Беломорский районный суд Республики Карелия10RS0001-01-2024-000585-12https://belomorsky.kar.sudrf.ru |
Дело № 2-489/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Сидоровой Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Евтифеева А.А. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении должностного оклада и надбавки за работу во вредных (опасных) условиях труда, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Евтифеев А.А. обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении должностного оклада и надбавки за работу во вредных (опасных) условиях труда, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 5 сентября 2019 г. работает у ответчика в должности слесарь-ремонтник 5 разряда. Работодатель, на которого распространяет свое действие Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), неправомерно не применяет его в отношении истца при установлении должностного оклада. Вступившим в законную силу решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 г. истцу с 1 декабря 2023 г. установлен должностной оклад на основании положений ФОТС ЖКХ в размере 24 963,95 руб. из расчета: минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (МРОТ) * тарифный коэффициент 5 разряда (1, 537). Между тем, Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. установлен в размере 19 242 руб. Поскольку размер должностного оклада истца поставлен в зависимость от величины МРОТ, а работодатель, несмотря на увеличение размера МРОТ не проиндексировал его должностной оклад с 1 января 2024 г., истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за январь 2024 г. в размере 13 184,71 руб., установить ему со 1 февраля 2024 г. должностной оклад в размере 29 574,95 руб. (19242 руб. * 1,537), а также доплату за работу во вредных и опасных условиях труда в размере 5 %, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учредитель ГУП РК КарелКоммунЭнерго – Республика Карелия, полномочия которого реализуют Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия, а также иные лица – Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее – КРО профсоюз жизнеобеспечения), Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Определением суда в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствовали, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Истец и ответчик просили рассмотреть дело без их участия.
Ответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых указано, что расходы на оплату труда сотрудников по правилам ФОТС ЖКХ не заложены в утвержденные тарифы. Приводят доводы о том, что ФОТС ЖКХ не распространяет свое действие на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в силу того, что данная организация не является членом ОООР ЖКК и РООР ЖКК.
Третьи лица КРОО профсоюза жизнеобеспечения, Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представили в суд отзыв, а Государственная инспекция труда по Республике Карелия в порядке ст. 47 ГПК РФ представила в суд письменное заключение, в которых сделан вывод об обоснованности исковых требований.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Евтифеев А.А. состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 5 сентября 2019 г. (приказ о приме на работу от 5 сентября 2019 г. № 59), с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого, а также приказа о приеме на работу, он был принят на должность слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда на основное производство в Беломорский участок теплоснабжения, котельную № 9 по основному месту работы, с условием о полной занятости, с испытательным сроком 2 месяца. Ему установлена месячная тарифная ставка 12081,00 руб., районный коэффициент – 1,4, северная надбавка – 80 %. Работнику установлен режим работы: 40-часовая пятидневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, нормированный рабочий день.
С учетом дополнительных соглашений к трудовому договору от 9 января 2020 г., 27 июля 2020 г., 5 января 2021 г., 6 января 2022 г.,9 июня 2022 г., 8 ноября 2022 г., 2 февраля 2023 г. Евтифееву А.А. с 1 июня 2020 г. установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 4 % месячной тарифной ставки, с 7 ноября 2022 г. он переведен на должность слесаря-ремонтника 5 разряда на ремонтно-эксплуатационный участок (г. Беломорск, ул. Воронина, д. 4А), 1 января 2023 г. ему установлена месячная тарифная ставка 17 228 руб., с 1 декабря 2023 г. ему установлена месячная тарифная ставка 24 963,95 руб.
С января 2024 г. оплата труда Евтифеева А.А. производится исходя из месячной тарифной ставки в размере 24 963,95 руб., доплаты за вредность 4 %.
Как следует из положений ст.ст. 2, 5, 9, 11, 22, 45, 46, 48.49. 56, 129, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в их системной взаимосвязи, регулирование трудовых отношений в части установления работнику конкретного размера заработной платы в его трудовом договоре осуществляется не только трудовым договором и трудовым законодательством, но и посредством заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, а также соглашений в рамках социального партнерства. В силу статьи 45 ТК РФ такие соглашения является правовым актом и, по смыслу указанных выше изложенных норм ТК РФ, регулирует трудовые отношения наравне с законом. При этом определённые трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер и не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнёрства.
Таким соглашением является Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (ранее и далее по тексту – ФОТС ЖКХ), заключенное 12 мая 2022 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое 7 июня 2022 г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 12/23-25), 20 июня 2022 г. было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
13 июля 2022 г. в Российской газете опубликовано предложение Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2022 г. № 1-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, о присоединении к ФОТС ЖКХ.
Данное соглашение распространяет свое действие на всех работодателей сферы жилищно-коммунального хозяйства (и состоящих с ними в трудовых отношениях работников), которые в порядке п. 1.7 ФОТС ЖКХ и ст. 48 ТК РФ не направили в 30-дневный срок с даты публикации предложения о присоединении к соглашению в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, а также не реализовали в установленном законом порядке процедуру получения согласия стороны ФОТС ЖКХ на временное приостановление действия соглашения в отношении указанной организации (п. 1.21 ФОТС ЖКХ).
Исследовав выписку ЕГРЮЛ, учредительные документы ГУП РК «КарелКомунЭнерго» и соотнеся их с требованиями п.п. 1.5, Приложений №№ 4,5 к ФОТС ЖКХ, суд приходит к выводу о том, что указанная организация относится к числу работодателей, на которых распространяет свое действие ФОТС ЖКХ. ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в установленном ст. 48 ТК РФ и п.п. 1.7. 1.21 ФОТС ЖКХ порядке не реализовало процедуру отказа от участия в соглашении либо временного приостановления его действия. В связи с не совершением ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» указанных действий, а также отсутствием на предприятии ответчика коллективного договора, ФОТС ЖКХ в силу пунктов 1.7, 1.12 с 1 января 2023 г. имеет прямое действие на данном предприятии, в связи с чем работодатель при установлении работникам заработной платы обязан применять положения ФОТС ЖКХ с 1 января 2023 г.
Из п. 2.3 ФОТС ЖКХ следует, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Пунктом 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ определено, что в организациях коммунального теплоснабжения ММТС должна составлять МРОТ в РФ на соответствующий год.
Приложением № 3 к ФОТС ЖКХ предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяем соотношение в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2023 г. в размере 16 242 руб.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. в размере 19 242 руб.
Таким образом, с 1 января 2023 г. оклад по 1 разряду составляет 16 242 руб., с 1 января 2024 г. составляет 19 242 руб. Тарифный коэффициент 2 разряда – 1,093, 3 разряда – 1,203, 4 разряда – 1,352, 5 разряда 1,537, 6 разряда – 1,796.
В силу пп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ выплаты компенсационного и стимулирующего характера включают в себя доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.
Вступившим в законную силу решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 г., которое в части указанных в нем фактов в силу ст. 61 ГПК РФ имеет для суда преюдициальное значение, установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 1 января 2023 г. неправомерно не применяло в отношении истца положения ФОТС ЖКХ в части установления размера месячной тарифной ставки.
Данным решением суда установлено, что должность, которую занимает истец, относится к категории «рабочие», трудовым договором ему установлен 5 разряд по оплате труда, в связи с чем по правилам ФОТС ЖКХ его месячная тарифная ставка должна определяться согласно расчету: ММТС (МРОТ на соответствующий год) * 1,537, в связи с чем истцу с 1 декабря 2023 г. установлена месячная тарифная ставка в размере 24 963,95 руб. (16242 * 1,537), взыскана задолженность по заработной плате исходя из указанной месячной тарифной ставки и доплаты за работу во вредных условиях труда в размере 5 %.
Между тем, поскольку резолютивная часть решения суда не содержит указания на обязанность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» начислять истцу доплату за работу во вредных (опасных) условиях труда в размере 5 % от месячной тарифной ставки, а также указания на индексацию месячной тарифной ставки истца при увеличении ММТС (МРОТ), ответчик с января 2024 г. продолжает начислять истцу заработную плату исходя из доплаты за работу во вредных (опасных) условиях труда в размере 4%, а также месячной тарифной ставки в размере 24 693,95 руб., несмотря на увеличение с 1 января 2024 г. размера МРОТ с 16242 руб. до 19 242 руб., и императивные требования пп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ, чем нарушает права истца на справедливую оплату труда.
Из представленного ответчиком расчетного листка усматривается, что истцом в январе 2024 года отработана норма рабочего времени (17 к.д.), ему начислена заработная плата в размере 69 059,34 руб., в том числе оплата по окладу 24 963,95 руб., оплата за работу в праздничные дни 2 386,25 руб., районный коэффициент 12 556,24 руб., северная надбавка 25 112,49 руб., надбавка за вредные условия труда 1094,01 руб. (4 % от оклада), премия 2 496,40 руб., доплата за дежурство 450 руб.
Между тем, основываясь на положениях ФОТС ЖКХ и ст. 13 ГПК РФ, устанавливающей критерий общеобязательности применительно к вступившим в силу судебным решениям, месячная тарифная ставка истца с 1 января 2024 г. должна составлять 29 574,95 руб., а начисляемая ему доплата за работу во вредных (опасных) условиях труда должна составлять 5 % от месячной тарифной ставки.
Расчет истца суд отклоняет в связи с неверным указанием суммы доплаты за дежурство в праздничные дни, расчет ответчика суд признает арифметически правильным.
Таким образом, за январь 2024 года истцу надлежало начислить заработную плату в сумме 82 345,06 руб., в том числе месячная тарифная ставка – 29 574,95 руб., оплата работы в праздничные и выходные дни 2 827,02 руб., районный коэффициент 14 971,83 руб., северную надбавку 29 943,66 руб., надбавку за вредные условия труда 1 620,10 руб. (5% от месячной тарифной ставки), премия 2 957,50 руб., доплата за дежурство 450 руб.
По указанным основаниям суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за январь 2024 г., в связи с чем взыскивает в пользу истца денежные средства в сумме 13285,72 руб. (82 345,06 руб. – 69 059,34 руб.). Взыскание денежных средств в размере, незначительно превышающем указанную истцом денежную сумму, не является выходом за пределы заявленных требований в связи с допущенной истцом при расчете явной арифметической ошибкой в размере доплаты за дежурство.
Поскольку ответчик, несмотря на вступившее в законную силу судебное постановление, установившее конкретный механизм расчета заработной платы истца, поставленный в зависимость от величины МРОТ, уклоняется от проведения индексации месячной тарифной ставки в связи с увеличением размера МРОТ и продолжает начислять заработную плату истцу в прежнем размере, суд возлагает на ответчика обязанность установить истцу месячную тарифную ставку в размере 29 574,95 руб., а также доплату за работу во вредных (опасных) условиях труда в размере 5 % от месячной тарифной ставки с 1 февраля 2024 г.
Кроме того, в силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть исполнимым, при этом содержание принятого решения обязано обеспечить восстановление нарушенных прав истца и пресечение неправомерного бездействия ответчика.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 29 октября 2024 г. № 365-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым МРОТ с 1 января 2024 г. установлен в размере 22 440 руб., а также учитывая предшествующее поведение ответчика и его позицию по настоящему делу, основанную на отрицании применения положения ФОТС ЖКХ, суд полагает для целей исполнимости настоящего судебного решения и его законности указать в резолютивной части формулировку, согласно которой месячная тарифная ставка истцу установлена на период действия ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 гг. и период действия минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда равной 19 242 руб. с последующей индексацией пропорционально росту величины минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального размера оплаты труда).
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд удовлетворяет их в заявленном размере в сумме 1 000 руб., руководствуясь при этом ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениям пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», и принимает во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нарушения трудовых прав истца, степень вины работодателя, до момента вынесения судебного решения так и не признавшего обоснованные требования своего сотрудника, учитывает критерии разумности и справедливости.
Учитывая, что истцом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу ст. 393 ТК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, были заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера, принимая во внимание правомерность требований работника о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и установлении месячной тарифной ставки, доплаты за работу во вредных (опасных) условиях труда, их удовлетворение судом, учитывая общую сумму взысканной заработной платы, суд полагает, что в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в пользу бюджета Беломорского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в сумме 10 000 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в пользу Евтифеева А.А., <данные изъяты>, задолженность по заработной плате за январь 2024 года в размере 13 285,72 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., всего взыскать 14 285,72 руб.
Возложить на государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) обязанность установить Евтифееву А.А., <данные изъяты>, с 1 февраля 2024 г. доплату за работу во вредных (опасных) условиях труда в размере 5 % от месячной тарифной ставки, а также месячную тарифную ставку в размере 29 574,95 руб. на период действия Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы и период действия минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда равной 19 242 руб. с последующей индексацией пропорционально росту величины минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального размера оплаты труда).
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в доход бюджета Беломорского муниципального округа государственную пошлину в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В.Захарова
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2024 г.