Решение по делу № 21-89/2023 от 14.02.2023

Дело № 21-89/2022

Судья Малыгин Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

23 марта 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО «Инженерная защита» Алексеева О.И. на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года, вынесенные в отношении АО «Инженерная защита» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – должностное лицо Росрыболовства) № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года АО «Инженерная защита» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ подвергнута административному наказанию в виде администратвиного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года постановление должностного лица Росрыболовства № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, директор АО «Инженерная защита» Алексеев А.О. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года и прекратить производство по делу по тем мотивам, что Общество не является субъектом административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав директора Общества Алексеева А.О., защитника Никонова А.Н., поддержавших доводы жалобы, представителей административного органа Николаева Г.В. и Сергеева А.Ю., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательствомо рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрено, что территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласованияс федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В статье 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дано понятие водным биологическим ресурсам, указано, что к ним относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1).

Сохранение водных биоресурсов - это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (пункт 7 части 1 статьи 1).

В соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительством РФ постановлением от 29апреля 2013 года № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее Положения № 380, пунктом 2 которого предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, помимо прочего являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт «б»); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «в»); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (подпункт «г»); выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «е»); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством но рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «ж»); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия па состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «з»).

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (пункт 4 Положения № 380).

Согласование внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального агентства по рыболовству (подпункт «б» пункта 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384).

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанные с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 4 часть 1 статьи 43.3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Согласно пункту 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из материалов дела следует что, что Чебоксарский залив включен в реестр водных объектов (код водного объекта 08010400321499000000040) (том 1, л.д. 64).

Водный объект является федеральным в соответствии с решением Арбитражного суда Чувашской Республики № А79-7149/2018 от 5 февраля 2019 года (том 1 л.д.25, 28-39)1).

В соответствии с Положением об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 № 206 Чебоксарский залив соответствует критериям водного объекта рыбохозяйственного значения второй категории и, какуказано заявителем в жалобе, включен в Реестр рыбохозяйственных водоемов в январе 2021 года.

Гидротехнические сооружения Чебоксарского залива (парапеты, дамбы, фонтаны, уровневые сливы и т.д.) являются собственностью города Чебоксары – в лице администрации города Чебоксары. В соответствии с договором «О передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной казны» от 26 ноября 2011 года гидротехнические сооружения Чебоксарского залива переданы в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» (том 1 л.д. 101-105).

МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» в 2017 году утверждены Правила эксплуатации гидротехнических сооружений «Чебоксарское водохраниище. Инженерная защита г. Чебоксары» (код гидротехнического сооружения 2089700000640500 в Российском регистре гидротехнических сооружений). Правила согласованы Приволжским управлением Ростехнадзора 11 июля 2017 года. В Правилах указано, что текущее содержание гидротехнических сооружений на основании договора с МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» города Чебоксары осуществляет АО «Инженерная защита, обеспечивая их безопасную эксплуатацию. Чебоксарский залив является техническим водоемом, не предназначенным для рыборазведения и рыболовства. Ежегодно в осенний период осуществляется полное опорожнение залива с целью очистки дна и откосов от мусора, проверки работоспособности и ремонта затворов водовыпусков, проведения ремонтных работ на вертикальных стенках и фонтанах залива. В заливе запрещено купание и рыборазведение (том 1 л.д. 71-75, том 2 л.д. 14-17).

Данные Правила с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству – Средневолжским ТУ Росрыболовства не согласованы.

В соответствии с заключенным с МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары контрактами , АО «Инженерная защита» в 2021 и 2022 года по заданию Заказчика являлось Исполнителем услуг по текущему содержанию объектов инженерной защиты, фонтанов, родников пляжей города Чебоксары, в том числе Чебоксарского залива, насосной станции водообмена Чебоксарского залива (№ 5) (том 1, л.д.76-78, 165-181, том 2, л.д. 18-33). В пунктах 3.1.4 означенных договоров указана обязанность Исполнителя обеспечить соблюдение на месте оказания услуг всех необходимых мер пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды.

4 октября 2021 года директором АО «Инженерная защита» утвержден акт о консервации насосной станции Водообмена и понижения уровня воды в Чебоксарском заливе на зимний период, согласно которому открыты затворы на пешеходной дамбе и водосбросный затвор на заливе II очереди для опорожнения залива до минимального уровня. С МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары данный акт согласован (том 1, л.д. 213).

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением сообщения о гибели рыбы 16 января 2022 года осуществлены осмотр Чебоксарского залива и обследование акватории Чебоксарского залива, при этом обнаружено, что посреди дамбы между верхней и нижней части залива со стороны нижней части залива в месте расположения сливной трубы имеется промоина размерами 2 на 4 метра, глубина в промоине до 0, 5 м, погибшая рыба на дне просматривается отчетливо. Количество погибшей рыбы при подсчете на площадке № 1 составило: плотва - 308 экз., окунь – 9 экз., ерш – 2 экз.; на площадке № 2 - плотва 263 экз., окунь – 7 экз. Всего на участке площадью 8, 0 кв. м.: плотва 2284 экз., окунь 64 экз., ерш – 8 экз. Внешних повреждений на теле рыбы нет. При вскрытии рыбы признаков патологии внутренних органов не обнаружено. Содержание растворенного кислорода 0,4 мг/л Q2 является критически низким (в соответствии с Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 содержание растворенного кислорода в период ледостава не должно опускаться ниже 4,0 мг/дм3). По зеленой полосе на береговых сооружений на береговых парапетах Чебоксарского залива наблюдается, что в нижней части залива уровень воды снижен ориентировочно на 2 метра (том 1 л.д. 51-53).

Согласно мнению Волжско – Камского филиала ФГБУ «Главрыбвод» и Нижегородского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» гибель рыбы происходит из-за спуска уровня воды перед наступлением зимнего периода. Перед ледоставом из Чебоксарского залива в Чебоксарское водохранилище сбрасывается большой объем воды, в результате чего происходит снижение уровня воды на 2-3 метра. При наличии малого объема воды, прекращении подачи воды из Чебоксарского водохранилища и прекращении водообмена, происходит резкое ухудшение газового режима в Чебоксарском заливе. Показатели растворенного в воде кислорода снижаются до критических. Рыба погибает от удушья. Согласно сведениям Нижегородского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» гибель рыбы не нанесла существенного вреда и не повлекла тяжких последствий рыбным запасам Чебоксарского залива (том 1, оборот л.д. 112, вопрос 2, том 2 л.д.91-93, ответ Нижегородского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» от 3 февраля 2022 года за № 083).

Вышеуказанные обстоятельства установлены при производстве по делу об административном правонарушении и послужили основанием для вынесения должностным лицом Росрыболовства постановления о привлечении АО «Инженерная защита» к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения АО «Инженерная защита» к административной ответственностью.

Факт совершения АО «Инженерная защита» вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом Росрыболовства и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы о том, что АО «Инженерная защита» не является субъектом административного правонарушения, поскольку Чебоксарский залив передан в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г Чебоксары, которым направляется документация на согласование деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы на зимний период, в том числе на 2022-2023 годы, судом второй инстанции не принимается.

Так, из материалов дела является очевидным, что именно АО «Инженерная защита» осуществило понижение уровня воды в Чебоксарском заливе и при исполнении заключенных контрактов с балансодержателем гидротехнических сооружений МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г Чебоксары осуществляло иную деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, и без согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что охватывается объективной стороной частей 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Осуществление указанной деятельности имело длящийся характер, при этом оказанное такой деятельностью неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания было обнаружено при гибели рыбы 16 января 2022 года.

При осуществлении означенной деятельности АО «Инженерная защита» обязано было соблюдать требования в области охраны окружающей среды, необходимость обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Чебоксарского залива не исключает обязанность данного юридического соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе путем недопущения осуществления деятельности либо ее обеспечения соблюдения требований, отказа от такой деятельности либо обеспечения требований охраны окружающей среды при такой деятельности, что вытекает как из норм законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, так и из пункта 3.1.4 Контрактов, заключенных с Заказчиком – МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства г.Чебоксары»

АО «Инженерная защита», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод должностного лица Росрыболовства и судьи районного суда о наличии в деянии АО «Инженерная защита» состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статье 8.48 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Указание в жалобе о неосведомленности отнесения Чебоксарского залива к водным объектам рыбохозяйственного значения второй категории не исключает административную ответственность АО «Инженерная защита» за совершенные административные правонарушения, кроме этого следует отметить, что Чебоксарский залив является водохранилищем на реке Чебоксарка и тем самым факт того, что он является средой обитания водных биологических ресурсов (рыбы), является очевидным.

