Дело-№а-3646/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
22 июня 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб. и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России по <адрес> списать задолженность по транспортному налогу за 2014-2016г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб.,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб. и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России по <адрес> списать задолженность по транспортному налогу за 2014-2016г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб., удовлетворить частично.
Признать задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб., безнадежной ко взысканию, а обязанность по её уплате прекращенной.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем десять дней.
Судья А.К. Мамаев
Дело-№а-3646/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб. и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России по <адрес> списать задолженность по транспортному налогу за 2014-2016г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб.,
установил:
ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб. и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России по <адрес> списать задолженность по транспортному налогу за 2014-2016г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о необходимости не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить транспортный налог за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получена справка № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на дату выдачи справки, из содержания которой следует, что задолженность по транспортному налогу составила 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации в обязанности налогового органа входит представление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанного толкования норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Указанная задолженность ФИО1 по налогам и пеням образовалась за налоговый период 2014-2016г.г.
Пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом Федеральной налоговой службы России № ЯК-7-8/393@ от 19.08.10г. «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, хадолженности по пеням, штрафам и процентам» утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Порядок).
Согласно пункта 2.4. Порядка он применяется, в том числе, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии со статьей 4 «Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам», утвержденного Приказом ФНС России № ЯК-7-8/393@ от ДД.ММ.ГГГГ, документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка являются: а) копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; б) справка налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение № к Порядку).
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № А03-13136/03-3, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.
После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.
В данному случаев административный ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию вышеуказанных сумм, следовательно, отраженная в справке о состоянии расчетов от 6.04.2021г. задолженность ФИО1 по транспортному налогу в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб. является безнадежной к взысканию.
В части требований об обязании списать указанную безнадежную к взысканию сумму задолженности по налогам и пеням, с лицевого счета, суд отказывает в данной части исковых требований, поскольку признание задолженности безнадежной к взысканию подразумевает под самой списание данной задолженности с лицевого счета ФИО1
Таким образом, суд признает задолженность по транспортному налогу, пеням безнадежной к взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб. и возложении обязанности на Инспекцию ФНС России по <адрес> списать задолженность по транспортному налогу за 2014-2016г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб., удовлетворить частично.
Признать задолженность ФИО1 по транспортному налогу за 2014-2016 г.г. в размере 56 359 руб., пени в размере 13 845,64 руб., безнадежной ко взысканию, а обязанность по её уплате прекращенной.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.К. Мамаев