Решение по делу № 2а-1003/2017 от 25.10.2017

Дело № 2а-1003/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2017 года                                                                                  г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Никитиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Гончарову А.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,

Установил:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гончарову А.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 19 083 рубля 66 копеек, пени в размере 19 рублей 09 копеек. Требования мотивированы тем, что Гончарову А.Н. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 44:07:030101:261, расположенный по адресу (адрес), площадью 560, 4 кв.м, дата регистрации 24 июля 2002 года. В соответствии со ст. 1, 5 закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Гончаров А.Н. признается плательщиком налога на имущество физических лиц и обязан уплатить налог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" уплата налога производится не позднее ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом суммы налога.

Расчет налога на имущество физических лиц производится по следующей формуле:

Налоговая база (инвентаризационная/кадастровая стоимость имущества)* доля в праве * налоговая ставка (%)* количество месяцев пользования объектом - сумма льгот = сумма налога.

Исходя из представленной формулы исчислен налог на имущество:

- за 2012 год в размере 12116,66 руб. (605833.00руб. (инвентаризационная стоимость) * 1/1 (доля в праве) * 2,0% (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев)= =12116руб. 66 коп.;

- за 2013 год в размере 6967,00 руб. (605833.00 руб. (инвентаризационная стоимость) * 1/1 (доля в праве) * 1,15% (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев)= 6967руб. 00 коп.

Всего сумма налога на имущество составила 19083,66 руб.

В отношении 2014 года в сумме 7876,00 руб., исчисленная в налоговом уведомлении№ 903355 от 14.11.2015 г., применена налоговая льгота в соответствии с п. 6 ст.408 НК РФ.

Гончаров А.Н. является индивидуальным предпринимателем и применяет упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели при работе на УСН освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Освобождение действует в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности индивидуального предпринимателя, используемых им для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11, ст. ст. 400, 401 НК РФ). Чтобы налоговый орган принял во внимание право на освобождение, необходимо представить заявление об освобождении от уплаты налога на имущество и документы, подтверждающие данное право. Перерасчет суммы налога производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения (абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ). Налогоплательщик обратился заявлением о предоставлении льготы в 2017 году.

В установленный законом срок налогоплательщиком налог на имущество не уплачен.

В связи с тем, что налог на имущество уплачен не был, на сумму недоимки соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени 19,09 рублей.

Налоговым органом в отношении Гончарова А.Н. выставлено требование(я) от 07.10.2016 г. № 3558 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Ранее Налоговая инспекция обращалась за взысканием задолженности в сумме 26986,66 б. (сумма указана до момента предоставления налоговой льготы) в МССУ № 17 Костромского судебного района Костромской области, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от 01.04.2017 № 2а-485/2017. В связи с поступившими возражениями от Гончарова А.Н. судебный приказ был отменен определением от 28.04.2017 об отмене судебного приказа.

В процессе рассмотрения дела административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области уменьшила исковые требования, просила взыскать с Гончарова А.Н. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 12 116 рублей 66 копеек за 2012 год, пени в размере 16 рублей 14 копеек. Указала, что Гончаров А.Н. 26.05.2016 (дата штампа входящей корреспонденции) обратился в Межрайонную ИФНС России № 7 по Костромской области с пояснением о том, что является индивидуальным предпринимателем и применяет упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели при работе на УСН освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Освобождение действует в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности индивидуального предпринимателя, используемых им для предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11, ст. ст. 400, 401 НК РФ). В подтверждение своих доводов налогоплательщик представил копии договоров аренды за 2012, 2013, 2014 гг.

Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области установила, что договоры аренды за 2013-2014 гг. соответствуют нормам налогового законодательства и здание, расположенное по адресу: (адрес), используется в предпринимательской деятельности. Льгота по налогу на имущество за 2013-2014 гг.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Захарова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске. Указала, что налоговое уведомление № 303355 от 14 ноября 2015 года, направленное в Гончарову А.Н., в котором приведен расчет налога на имущество за период с 2012 года по 2014 год, сформировано инспекцией в 2015 году, возможно, направлено налогоплательщику в 2016 году. Однако полает, что требования, установленные ст. 409 п. 3 НК РФ, административным истцом соблюдены.

Ответчик Гончаров А.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, пояснил, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области. С 2002 года имеет в собственности здание, расположенное по адресу (адрес), которое используется им для ведения предпринимательской деятельности. Он, как индивидуальный предприниматель при работе на УСН освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц. Освобождение действует в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности индивидуального предпринимателя, используемых им для предпринимательской деятельности. Указал, что ранее налоговой инспекцией не выставлялся налог на данное имущество. Он ежегодно предоставляет в налоговую инспекцию декларации, приложением которых являются договоры аренды в отношении данного здания. В феврале 2016 года он получил от Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области налоговое уведомление, в котором содержался расчет налога на имущество физических лиц за период с 2012 год по 2014 год включительно. Полагает, что перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом суммы налога. Однако согласно почтовому штемпелю данное налоговое уведомление направлено инспекцией только в феврале 2016 года.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы административного дела № 2а-485/2017 г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее по тексту Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (пункт 1 статья 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

Аналогичные положения закреплены в статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01 января 2015 года, согласно которой налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01 ноября 2017 года Гончаров А.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26 июля 2004 года.

Из сведений, представленных Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области, следует, что ИП Гончаров А.Н. применяет упрощенную систему налогообложения.

В собственности Гончарова А.Н. имеется недвижимое имущество: магазин с кадастровым номером площадью 560,4 кв.м., расположенный по адресу (адрес), дата регистрации права собственности 24 июля 2002 года.

Согласно представленному налоговому уведомлению № 903355 от 14 ноября 2015 года Гончарову А.Н. рассчитан налог на имущество физических лиц, объектом налогообложения указан магазин с кадастровым номером 44:07:030101:261 площадью 560,4 кв.м., расположенный по адресу Костромская область, Костромской район, пос. Караваево, ул. Учебный городок, д. 33а, налоговый период 2012 г. сумма налога 12 116 рублей 66 копеек, 2013 г. - 6 967 рублей, 2014 г. - 7 876 рублей.

Данное налоговое уведомление направлено налогоплательщику 15 февраля 2016 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, адресованном Гончарову А.Н.

В отношении налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 7876,00 руб., исчисленного в налоговом уведомлении№ 903355 от 14.11.2015 г., применена налоговая льгота в соответствии с п. 6 ст.408 НК РФ.

В установленный законом срок налогоплательщиком налог на имущество не уплачен.

В связи с тем, что налог на имущество уплачен не был, на сумму недоимки соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени 19,09 рублей.

Налоговым органом в отношении Гончарова А.Н. выставлено требование(я) от 07.10.2016 г. № 3558 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени, установлен срок для добровольной оплаты до 06 декабря 2016 года.

В процессе рассмотрения дела Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в отношении налога на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 6967 рублей, исчисленного в налоговом уведомлении№ 903355 от 14.11.2015 г., применена налоговая льгота в соответствии с п. 6 ст.408 НК РФ, поскольку 26.05.2016 года Гончаров А.Н. обратился в Межрайонную ИФНС России № 7 по Костромской области с пояснением о том, что является индивидуальным предпринимателем и применяет упрощенную систему налогообложения.

Пунктом 11 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

В силу статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункты 3 и 4 статьи).

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 52, 409 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 10, 11 статьи 5 Федерального закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", налоговое уведомление N 903355 от 14 ноября 2015 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2012, 2013, 2014 годы направлено налогоплательщику Гончарову А.Н. только 15 февраля 2016 года, со сроком уплаты до 03 октября 2016 года.

Направление уведомления об уплате налога N 903355 нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и срок такого направления.

Административным истцом не представлено суду сведений о более раннем направлении данного налогового уведомления. Как следует из материалов дела, истец не заявлял о наличии уважительных причин невозможности направления налогового уведомления и обнаружения недоимки по уплате налога в установленные законом сроки.

Таким образом, налоговое уведомление содержало сведения об уплате налогов более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления, а именно за 2012 год, в связи с чем доводы административного ответчика Гончарова А.Н. являются обоснованными, налоговым органом пропущен трехлетний срок для перерасчета налога и направления налогового уведомления, перерасчет налога на имущество физических лиц за 2012 год произведен неправомерно.

На основании изложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Гончарову А.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 12 116 рублей 66 копеек, пени в размере 16 рублей 14 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 138, 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Гончарову А.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 12 116 рублей 66 копеек, пени в размере 16 рублей 14 копеек отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд Костромской области в течение месяца с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья          М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено ДДММГГГГ.

2а-1003/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонный ИФНС №7 по Костромской области
Ответчики
Гончаров А.Н.
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
25.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
26.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
29.11.2017[Адм.] Судебное заседание
14.12.2017[Адм.] Судебное заседание
25.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее