РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2021 года город Тюмень
Ленинский районный суд г. Тюмени Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А., при секретаре Половниковой Е.Д., с участием представителя административного истца Игнатовой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика Кузаевой А.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5943/2021 по административному исковому заявлению Койнова С.В. о признании незаконными решения призывной комиссии городского округа г.Тюмени (Ленинского и Восточного АО г.Тюмени) от ДД.ММ.ГГГГ г. № обязании военного комиссариата Ленинского АО г.Тюмени выдать Койнову С.В. военный билет,
Установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа г.Тюмени(Ленинского и Восточного АО) от ДД.ММ.ГГГГ №у о признании Койнова С.В. не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, обязании военный комиссариат Ленинского АО устранить допущенное нарушение путем выдачи Койнову С.В. военного билета
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией городского округа г.Тюмени(Ленинского и Восточного АО) городского округа г.Тюмени(Ленинского и Восточного АО) в отношении него было вынесено решение № о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Считает данное заключение незаконным, поскольку с момента рождения и до настоящего времени он проживает по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет военным комиссариатом Ленинского АО г.Тюмени и до 2014 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
По истечении срока отсрочки и до достижения им 27-летнего возраста в военный комиссариат он не вызывался и повесток на призывные мероприятия не получал.
В апреле 2021 г. истец самостоятельно явился в военный комиссариат Ленинского АО г.Тюмени для получения военного билета и постановки на спецучет, где призывной комиссией было принято обжалуемое решение.
Определением Ленинского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных ответчиков были привлечены ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области», призывная комиссия городского округа г.Тюмени(Ленинского и Восточного АО).
На указанное административное исковое заявление представителем ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» Кузаевой А.П. поданы возражения, в которых она просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель административного истца Игнатова Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В дополнительно представленных объяснениях указала на отсутствие в материалах личного дела призывника доказательств проведения в отношении него военным комиссариатом Ленинского АО г.Тюмени призывных мероприятий, а также невыполнение органами внутренних дел обязанности сообщать сведения о прохождении Койновым С.В. службы в органах внутренних дел.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» Кузаева А.П. исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца законными и обоснованными по следующим основаниям.
Судом установлено, что Койнов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на учете в военном комиссариате Ленинского АО г.Тюмени с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ,
решением призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии городского округа г.Тюмени(Ленинского и Восточного АО) от ДД.ММ.ГГГГ № Койнов С.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислен в запас на основании п.п.1 п.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Суд полагает, что указанное решение не может быть признано законным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан осуществляется Федеральным законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
По смыслу разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 N 26-П, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Согласно п.п 6, 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправку в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования(муниципальных образований)(далее- повестки).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований(органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы(учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами(работниками) организаций, как правило не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Исходя из приведенных норм права следует, что на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему уведомлению граждан, подлежащих призыву, путем вручения повесток о дате и времени заседания призывной комиссии под личную расписку.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повесткам военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
В материалах личного дела призывника Койнова С.В. отсутствуют доказательства надлежащего вызова призывника в отдел военного комиссариата для выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, начиная с 2014 года до достижения призывником 27 летнего возраста, а также данные о проведении в отношении призывника Койнова С.В. розыскных мероприятий, предусмотренных законодательством.
Имеющееся в личном деле призывника повестки о явке на призывные мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, лично призывнику не вручались, в связи с чем не могут являться доказательствами надлежащего извещения призывника о призывных мероприятиях.
Кроме того, обращения в ОП № 5 УМВД России по г.Тюмени не могут являться доказательствами того, что в отношении Койнова С.В. проводились розыскные мероприятия, так как отсутствуют доказательства их направления, а также доказательства проведения розыскных мероприятий в отношении Койнова С.В.
Таким образом, факт уклонения Койнова С.В. от призыва и прохождения военной службы не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии Ленинского АО г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям действующего законодательства, в силу чего подлежит отмене.
В силу п.1 ч. 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Койнова С.В. о признании незаконными решения призывной комиссии городского округа г.Тюмени (Ленинского и Восточного АО г.Тюмени) от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании военного комиссариата Ленинского АО г.Тюмени выдать Койнову С.В. военный билет удовлетворить.
Признать незаконным решения призывной комиссии городского округа г.Тюмени (Ленинского и Восточного АО г.Тюмени) от ДД.ММ.ГГГГ № о признании Койнова С.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать военный комиссариат Ленинского АО г.Тюмени выдать Койнову С.В. военный билет.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Л.А.Савельева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>