Дело №2-1846/2023
91RS0001-01-2023-004653-26
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2023 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Тощевой Е.А.,
при помощнике судьи - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе Республики Крым гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Симферополя в интересах Новак Любови Александровны к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департаменту городского хозяйства Администрации г. Симферополя о понуждении совершить определенные действия, -
у с т а н о в и л :
31.08.2023 года и.о. прокурора г. Симферополя в интересах Новак Л.А. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департаменту городского хозяйства Администрации г. Симферополя о понуждении совершить определенные действия, в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации города Симферополя по не обеспечению условий беспрепятственного доступа инвалида Новак Л.А. в жилое помещение, расположенное по адресу - <адрес>.
- обязать администрацию <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к разработке специализированной организацией проектного решения, необходимого для строительства пандуса к <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
- в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить строительство пандуса к <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем что, прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации <адрес> требований законодательства и защите жилищных прав инвалидов. Проверкой установлено, что ФИО1, является инвалидом первой группы общего заболевания (бессрочно) проживает в жилом помещении № жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
В ходе проверки также установлено, что с целью проведения обследования общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, должностными лицами администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выход комиссии.
По результатам обследования, комиссия пришла к выводу, что возможность устройства пандуса для спуска инвалидной коляски с лестничной клетки 3-го этажа до выхода из подъезда в соответствии со строительными нормами и правилами, возможно при наличии проектного решения, разработанного специализированной организацией.
С целью реализации права на обеспечение доступности жилого помещения для проживания инвалида прокуратурой города Симферополя в адрес администрации г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступной среды для маломобильных групп населения, по результатам рассмотрения которого действенных мер, направленных на обеспечение доступности ФИО1 в жилое помещение № жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>, не принято.
Вместе с тем согласно ответа администрации <адрес>, в бюджете органа местного самоуправления отсутствуют денежные средства на выполнение работ по обустройству пандуса к жилому помещению, расположенному по адресу - <адрес>.
В свою очередь, согласно вышеназванной информации, ввиду недостаточности денежных средств, указанные мероприятия не могут быть выполнены.
Таким образом, должностными лицами администрации города Симферополя нарушены жилищные права Новак Л.А.
Бездействие органов местного самоуправления повлекло грубое нарушение прав Новак Л.А., которая лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу.
Определением суда (протокольной формы) от 26.10.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ Департамент городского хозяйства.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Обер А.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Также просила рассмотреть дело с вынесением заочного решения.
В судебное заседание представители ответчиков - Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департаменту городского хозяйства Администрации г. Симферополя не явились о дне месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ, в случае неявки ответчика в судебное заседание, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, при согласии истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, по делу может быть вынесено заочное решение.
Принимая во внимание согласие представителя истца на рассмотрение гражданского дела в порядке заочного производства, суд, в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Прокуратурой г. Симферополя по обращению Новак Л.А. проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации г. Симферополя требований законодательства и защите жилищных прав инвалидов, которой установлено, что ФИО1, являющаяся инвалидом первой группы общего заболевания (бессрочно), проживает в жилом помещении № жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Должностными лицами администрации города Симферополя осуществлен выход комиссии, с целью проведения обследования общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменного ответа Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ следует.
В соответствии пп.6.1.2 п.6.1 р.6 Свода Правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 №904/пр (далее - СП 59.13330.2020), при перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.
В соответствии с пп.6.2.8 п.6.1 р.6 СП 59.13330.2020, при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства для маломобильных групп населения.
Следует отметить, что пандус - это пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую, продольный уклон которого должен быть не более 1:20.
Длина пандуса принимается 1:20. Горизонтальная площадка при каждом изменении направления пандуса должна быть 1,5*1,5 м. Пандус должен иметь по всей его длине двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. Завершающие части поручней должны быть горизонтальными и выступать за границы пандуса на 0,3 м. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз. Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. (пп.5.1.16 п.5 СП 59.13330.2020).
По результатам обследования, комиссия пришла к выводу, что возможность устройства пандуса для спуска инвалидной коляски с лестничной клетки 3-го этажа до выхода из подъезда в соответствии со строительными нормами и правилами, возможно при наличии проектного решения, разработанного специализированной организацией.
С целью реализации права на обеспечение доступности жилого помещения для проживания инвалида прокуратурой города Симферополя в адрес администрации г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступной среды для маломобильных групп населения, по результатам рассмотрения которого действенных мер, направленных на обеспечение доступности ФИО1 в жилое помещение № жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>, не принято.
Вместе с тем согласно ответа администрации <адрес>, в бюджете органа местного самоуправления отсутствуют денежные средства на выполнение работ по обустройству пандуса к жилому помещению, расположенному по адресу - <адрес>.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Часть 2 ст.19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Частями 2, 3 ст.4 Конституции Республики Крым закреплено, что социальная политика Республики Крым направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, доступность основных материальных благ, при этом в Республике Крым обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст.40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.2).
Таким образом, исходя из приведенных норм Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Крым инвалиды имеют равные с остальными гражданами Российской Федерации права и свободы. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами права и возможности.
Действующим законодательством предусмотрены меры, направленные на реализацию данного конституционного принципа в отношении инвалидов.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии с нормами Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» основными принципами для государств-участников являются недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество, равенство возможностей, а также доступность.
Согласно ст.9 данной Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, догори, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением, а также обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.15 Закона №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают социальные условия инвалидам.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона №181-ФЗ).
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту -Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется актобследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) ипринимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17-20 Правил).
Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 1.9 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N689-0-0 указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Указанные в информации администрации города Симферополя от 09.08.2023 мероприятия в соответствии с п.п.«а» и «б» п.14 Правил №649 относятся к минимальному перечню мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил); и оптимальному перечню мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил).
В свою очередь, согласно вышеназванной информации, ввиду недостаточности денежных средств, указанные мероприятия не могут быть выполнены.
Таким образом, должностными лицами администрации города Симферополя нарушены жилищные права Новак Л.А.
Бездействие органов местного самоуправления повлекло грубое нарушение прав Новак Л.А., которая лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу.
Согласно ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и подлежащих удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд, -
р е ш и л :
Исковые требования и.о. прокурора г. Симферополя в интересах Новак Любови Александровны – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации города Симферополя по не обеспечению условий беспрепятственного доступа инвалида Новак Л.А. в жилое помещение, расположенное по адресу - <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к разработке специализированной организацией проектного решения, необходимого для строительства пандуса к <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Обязать администрацию г. Симферополя в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить строительство пандуса к <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня получения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Тощева Е.А.
Мотивированное решение составлено 11.12.2023 года.
Судья: Тощева Е.А.