Дело №2а-1099-2021
УИД: 42RS0006-01-2021-002476-16
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Куртобашевой И.Ю.,
при секретаре Минаевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
27 октября 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Шереметьева Р.О. к ГОУ ФСИН России об оспаривании решения об отказе в переводе в иное исправительное учреждение, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Шереметьев Р.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГОУ ФСИН России об оспаривании решения об отказе в переводе в иное исправительное учреждение, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований административный истец указывает, что осужден приговором <данные изъяты>
Для отбывания наказания он направлен ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.
В настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу на значительном удалении от места проживания его близких, это нарушает социальные и семейные связи, затрудняет свидания с родственниками.
Административный ответчик формально рассмотрел его заявление о переводе для дальнейшего отбывания наказания в ближайшее к месту жительства его родственников исправительное учреждение, отказывается его перевести для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение <данные изъяты>.
Просил признать незаконным решение начальника ФИО1 УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в переводе в иное исправительное учреждение и признать его не законным и не обоснованным.
В судебном заседании административный истец поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГОУ ФСИН России, а также заинтересованного лица ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области Федосова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признавала, просила отказать, ввиду пропуска истцом трех месячного срока обжалования ответа.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса Российской Федерации). Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.
На основании части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали и были осуждены.
Согласно части 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Приказом Минюста России N 17 от 26 января 2018 года "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое". Согласно пункту 4, при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию со ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Таким образом, приведенное правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения (согласно части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей).
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", разъяснено, что при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных к лишению свободы, оспаривающих их направление в исправительные учреждения, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида (часть 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 г. по делу "Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям ст. 8 указанной конвенции.
В этой связи, с учетом того, что российским уголовно-исполнительным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение, к таким обстоятельствам может быть отнесена, в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Как видно из материалов личного дела, и установлено в судебном заседании, что Шереметьев Р.О. осужден приговором <данные изъяты>/л.д.10-26/.
Из ответа ГУФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что во изменение указаний ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, до особого распоряжения в соответствии с ч.4 ст. 73 УИК РФ, разрешается направлять осужденных при особо опасном рецидиве преступлений после вступления приговор в законную силу, до ареста проживающих в <адрес> в распоряжение ГУФСИН России по Кемеровской области/л.д.45/.
В судебном заседании установлено, что административный истец обратился в УИПСУ ФСИН России с заявлением о переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
Из материалов дела следует, что первым заместителем начальника ФИО1 рассмотрены материалы и заявление осужденного Шереметьева Р.О. о переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ, что удовлетворить просьбу Шереметьева Р.О. не представляется возможным/л.д.9/.
ДД.ММ.ГГГГ. направлен судебный запрос начальнику ГОУ ФСИН России о предоставлении информации имелась ли/имеется возможность и основания для направления осужденного Шереметьева Р.О., ДД.ММ.ГГГГ.р. (отбывающего наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области), для отбывания наказания в иное исправительное учреждение соответствующего типа, в том числе расположенного близко к семье осужденного Шереметьева Р.О. в <адрес>/л.д.69/.
Из ответа ГОУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ГОУ ФСИН России заявление Шереметьева Р.О. о переводе в иное исправительное учреждение не поступало/л.д.74/.
Таким образом, судом установлено, что объективных данных того, что при рассмотрении обращения Шереметьева Р.О. административным ответчиком были проанализированы указанные обстоятельства, связанные с семейным положением осужденного, произведена должным образом оценка степени сохранения им социально-полезных связей с родственниками, а также проверено наличие исправительных учреждений соответствующего вида и режима, в которые объективно мог быть помещен (переведен) Шереметьев Р.О. не представлено.
В судебном заседании представителем ответчика ГОУ ФСИН России Федосовой Е.А., заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд для оспаривания указанного ответа.
Согласно части 1 ст. 219 КАС Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В соответствии с частями 5 и 8 этой же статьи причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска этого срока.
В судебном заседании из пояснений истца установлено, что о вынесенном решении об отказе в переводе его в иное исправительное учреждение административному истцу стало известно в феврале 2021г., однако порядок обжалования ему был неизвестен.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, о необходимости восстановления срока Шереметьеву Р.О. для обжалования ответа первого заместителя начальника ФИО1 УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ.
В оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ. не содержится сведений о рассмотрении вопроса о переводе Шереметьева Р.О. в другое исправительное учреждение того же вида в связи с тем, что нахождение его в ФКУ ИК-29 г. Кемерово на отдаленном расстоянии от места проживания его матери ФИО2 (<адрес>) делает невозможным реализацию права на общение с семьей, обусловленную и дальностью расстояния и финансовыми трудностями, в результате которых они не имеют возможности навещать его в исправительном учреждении, расположенном в <адрес>.
При таких обстоятельствах, ответ первого заместителя начальника ФИО1 УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. нельзя признать обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.14, 62, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным ответ первого заместителя начальника ФИО1 УИПСУ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УИПСУ ФСИН России повторно рассмотреть заявление Шереметьева Р.О. о переводе его в иное исправительное учреждение того же вида.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Кемерово.
Мотивированное решение суда составлено 08.11.2021г.
Председательствующий: