Дело № 2а-620/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
26 марта 2019 года ....
.... районный суд .... в составе председательствующего судьи Риттер Н.Н.
при секретаре Максимовой А.О.,
СЃ участием представителя административного истца Р¤РРћ7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ганжа В.В. к администрации .... муниципального района .... о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Ганжа В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ... ....., направленное администрацией .... муниципального района ...., а также обязать администрацию Надеждинского муниципального района .... повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ... ..... в срок, не превышающий 7 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу
Свои требования административный истец мотивировал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером ..... расположенного по адресу: ...., площадью 1500 кв.м., из земель населенных пунктов, вид разрешенного пользования: под индивидуальное строительство домовладения.
В целях использования принадлежащего истцу земельного участка в соответствии с его видом разрешённого использования ... истец уведомил административного ответчика о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.
... административным ответчиком в его адрес направлено уведомление ..... о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства по следующим основаниям: земельный участок сформирован в территориальной зоне (Р1)- рекреационная зона для сохранения и использования существующего ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения.
Согласно уведомлению ответчика, индивидуальные жилые дома не входят в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для вышеуказанной территориальной зоны.
Рстец полагает, что направленное ему СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ уведомление РѕС‚ ... ..... нарушает его права собственника земельного участка, поскольку земельный участок образован РґРѕ утверждения Правил землепользования Рё застройки Надеждинского сельского поселения, предназначен для индивидуального жилищного строительства, может использоваться РїРѕ назначению.
Рстец лишён возможности строительства индивидуального жилого РґРѕРјР° РЅР° собственном участке, сформированного Рё предоставленного именно для таких целей.
Административный истец РІ судебное заседание РЅРµ явился. Представитель административного истца Р¤РРћ7 РІ судебном заседании РЅР° РёСЃРєРµ настоял, РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать уведомление ответчика незаконным, Рё обязать ответчика повторно рассмотреть уведомление Рѕ начале строительства РІ течение 7 дней СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Представитель административного ответчика Р¤РРћ4 РІ судебное заседание РЅРµ явилась.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган обязан в течение семи рабочих дней выдать заявителю разрешение на строительство или отказать в выдаче такого заявления.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё материалами дела подтверждено, что Ганжа Р’.Р. является собственником земельного участка СЃ кадастровым номером ..... расположенного РїРѕ адресу: ...., площадью 1500 РєРІ.Рј. РёР· земель населённых пунктов, РІРёРґ разрешенного использования: РїРѕРґ индивидуальное строительство домовладения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
... Ганжа В.В. обратился в администрацию .... муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
... администрацией .... муниципального района .... РІ адрес Ганжи Р’.Р’. направлено уведомление ..... Рѕ несоответствии параметров, указанных РІ уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что земельный участок СЃ кадастровым номером ..... сформирован РІ территориальной Р·РѕРЅРµ (Р 1)- рекреационная Р·РѕРЅР° для сохранения Рё использования существующего ландшафта Рё создания экологической чистой окружающей среды РІ интересах Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё общего благополучия населения). Основные РІРёРґС‹ разрешенного использования земельных участков Рё объектов капитального строительства: лесные насаждения, сады; лесопарки, лугопарки; тренировочные базы, лыжные базы; плодопитомники Рё питомники саженцев деревьев; туристические базы; площадки для занятия спортом Рё отдыха; пункты проката РёРіСЂРѕРІРѕРіРѕ Рё спортивного инвентаря; технологические проезды. Рндивидуальные жилые РґРѕРјР° РЅРµ РІС…РѕРґСЏС‚ РІ перечень основных РІРёРґРѕРІ разрешенного использования земельных участков, установленных для вышеуказанной территориальной Р·РѕРЅС‹.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по нецелевому назначению подразделяются на следующие категории: 1)земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры
Таким образом, с учетом положений ст. 85 Земельного кодекса РФ, несмотря на принадлежность земельного участка с кадастровым номером ..... к территориальной зоне (Р1), Ганжа В.В. вправе использоватьсвой земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Территориальная зона (Р1), на которой расположен земельный участок административного истца, была установлена Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденными Распоряжением департамента градостроительства .... от ... ....., значительно позже постановки на кадастровый учет земельного участка.
Ст. 36 ГрК РФ установлено, что Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Таким образом, территориальная зона, а равно как и градостроительный регламент такой зоны были установлены без учета требований градостроительного законодательства.
Так же ст. 36 ГрК РФ дублирует положения ст. 85 ЗК РФ, устанавливая, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Такие же положения содержатся в Правилах землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, которыми была установлена спорная зона.
Согласно п. 20 указанных Правил Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, установленному Правилами, являются несоответствующими разрешенному использованию.
В соответствии с п. 21 Земельные участки или объекты капитального строительства, указанные в части 20 настоящей статьи, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Ст. 51.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1)проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Р’ уведомлении Рѕ несоответствии указанных РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке должны содержаться РІСЃРµ основания направления застройщику такого уведомления СЃ указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования Рё застройки, документацией РїРѕ планировке территории, или обязательных требований Рє параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными законами, действуют РЅР° дату поступления уведомления Рѕ планируемом строительстве Рё которым РЅРµ соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР°, указанные РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве (Рї. 11 СЃС‚. 51.1 ГрК Р Р¤). Рных оснований, РєСЂРѕРјРµ как несоответствия планируемого Рє строительству объекта градостроительному регламенту территориальной Р·РѕРЅС‹, РІ уведомлении указано РЅРµ было.
Анализ указанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что уведомление от ... ..... нарушает права собственника земельного участка, препятствует реализации целевого назначения участка. Административный истец лишен возможности строительства индивидуального жилого дома на собственном участке, сформированном и доставленном именно для этой цели.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Удовлетворить административное исковое заявление Ганжа В.В. к администрации .... муниципального района о признании незаконным решение.
Признать незаконным уведомление администрации .... муниципального района .... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам на земельном участке от ... ......
Обязать администрацию .... муниципального района .... повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от ... ..... в срок 7 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ....вой суд через .... районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Риттер Н.Н.