КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Янч О.В. № 2 – 12 / 2022
33 – 1812 / 2022
39RS0021-01-2021-000744-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Яковлева Н.А., Мариной С.В.,
при секретаре Улюкаевой Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Герасимова А.Г. на решение Светловского городского суда Калининградской области от 31 января 2022 года по иску Герасимова Александра Геннадьевича к общественной организации водно-моторного клуба «Сокол» г. Светлого Калининградской области о признании недействительными решения внеочередного общего собрания членов ВМК «Сокол» от 14.02.2021 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения Герасимова А.Г. и его представителя Монастырной М.К., поддержавших доводы жалобы, представителей общественной организации водно-моторного клуба «Сокол» Гудзь А.Л., Айрапетова В.И., третьих лиц, полагавших, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герасимов А.Г. обратился в суд с иском, указав в обоснование требований, что он был избран председателем водно-моторного клуба «Сокол» решением общего собрания от 29.09.2020 года. По состоянию на декабрь 2020 года членами клуба являлся 41 человек. Согласно п. 6.4 Устава клуба общее собрание членов клуба правомочно, если на нём присутствуют более половины его членов, то есть не менее 21 человека. Вопрос о переизбрании председателя решается большинством голосов в 2/3 от присутствующих. Согласно протоколу внеочередное собрание являлось очным, следовательно, 14.02.2021 года с 11 часов до 12 часов 30 минут по месту нахождения клуба должны были присутствовать не менее 21 человека. Однако в это время членов клуба было не более 10 человек. Таким образом, на дату проведения внеочередного собрания кворум отсутствовал. Кроме того, из протокола собрания не видно, по чьей инициативе проводится собрание, каким образом повестка дня была доведена до сведения членов клуба, в какое время данная информация доводилась до членов клуба. Согласно полученному реестру, который является приложением к протоколу, в собрании приняли участие 64 из 79 человек, между тем количество членов клуба составляет 41 человек. Также в указанный период времени собрание как массовое мероприятие проводиться не могло, поскольку постановлением Правительства Калининградской области № 134 проведение каких-либо массовых мероприятий в указанный период времени было запрещено; при этом сам истец находился на больничном, в связи с чем решаться вопрос об отстранении его от руководящей должности также не должен был. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд признать недействительными решения, принятые на внеочередном общем собрании членов ВМК «Сокол» 14 февраля 2021 года.
Определением суда от 18 ноября 2021 года по ходатайству стороны ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены члены ВМК «Сокол»: Даниленко В.А., Новиков С.Д., Градов А.Е., Кудряшов С.А., Выхованцев Д.И., Слюсарь А.Г., Кривошеев В.М., Овсянкин С.С., Вострых К.А., Маклыгин А.О., Челохсаева А.Н., Илларионов С.В., Туваков В.Ю., Ишков И.С., Потапин А.Ю., Верховцева Н.П., Борисенко А.В., Кузина Е.В., Семко В.М., Сердюков И.Э., Ерихов Д.В., Дмитерко А.М., Белихова (Шмигельская) Ю.В., Регузов Д.Б., Красножен Е.В., Иванс Я.Я., Мельничук А.В., Столяров А.А., Зубарев Г.Г., Парафианович С.В., Горев А.В., Дедов А.П., Розинкевич Д.В., Линкевич О.С., Мишкевич К.А., Казанцева Н.А., Белорусский И.Е., Князев А.В., Великородний Р.В., Букреев Г.А., Солдатов М.Ю., Федорова Л.Н., Петров А.С., Петрова Т.А., Петрова И.В., Почетухина Е.А., Груздис О.А., Шишпанова И.И., Кашина Л.В., Лебедев С.Н., Старостин С.С., Удовенко Е.Ю., Олейников В.Г., Друзелин А.В., Мамин Р.Ф., Гайжутис И.Р., Марусевич И.С., Менюк Е.В., Савельев Э.В., Карбовский П.Г., Казаков Д.Г., Винник В.С., Дъячук А.А., Бабенкова В.В., Шишпанов О.Г., Ершов И.В., Епончинцев В.А., Попов И.С., Подгурский А.Б., Бирюков А.В., Акимов А.А., Орлов А.А., Петухов И.Д., Королев Д.Е., Довгий И.Н., Хорошунов Г.Л.
Рассмотрев дело, суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Герасимова А.Г. к общественной организации водно-моторного клуба «Сокол» г. Светлого Калининградской области о признании недействительными решения внеочередного общего собрания членов ВМК «Сокол» от 14.02.2021 года отказал.
В апелляционной жалобе Герасимов А.Г. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом не было проверено членство в клубе для лиц, привлечённых к участию в деле и указанных в обжалуемом протоколе собрания. Вывод суда о наличии в клубе 79 членов ничем не подтверждается и опровергается многими документами. Собрание проведено в период прямого запрета на проведение собраний, в период нахождения истца на больничном, не известно по чьей инициативе, при отсутствии кворума, с процессуальными нарушениями.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия полагает его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 123.4 Гражданского кодекса РФ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту – Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание (статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).
Условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство) определяются Уставом общественного объединения (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.
На основании Федерального закона от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» к решениям собраний, принятым после 01.09.2013 года, подлежат применению правила главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно подп. 2 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что к существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Из смысла приведенных норм права следует, что решение гражданско-правового сообщества может быть признано судом недействительным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы, причем характер этих нарушений должен быть настолько существенным, что они привели к нарушению прав и интересов участника собрания.
Общественная организация водно-моторного клуба «Сокол» г.Светлого Калининградской области (далее по тексту – ВМК «Сокол») была создана 27 января 2003 года (ОГРН 1033918503596) (т.1 л.д. 6).
Данная организация является добровольным общественным некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан, на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (п. 1.1 Устава).
В соответствии с п. 6.2 Устава общественной организации ВМК «Сокол» высшим органом управления Клуба является общее собрание членов Клуба.
В соответствии с п. 6.3 Устава к исключительной компетенции Общего собрания Клуба относится: изменение Устава клуба, избрание руководящих органов Совета, ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение их полномочий, образование и изменение размеров специальных фондов, утверждение целевых программ и проектов деятельности Клуба, отчетом о работе председателя Клуба и ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации и ликвидации Клуба, определение размеров вступительных и членских взносов, утверждение годового бюджета и баланса Клуба, утверждение проектов документов Клуба, утверждение решений Совета о принятии и исключении из членов Клуба, утверждение размера арендной (субарендной) платы, решение иных вопросов, касающихся деятельности Клуба.
Согласно п. 6.4 Устава общее собрание созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общее собрание правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины членов Клуба. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания: изменение Устава Клуба, избрание руководящих органов Клуба, реорганизация и ликвидация Клуба, по которым решение считается принятым, если при наличии кворума за это решение будет подано не менее 2/3 голосов членов клуба, присутствующих на общем собрании (п. 6.4 Устава) (т. 1 л.д. 31).
В соответствии с п. 6.5 внеочередное собрание может быть созвано по инициативе председателя Совета Клуба, Совета Клуба, ревизионной комиссией или 1/3 членов Клуба.
Как следует из представленных материалов, истец Герасимов А.Г. является членом водно-моторного клуба «Сокол» с 2016 года, а с 29 сентября 2020 года - председателем данного клуба (т.1 л.д. 37-39).
14 февраля 2021 года на территории клуба состоялось внеочередное общее собрание ВМК «Сокол», по результатам которого было решено избрать председателем Совета общественной организации «Сокол» - Гудзь А.Л. (т. 1 л.д. 25-26).
Согласно протоколу оспариваемого собрания в нем лично принимало участие 64 человека, что подтверждается реестром голосования от 14 февраля 2021 года (т.1 л.д. 18-24). Истец Герасимов А.Г. участие в собрании не принимал.
Внеочередное собрание было созвано инициативной группой лиц, в которую входили 33 человека: Даниленко В.А., Вострых К.А., Илларионов С.В., Кузина Е.В., Красножен Е.В., Иванс Я.Я., Столяров А.А., Горев А.В., Шишпанов О.Г., Ершов И.В., Казанцева Н.А., Князев А.В., Попов И.С., Великородний Р.В., Букреев Г.А., Подгурский А.Б., Федорова Л.Н., Петрова И.В., Почетухина Е.А., Груздис О.А., Шишпанова И.И., Петрова Т.А., Кашина Л.В., Лебедев С.Н., Старостин С.С., Удовенко Е.Ю., Мамин Р.Ф., Королев Д.Е., Гудзь А.Л., Акимов А.А., Бабенкова В.В., Королев Д.Е., Дьячук А.А.
Согласно пояснениям ответчика и третьих лиц уведомление о проведении внеочередного общего собрания было опубликовано 28 января 2021 года на стенде объявлений ВМК «Сокол», то есть не менее чем за две недели до даты его проведения собрания; повестка общего собрания в нем была отражена (т. 6 л.д. 125). Члены общества были заблаговременно извещены о дате, времени и месте проведения собрания, ознакомлены с его повесткой, что подтверждается объяснениями сторон и представленными в материалы дела ответчиком скриншотами (снимками экрана) смс-извещений и сообщений мессенджера «Viber» (т. 7 л.д. 1-230).
Доводы истца об отсутствии кворума для принятия оспариваемого решения отвергнуты с надлежащим обоснованием.
На дату проведения внеочередного общего собрания количество членов ВМК «Сокол» составляло 79 человек (т. 1 л.д. 137-139), следовательно, правомочным общее собрание считалось при присутствии на нем 40 человек.
Из объяснений сторон (третьих лиц и их представителей) и протокола оспариваемого собрания от 14 февраля 2021 года следует, что в собрании принимало участие 64 человека, что свидетельствует о правомочности собрания.
Представленными материалами дела подтверждается, что по вопросу переизбрания председателя «за» проголосовало 53 человека, то есть более 2/3 голосов членов клуба, присутствующих на общем собрании.
Доводы истца о том, что подписи членов клуба собирались в неустановленное время путем посещения членов клуба по домам, не нашли своего подтверждения в суде, и опровергаются пояснениями третьих лиц и их представителей.
Доводы истца о том, что по состоянию на дату проведения собрания количество членов ВМК «Сокол» составляло 41 человек, а иные лица, принимавшие участие в оспариваемом собрании являются членами клубов «Сокол-2», «Сокол-3» или «Сокол-5», несостоятельны, поскольку согласно представленных Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области документов (вход. № от 28.01.2022 года) на запрос суда, количество членов ВМК «Сокол» на дату проведения собрания 28.09.2015 года составляет 61 человек (т. 7 л.д. 232-239). Согласно данным протокола внеочередного общего собрания членов водно-моторного клуба «Сокол» от 25 октября 2013 года количество членов общества составляет 60 человек (т. 8 л.д. 43). Представленные налоговым органом документы о количестве членов ВМК «Сокол» являются допустимыми доказательствами по делу, полностью согласующимися с позицией ответчика о том, что уже по состоянию на 2013-2015 г.г. в клубе «Сокол» состояло около 60 человек.
Кроме того, проведение собрания и свое членство в клубе подтвердили участвовавшие в деле третьи лица, также представившие свои членские книжки, как суду первой инстанции, так и в апелляционной инстанции. Согласно Уставу общества членство в клубе подтверждается именно такой книжкой.
То обстоятельство, что оспариваемое решение принято общим собранием в период нахождения Герасимова А.Г. на больничном, основанием для признания его незаконным, не является.
Вопреки позиции истца не может являться основанием для признания обжалуемого решения общего собрания недействительным и то обстоятельство, что собрание проводилось в период действия в стране ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, поскольку как таковой запрет на проведение общих собраний членов общественных организаций не вводился. Более того, как пояснили участвующие в собрании третьи лица по делу, условие о соблюдении социальной дистанции при проведении собрания было соблюдено.
Отказывая в иске, суд верно исходил из того, что стороной истца не представлено достоверных доказательств, подтверждающих несоблюдение порядка созыва и процедуры проведения общего собрания членов ВМК «Сокол» 14 февраля 2021 года, нарушение порядка принятия решения на оспариваемом собрании, установленных Уставом. Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что при проведении внеочередного общего собрания соблюдены установленные Уставом требования об извещении членов ВМК «Сокол» о проведении собрании, при проведении собрания имелся кворум и за принятие оспариваемого решения, касающегося выбора нового председателя общества было отдано большинство голосов от общего числа голосов принимавших участие в заседании собрании членов ВМК «Сокол».
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц члены клуба, в том числе, и в суде апелляционной инстанции поддержали принятое ими решение и просили оставить решение суда без изменения, указывая на наведение порядка в настоящее время делопроизводства клуба.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светловского городского суда Калининградской области от 31 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 16 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: