г. Согласно разделу 1. «Сведения о доходах», Административным ответчиком отражён доход по основному месту работы в размере 411 657,52 руб. (л.д. 23-34)
В соответствии с приказом Губернатора Приморского края № 53-мк от 09.04.2019г., на основании поступившей в администрацию Приморского края информации прокуратуры Приморского края от 27.09.2018 № 86-20-2018/709дсп, Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения Административным ответчиком ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В рамках проводимой проверки в Управлении ФНС России по Приморскому краю были истребованы сведения о доходах Административного ответчика.
Согласно поступившей информации, общая сумма доходов Административного ответчика за 2017г. составила 443 657,52 руб., из которых доход в МАУ ДОЛ «Юный рыбак» составил 294 671,83 руб., доход в Управлении образования администрации Лазовского муниципального района – 148 985,69 руб. Налоговая база составила 415 657,52 руб. (л.д. 37-38)
10 апреля 2019 года Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края уведомил Административного ответчика о начале проверки по соблюдению ограничений, запретов, исполнению обязанностей, установленных вышеуказанными федеральными законами за отчетный период 2017 года, Административному ответчику было предложено не позднее 23.04.2019г. представить письменные пояснения по факту предоставления недостоверных сведений о доходах за 2017г. Соответствующие пояснения Административным ответчиком представлены не были.
Из представленной Административным ответчиком трудовой книжки следует, что приказом по Управлению образования администрации <данные изъяты> от 01.02.2016 № 02-л Административный ответчик с указанной даты был принят на должность <данные изъяты> Муниципального автономного учреждения «Детский оздоровительный лагерь «Юный рыбак». Приказом от 11.09.2017 № 31-л Административный ответчик с указанной даты был переведён на должность заместителя начальника Управления образования.
Разрешая предъявленный административный иск, суд приходит к следующим выводам.
Так, в ходе судебного заседания установлен факт нарушения Административным ответчиком обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, а именно предоставление недостоверных сведений о своих доходах за 2017 год.
Как указано выше, Административным ответчиком в разделе 1 «Сведения о доходах» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. указана общая сумма дохода по основному месту работы (Управление образования МО) в размере 411 657,52 руб., тогда как, по данным налогового органа, Административным ответчиком за 2017г. был получен доход в общей сумме 443 657,52 руб., в том числе, в МАУ ДОЛ «Юный рыбак» - 294 671,83 руб., в Управлении образования администрации Лазовского муниципального района – 148 985,69 руб.
Между тем, Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ, вступившим в законную силу 06.08.2019г., в часть 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в случае несоблюдения ими ограничений и запретов либо неисполнения обязанностей наряду с досрочным прекращением полномочий может быть применена иная мера ответственности при несущественности допущенных нарушений.
Перечень таких мер ответственности, а также порядок их применения, предусмотрены частями 7.3-1 и 7.3-2, введёнными Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ.
Таким образом, указанным Федеральным законом в действующей редакции предусмотрены альтернативные меры ответственности в зависимости от характера допущенных нарушений, а также от того обстоятельства, насколько эти нарушения являются существенными.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ.
При разрешении настоящего административного иска суд учитывает, что Административным ответчиком при составлении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. была неверно отражена сумма дохода по основному месту работы, без разделения на доходы в МАУ ДОЛ «Юный рыбак» и в Управлении образования, а также не в полном объёме отражена сумма дохода в МАУ ДОЛ «Юный рыбак» (не отражена сумма 32 000 руб.) При этом сведения об указанных доходах имелись в распоряжении налогового органа и впоследствии были предоставлены в рамках проводимой проверки на предмет достоверности сведений о доходах Административного ответчика. Соответственно, указанные нарушения, по мнению суда, не могут быть расценены как направленные, в частности, на сокрытие полученных доходов.
Принимая во внимание характер допущенных Административным ответчиком нарушений при предоставлении сведений о доходах за отчётный период, отсутствие в материалах административного дела информации, которая бы свидетельствовала о наличии в его действиях иных нарушений, суд приходит к выводу о том, что мера ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий в качестве депутата муниципального комитета не будет отвечать требованиям справедливости, соразмерности и пропорциональности, в связи с чем достаточных оснований для удовлетворения административного искового заявления суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Губернатора Приморского края Кожемяко Олега Николаевича к депутату муниципального комитета <данные изъяты> Марковцеву Олегу Владимировичу о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Лазовский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение суда составлено «03» декабря 2019г.
Судья А.С. Галчатников