Само по себе то обстоятельство, что решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики № 12- от 22 сентября 2022 года производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО «Инженерная защита» ФИО1 было прекращено, преюдициального значения не имеет и основанием для отмены обжалуемых по настоящему делу актов служить не может.

Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 8.48, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Протокол об административном правонарушунии содержит необходимые данные о событии административных правонарушений, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Существенный нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемых актов, при производстве по делу о административном правонарушении не допущено.

Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых актов.

В резолютивной части постановления должностного лица Росрыболовства № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года содержится предложение юридическому лицу АО «Инженерная защита» добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 1231073,7 рублей.

Согласно части 1 статьи 4.7 КоАП РФ судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

В силу части 2 статьи 29.10 КоАП РФ, если при назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Основаниями для разрешения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, являются указание на наличие имущественного ущерба в протоколе об административном правонарушении либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствие возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу, и разрешаемого в суде спора о возмещении имущественного ущерба (пункт 13 (1) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27).

Таким образом, вопрос о возмещении имущественного ущерба может быть разрешен исключительно судьей и лишь при отсутствии спора, при этом возможность разрешения указанного вопроса должностным лицом, в том числе путем указания предложения добровольного возмещения ущерба, нормами КоАП РФ не предусмотрено.

В связи этим из обжалуемых актов означенное выше предложение должностного лица по вопросу возмещения ущерба подлежит исключению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

исключить из постановления начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года предложение юридическому лицу АО «Инженерная защита» добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 1231073,7 рублей.

В остальном части постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года, вынесенные в отношении АО «Инженерная защита» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора АО «Инженерная защита» Алексеева А.О. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Дело № 21-89/2022

Судья Малыгин Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

23 марта 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО «Инженерная защита» Алексеева О.И. на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года, вынесенные в отношении АО «Инженерная защита» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – должностное лицо Росрыболовства) № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года АО «Инженерная защита» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ подвергнута административному наказанию в виде администратвиного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года постановление должностного лица Росрыболовства № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, директор АО «Инженерная защита» Алексеев А.О. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года и прекратить производство по делу по тем мотивам, что Общество не является субъектом административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав директора Общества Алексеева А.О., защитника Никонова А.Н., поддержавших доводы жалобы, представителей административного органа Николаева Г.В. и Сергеева А.Ю., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательствомо рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрено, что территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласованияс федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В статье 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дано понятие водным биологическим ресурсам, указано, что к ним относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1).

Сохранение водных биоресурсов - это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (пункт 7 части 1 статьи 1).

В соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительством РФ постановлением от 29апреля 2013 года № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее Положения № 380, пунктом 2 которого предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, помимо прочего являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт «б»); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «в»); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (подпункт «г»); выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «е»); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством но рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «ж»); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия па состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «з»).

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (пункт 4 Положения № 380).

Согласование внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального агентства по рыболовству (подпункт «б» пункта 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384).

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанные с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 4 часть 1 статьи 43.3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Согласно пункту 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из материалов дела следует что, что Чебоксарский залив включен в реестр водных объектов (код водного объекта 08010400321499000000040) (том 1, л.д. 64).

Водный объект является федеральным в соответствии с решением Арбитражного суда Чувашской Республики № А79-7149/2018 от 5 февраля 2019 года (том 1 л.д.25, 28-39)1).

В соответствии с Положением об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 № 206 Чебоксарский залив соответствует критериям водного объекта рыбохозяйственного значения второй категории и, какуказано заявителем в жалобе, включен в Реестр рыбохозяйственных водоемов в январе 2021 года.

Гидротехнические сооружения Чебоксарского залива (парапеты, дамбы, фонтаны, уровневые сливы и т.д.) являются собственностью города Чебоксары – в лице администрации города Чебоксары. В соответствии с договором «О передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной казны» от 26 ноября 2011 года гидротехнические сооружения Чебоксарского залива переданы в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» (том 1 л.д. 101-105).

МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» в 2017 году утверждены Правила эксплуатации гидротехнических сооружений «Чебоксарское водохраниище. Инженерная защита г. Чебоксары» (код гидротехнического сооружения 2089700000640500 в Российском регистре гидротехнических сооружений). Правила согласованы Приволжским управлением Ростехнадзора 11 июля 2017 года. В Правилах указано, что текущее содержание гидротехнических сооружений на основании договора с МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» города Чебоксары осуществляет АО «Инженерная защита, обеспечивая их безопасную эксплуатацию. Чебоксарский залив является техническим водоемом, не предназначенным для рыборазведения и рыболовства. Ежегодно в осенний период осуществляется полное опорожнение залива с целью очистки дна и откосов от мусора, проверки работоспособности и ремонта затворов водовыпусков, проведения ремонтных работ на вертикальных стенках и фонтанах залива. В заливе запрещено купание и рыборазведение (том 1 л.д. 71-75, том 2 л.д. 14-17).

Данные Правила с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству – Средневолжским ТУ Росрыболовства не согласованы.

В соответствии с заключенным с МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары контрактами , АО «Инженерная защита» в 2021 и 2022 года по заданию Заказчика являлось Исполнителем услуг по текущему содержанию объектов инженерной защиты, фонтанов, родников пляжей города Чебоксары, в том числе Чебоксарского залива, насосной станции водообмена Чебоксарского залива (№ 5) (том 1, л.д.76-78, 165-181, том 2, л.д. 18-33). В пунктах 3.1.4 означенных договоров указана обязанность Исполнителя обеспечить соблюдение на месте оказания услуг всех необходимых мер пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды.

4 октября 2021 года директором АО «Инженерная защита» утвержден акт о консервации насосной станции Водообмена и понижения уровня воды в Чебоксарском заливе на зимний период, согласно которому открыты затворы на пешеходной дамбе и водосбросный затвор на заливе II очереди для опорожнения залива до минимального уровня. С МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары данный акт согласован (том 1, л.д. 213).

Из материалов дела следует, что в связи с поступлением сообщения о гибели рыбы 16 января 2022 года осуществлены осмотр Чебоксарского залива и обследование акватории Чебоксарского залива, при этом обнаружено, что посреди дамбы между верхней и нижней части залива со стороны нижней части залива в месте расположения сливной трубы имеется промоина размерами 2 на 4 метра, глубина в промоине до 0, 5 м, погибшая рыба на дне просматривается отчетливо. Количество погибшей рыбы при подсчете на площадке № 1 составило: плотва - 308 экз., окунь – 9 экз., ерш – 2 экз.; на площадке № 2 - плотва 263 экз., окунь – 7 экз. Всего на участке площадью 8, 0 кв. м.: плотва 2284 экз., окунь 64 экз., ерш – 8 экз. Внешних повреждений на теле рыбы нет. При вскрытии рыбы признаков патологии внутренних органов не обнаружено. Содержание растворенного кислорода 0,4 мг/л Q2 является критически низким (в соответствии с Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 содержание растворенного кислорода в период ледостава не должно опускаться ниже 4,0 мг/дм3). По зеленой полосе на береговых сооружений на береговых парапетах Чебоксарского залива наблюдается, что в нижней части залива уровень воды снижен ориентировочно на 2 метра (том 1 л.д. 51-53).

Согласно мнению Волжско – Камского филиала ФГБУ «Главрыбвод» и Нижегородского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» гибель рыбы происходит из-за спуска уровня воды перед наступлением зимнего периода. Перед ледоставом из Чебоксарского залива в Чебоксарское водохранилище сбрасывается большой объем воды, в результате чего происходит снижение уровня воды на 2-3 метра. При наличии малого объема воды, прекращении подачи воды из Чебоксарского водохранилища и прекращении водообмена, происходит резкое ухудшение газового режима в Чебоксарском заливе. Показатели растворенного в воде кислорода снижаются до критических. Рыба погибает от удушья. Согласно сведениям Нижегородского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» гибель рыбы не нанесла существенного вреда и не повлекла тяжких последствий рыбным запасам Чебоксарского залива (том 1, оборот л.д. 112, вопрос 2, том 2 л.д.91-93, ответ Нижегородского филиала ФГБНУ «ВНИИРО» от 3 февраля 2022 года за № 083).

Вышеуказанные обстоятельства установлены при производстве по делу об административном правонарушении и послужили основанием для вынесения должностным лицом Росрыболовства постановления о привлечении АО «Инженерная защита» к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с обоснованностью привлечения АО «Инженерная защита» к административной ответственностью.

Факт совершения АО «Инженерная защита» вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом Росрыболовства и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы о том, что АО «Инженерная защита» не является субъектом административного правонарушения, поскольку Чебоксарский залив передан в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г Чебоксары, которым направляется документация на согласование деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы на зимний период, в том числе на 2022-2023 годы, судом второй инстанции не принимается.

Так, из материалов дела является очевидным, что именно АО «Инженерная защита» осуществило понижение уровня воды в Чебоксарском заливе и при исполнении заключенных контрактов с балансодержателем гидротехнических сооружений МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г Чебоксары осуществляло иную деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, и без согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что охватывается объективной стороной частей 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Осуществление указанной деятельности имело длящийся характер, при этом оказанное такой деятельностью неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания было обнаружено при гибели рыбы 16 января 2022 года.

При осуществлении означенной деятельности АО «Инженерная защита» обязано было соблюдать требования в области охраны окружающей среды, необходимость обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Чебоксарского залива не исключает обязанность данного юридического соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе путем недопущения осуществления деятельности либо ее обеспечения соблюдения требований, отказа от такой деятельности либо обеспечения требований охраны окружающей среды при такой деятельности, что вытекает как из норм законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, так и из пункта 3.1.4 Контрактов, заключенных с Заказчиком – МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства г.Чебоксары»

АО «Инженерная защита», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод должностного лица Росрыболовства и судьи районного суда о наличии в деянии АО «Инженерная защита» состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статье 8.48 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Указание в жалобе о неосведомленности отнесения Чебоксарского залива к водным объектам рыбохозяйственного значения второй категории не исключает административную ответственность АО «Инженерная защита» за совершенные административные правонарушения, кроме этого следует отметить, что Чебоксарский залив является водохранилищем на реке Чебоксарка и тем самым факт того, что он является средой обитания водных биологических ресурсов (рыбы), является очевидным.

Само по себе то обстоятельство, что решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики № 12- от 22 сентября 2022 года производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО «Инженерная защита» ФИО1 было прекращено, преюдициального значения не имеет и основанием для отмены обжалуемых по настоящему делу актов служить не может.

Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 8.48, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Протокол об административном правонарушунии содержит необходимые данные о событии административных правонарушений, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Существенный нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемых актов, при производстве по делу о административном правонарушении не допущено.

Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых актов.

В резолютивной части постановления должностного лица Росрыболовства № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года содержится предложение юридическому лицу АО «Инженерная защита» добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 1231073,7 рублей.

Согласно части 1 статьи 4.7 КоАП РФ судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

В силу части 2 статьи 29.10 КоАП РФ, если при назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Основаниями для разрешения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, являются указание на наличие имущественного ущерба в протоколе об административном правонарушении либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствие возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу, и разрешаемого в суде спора о возмещении имущественного ущерба (пункт 13 (1) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27).

Таким образом, вопрос о возмещении имущественного ущерба может быть разрешен исключительно судьей и лишь при отсутствии спора, при этом возможность разрешения указанного вопроса должностным лицом, в том числе путем указания предложения добровольного возмещения ущерба, нормами КоАП РФ не предусмотрено.

В связи этим из обжалуемых актов означенное выше предложение должностного лица по вопросу возмещения ущерба подлежит исключению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

исключить из постановления начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года предложение юридическому лицу АО «Инженерная защита» добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 1231073,7 рублей.

В остальном части постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республики Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 21-01/0075/2022 от 13 декабря 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 января 2023 года, вынесенные в отношении АО «Инженерная защита» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора АО «Инженерная защита» Алексеева А.О. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

21-89/2023

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Инженерная защита"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
14.02.2023Материалы переданы в производство судье
14.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2023Дело оформлено
23.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее