Дело № 2а-3116/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 августа 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Еловикова А.С, рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке дело по административному иску Министерства строительства и архитектуры Пермского края к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Министерство строительства и архитектуры Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Указав следующее, что ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства строительства и архитектуры Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать Министерство строительства и архитектуры Пермского края предоставить гр.А. жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 02 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Федеральным законом от 01 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субвенции из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, предусмотрены не были.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы предусмотрены субвенции бюджету Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ в размере 25432,1 тыс. рублей.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ в федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации была направлена уточненная заявка на предоставление в ДД.ММ.ГГГГ субвенции из федерального бюджета бюджету Пермского края на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в размере 61425,868 тыс. рублей.
Однако в данной части в Федеральный закон о федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ изменения внесены не были.
В связи с возобновлением финансирования из федерального бюджета и доведенными лимитами бюджетных средств, Пермскому краю требовалось внести изменения в закон о бюджете Пермского края с целью разделения средств между муниципальными образованиями Пермского края и исполнительным органом государственной власти Пермского края - Министерством на исполнение судебных решений.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в адрес Министерства было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому средства бюджета Российской Федерации доводятся до субъектов Российской Федерации не в полном объеме.
По причине неполного доведения федеральных средств Министерством не было исполнено решение суда в ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрены субвенции бюджету Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ в размере 23004,6 тыс. рублей.
Пермскому краю лимиты бюджетных обязательств на реализацию переданных полномочий вновь доведены не в полном объеме.
При этом на основании определения Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ изменен способ исполнения решения суда на возложение обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения на территории Пермского края.
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден список получателей жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в 2018 году, в который был включен и гр.А.
В соответствии с Порядком предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, гр.А. предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
Министерство строительства и архитектуры Пермского края считает, что предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда.
Просит освободить Министерство строительства и архитектуры Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Из материалов дела следует, что на основании выданного для исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Обориной М.С. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Министерство строительства и архитектуры ПК, предмет исполнения: предоставление жилого помещения иным лицам, в пользу взыскателя гр.А., срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Чердынского районного суда Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника по исполнительному производству.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Судом установлено, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России направлена уточненная заявка на предоставление в ДД.ММ.ГГГГ субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление органами государственной власти субъекта РФ переданных им полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в размере 61 425,868 тыс. руб. (л.д. 12-14).
ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю Обориной М.С. была направлена информация о том, что Федеральным законом от 14.12.2015г.№ 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» на осуществление полномочий РФ по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы предусмотрены субвенции бюджету Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ в размере 25432,1 тыс. руб. Обеспечение жильем указанной категории граждан будет осуществляться после поступления средств федерального бюджета в бюджет Пермского края.
гр.А. включен в сводный список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. под номером 30, с датой постановки на жилищный учет- ДД.ММ.ГГГГг. гр.А. будет обеспечен жилым помещением в соответствии с действующим законодательством исходя из даты постановки на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке очередности.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в адрес Министерства направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которому в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абз. 1 п. 21 ст. 15, абз.3 п.31 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в ДД.ММ.ГГГГ. перечислены субвенции на осуществление органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы). Общий объем перечисленных субвенций составил 90% от общего объема субвенций, предусмотренных Федеральным законом от 14.12.2015г. № 359-ФЗ « О федеральном бюджете на 2016 год».
Согласно расходному расписанию № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ доведены лимиты бюджетных обязательств на реализацию переданных полномочий в размере 19 906 300 руб. (л.д. 17-18).
Определением Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления гр.А. изменен способ исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ и определения Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. о возложении на Министерство строительства и архитектуры Пермского края обязанности по предоставлению гр.А. жилого помещения в собственность бесплатно, на возложение обязанности по предоставлению гр.А. за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты, на приобретение или строительство жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 19-21).
Приказом министерства строительства и архитектуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № гр.А. включен в список получателей жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края в ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 22-24). Согласно данного приказа гр.А. предусмотрена единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по Пермскому краю в размере 2 603 160 руб.
В материалы дела в подтверждение доводов искового заявления представлены платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ. о перечислении Министерством строительства и архитектуры Пермского края единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по договору купли продажи квартиры в размере 803160 руб. (л.д. 33), платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ. на перечисление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по договору купли продажи квартиры в размере 1800 000 руб. (л.д.34).
Согласно выписки из ЕГРН на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ. за гр.А. зарегистрировано право собственности на 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. за гр.А. зарегистрировано право собственности на 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 25-32).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением решения суда.
В пункте 75 Постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Решения судов о предоставлении жилых помещений исполняются за счет средств, специально на это предусмотренных.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Министерство строительство и архитектуры Пермского края, безусловно, не могло произвольно приобрести жилое помещение для кредитора по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Вместе с тем, суд учитывает длительность исполнения решения суда - более полутора лет.
Доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа, должником не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным уменьшить взысканный с истца размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, т.е. до 37500 руб. (50000-25%).
Оснований для полного освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Министерства строительства и архитектуры Пермского края постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ - на одну четверть, т.е. до 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Федеральный судья: А.С. Еловиков