Решение по делу № 33-8294/2024 от 12.08.2024

Судья: Егерова И.В.             Дело № 33-8294/2024 (2-89/2023)

Докладчик: Дурова И.Н.             УИД 42RS0026-01-2024-000083-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                             17 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Дуровой И.Н.,

судей: Орловой Н.В., Макаровой Е.В.

при секретаре Маниной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дуровой И.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Чистый Город Кемерово»

на решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 3 мая 2024 года по иску прокурора Тисульского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тисульского района Кемеровской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Тисульского муниципального округа, Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа о возложении обязанности совершить определенные действия.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка содержания мест погребения, расположенных на территории Тисульского муниципального округа.

В ходе проверки установлено, что контейнерные площадки для кладбищ, расположенных на территории Тисульского муниципального округа, не оборудованы, санитарно-защитные зоны для кладбищ, расположенных в пгт Тисуль, не установлены. 26.10.2023 внесено представление в адрес Главы Тисульского муниципального округа об устранении нарушений закона, которое не исполнено.

В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурором Тисульского района Кемеровской области исковые требования уточнены, в итоге истец просит суд:

1. Обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа в срок до 01 октября 2025 года оборудовать кладбища, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , контейнерной площадкой для накопления ТКО, обустроенной в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: оборудовать твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра.

2. Обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа разработать и представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу для получения санитарно-эпидемиологического заключения проекты санитарно-защитных зон и установления санитарно-защитной зон объектов (кладбищ), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 228-230 т.1, л.д. 208-209 т.2).

Определением Тисульского районного суда Кемеровской области от 23.04.2024 принят отказ прокурора Тисульского района от исковых требований в части возложения на администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса обязанности по финансированию мероприятий по установлению контейнерных площадок для накопления ТКО (л.д. 223 т.2).

Решением Тисульского районного суда Кемеровской области от 3 мая 2024 года постановлено:

Исковые требования прокурора Тисульского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа в срок до 01 октября 2025 года оборудовать кладбища, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , контейнерной площадкой для накопления ТКО, обустроенной в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: оборудовать твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа разработать и представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу для получения санитарно-эпидемиологического заключения проекты санитарно-защитных зон и установления санитарно-защитных зон объектов (кладбищ), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе ООО «Чистый Город Кемерово» просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа в срок до 01 октября 2025 года оборудовать кладбища, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , контейнерной площадкой для накопления ТКО и прекратить производство по делу.

Указывает, что судом не учтено, что организация мест (площадок) накопления ТКО осуществляется с учетом сложившейся застройки, наличия подъездных путей и свободного доступа к ним обслуживающих организаций, при этом апеллянтом проведено обследование земельных участков, в результате которого в отношении указанных в жалобе участков выявлено отсутствие подъезда к ограждению кладбища. В отсутствие подъездных путей, с учетом малочисленности населенных пунктов, отсутствия мест накопления ТКО, удаленности их от полигона при их организации обслуживание их апеллянтом не представляется возможным.

В отношении шести земельных участков апеллянтом указано на выявление в результате обследования наличия подъездного пути и возможности организации места накопления ТКО.

Также апеллянт ссылается на то, что региональным оператором актами от 18.03.2024 и 19.03.2024 установлено отсутствие возможности проезда спецтехники к д. Дворниково, п. Полуторник, д. Вознесенка, п. Берикульский, д. Серебряково, д. Байла.

Указывает, что ООО «Чистый Город Кемерово» заявлено суду первой инстанции ходатайство об истребовании у администрации дополнительных сведений о том к какой категории относятся дороги к населенным пунктам: д. Дворниково, п. Полуторник, д. Вознесенка, п. Берикульский, д. Серебряково, д. Байла; разрешенной максимальной массе транспортных средств, допустимой для осуществления проезда по дорогам к указанным населенным пунктам; допустимой максимальной нагрузке на ось транспортных средств, нормативном состоянии дорог; являются ли дороги к населенным пунктам введенными в эксплуатацию. Однако данное ходатайство не принято во внимание и не удовлетворено судом.

Считает, что судом не исследована возможность обслуживания региональным оператором мест накопления ТКО в случае их организации в границах земельных участков, указанных в исковом заявлении.

По доводам жалобы прокурором Тисульского района поданы возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Фролова Т.Е. доводы возражений на жалобу поддержала.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции с учетом следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, районной прокуратурой совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка содержания мест погребения, расположенных на территории Тисульского муниципального округа.

В ходе проверки установлено, что контейнерные площадки для кладбищ, расположенных на территории Тисульского муниципального округа, не оборудованы, санитарно-защитные зоны для кладбищ, расположенных в пгт Тисуль, не установлены. В нарушение требований законодательства на территории Тисульского муниципального округа нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности общественных кладбищ, не разработан, перечень общественных кладбищ Тисульского муниципального округа не установлен. Бездействие администрации Тисульского муниципального округа нарушает установленные требования федерального законодательства, требует незамедлительного устранения.

По итогам проверки прокурором в адрес врио главы Тисульского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса Дудника А.А. 26.10.2023 направлено представление об устранении нарушений закона, срок для устранения нарушений определен в 1 месяц со дня внесения представления (л.д. 9-11 т.1).

Как следует из сообщения врио главы Тисульского муниципального округа Дудника А.А. от 24.11.2023 на представление прокурора Тисульского района, на территории Тисульского муниципального округа расположено 36 общественных кладбищ, все поставлены на государственный кадастровый учет. В настоящее время ведется работа по поиску организации для разработки проектов санитарно-защитных зон кладбищ и получения экспертных заключений о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении данных проектов. При выделении дополнительного финансирования в весеннее время 2024 года УЖТР ТМО администрации Тисульского муниципального округа приобретет и установит контейнерные площадки на кладбищах. Отделу по правовым вопросам и жилищной политики администрации Тисульского муниципального округа дано поручение разработать нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности общественных кладбищ (л.д. 12-13 т.1).

Согласно справке Управления Роспотребнадзора в г. Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах от 12.10.2023 в результате осмотра установлено, что для мест погребения (кладбищ), расположенных по адресу:

1. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, пгт. Тисуль, <данные изъяты>);

2. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, пгт.

Тисуль, <данные изъяты>;

3. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, пгт.

Тисуль, <данные изъяты>);

            4. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, п.

Ржавчик;

            5. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, с. Третьяково (<данные изъяты>;

6. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, д.

Дворниково (<данные изъяты>);

7. Кемеровская область – Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, с. Б. Берчикуль (<данные изъяты>);

8. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, д.

Городок (<данные изъяты>);

9. Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский муниципальный округ, пгт. Комсомольск (<данные изъяты>)

владельцем не оборудованы контейнерные площадки для накопления TКО, мусор складируется непосредственно на земле, контейнеры отсутствуют, что не соответствует требованиям ст. 11, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения», п. 3, п. 17, п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Из представленной в прокуратуру Тисульского района информации администрацией Тисульского муниципального округа следует, что санитарнозащитная зона для объектов захоронения, расположенных на территории Тисульского муниципального округа, не установлена, что не соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения», п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3, п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Контейнерные площадки для кладбищ, расположенных на территории Тисульского муниципального округа, не оборудованы, что не соответствует требованиям ст. 11, п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения», п. 3, п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Распоряжением администрации Тисульского муниципального округа от 18.12.2023 № 1295-р утвержден перечень общественных кладбищ Тисульского муниципального округа (л.д. 16-17 т.1).

Как следует из Положения об УЖТР ТМО администрации Тисульского муниципального округа, одной из основных целей деятельности Управления является участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами (л.д. 26-31 т.1).

Земельные участки с кадастровыми номерами предоставлены УЖТР ТМО администрации Тисульского муниципального округа на основании распоряжений администрации Тисульского муниципального округа в постоянное бессрочное пользование (л.д. 33-71 т.1).

Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 72-209 т.1, л.д. 38-187 т.2).

Согласно актам обследования улиц для организации мест накопления твердых бытовых отходов (л.д. 240-250 т.1, л.д. 1-21 т.2):

1) д. Вознесенка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 50 метров к ограждению кладбища, кладбище заброшено. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

2) с. Усть-Барандат (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 700 метров к ограждению кладбища. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

3) д. Вознесенка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ). В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

4) д. Б. Барандат (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 150 метров к ограждению кладбища. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

5) с. Берикуль (кладбища, земельные участки с кадастровыми номерами ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

6) с. Московка (кладбища, земельные участки с кадастровыми номерами ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

7) д. Новоивановка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

8) д. Кондрашка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

9) д. Городок (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 50 метров к ограждению кладбища. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

10) д. Большой Берчикуль (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 50 метров к ограждению кладбища. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

11) д. Дворниково (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

12) д. Колба (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

13) д. Кайчак (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

14) с. Солдаткино (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 100 метров к ограждению кладбища. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

15) с. Тамбар (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 300 метров к ограждению кладбища. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

16) д. БольшеПичугино (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ). В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

17) д. Кинжир (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

18) д. Серебряково (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд возможен не ближе 100 метров к ограждению кладбища.     В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

19) д. Куликовка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером . В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

20) д. Листвянка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

21) д. Усть-Колба (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ). В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

22) д. Колба (кладбище, земельный участок с кадастровым номером подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

23) д. Куликовка (кладбище, земельный участок с кадастровым номером подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

24) д. Макарак (кладбище, земельный участок с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

25) д. Большая Натальевка (кладбища, земельные участки с кадастровым номером ), подъезд невозможен. В населенном пункте места накопления (площадки) накопления отсутствуют, не обслуживается региональным оператором.

26) пгт Белогорск (кладбище, земельный участок с кадастровым номером подъезд невозможен.

27) пгт Тисуль (кладбище, земельный участок с кадастровым номером . Подъездной путь имеется. Возможно организовать место (площадку) накопления ТКО, населенный пункт обслуживается региональным оператором.

28) пгт Тисуль (кладбище, земельный участок с кадастровым номером . Подъездной путь имеется. Возможно организовать место (площадку) накопления ТКО, населенный пункт обслуживается региональным оператором.

29) пгт Тисуль (кладбище, земельный участок с кадастровым . Подъездной путь имеется. Возможно организовать место (площадку) накопления ТКО, населенный пункт обслуживается региональным оператором.

30) пгт Комсомольск (кладбище, земельный участок с кадастровым номером Подъездной путь имеется. Возможно организовать место (площадку) накопления ТКО.

31) пгт Комсомольск (кладбище, земельный участок с кадастровым номером . Подъездной путь имеется. Возможно организовать место (площадку) накопления ТКО.

32) пгт Комсомольск (кладбище, земельный участок с кадастровым номером . Подъездной путь имеется. Возможно организовать место (площадку) накопления ТКО.

Решением Совета народных депутатов от 29.03.2024 № утверждено Положение о погребении и похоронном деле на территории Тисульского муниципального округа, согласно пп. б. п. 2.2 контейнеры и урны на территории кладбища должны быть очищены. Отходы должны вывозиться по мере заполнения.

Постановлением администрации Тисульского муниципального округа № от 24.04.2024 в постановление администрации Тисульского муниципального округа № от 20.10.2023 внесены изменения, согласно которым одной из задач муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности УЖТР ТМО администрации Тисульского муниципального округа» на 2024-2026 годы» является организация работы по благоустройству, озеленению и освещению улиц, бесперебойному обеспечению населения водой, содержанию мест захоронений (п. 4 л.д. 3). На благоустройство территории кладбища (текущий ремонт), расположенного в п. Макаракский (пгт Комсомольск), на 2024 год выделено 2 299,6 тыс. руб.

Как следует из выписки из Правил благоустройства территории Тисульского муниципального округа от 27.04.2024 № 1066 (п. 41.1 ст. 4): благоустройство территории – комплекс мероприятий, установленный настоящими Правилами благоустройства территории Тисульского муниципального округа, направленный на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории Тисульского муниципального округа. Согласно п. 5.1 деятельность по благоустройству территории – деятельность по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории Тисульского муниципального округа. К деятельности по благоустройству территорий также относится разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территории Тисульского муниципального округа.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Тисульского района Кемеровской области к Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права и установив юридически значимые для дела обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения обязанности на Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа в срок до 01 октября 2025 года оборудовать кладбища, расположенные на земельных участках, указанных в иске, контейнерной площадкой для накопления ТКО, обстроенной в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.

В соответствии с п. 23 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Согласно п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

Пунктом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Одной из функций управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа является участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (далее - Постановление № 1156) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения; отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему предусмотрен Правилами № 1039, в соответствии с которыми места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

ООО «Чистый Город Кемерово» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области от 22.11.2018.

Согласно условиям Соглашения ООО «Чистый Город Кемерово» обязалось обеспечивать и осуществлять прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны «Север» Кемеровской области, в том числе Тисульского муниципального округа, обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными, Кемеровской области» на 2017 - 2026 годы», утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 № 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд правомерно обязал Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа организовать контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, в которых предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь.

Доводы апелляционной жалобы о том, что организация мест (площадок) накопления ТКО осуществляется с учетом сложившейся застройки, наличия подъездных путей и свободного доступа к ним обслуживающих организаций, а также о том, что актами апеллянта установлено отсутствие подъездных путей к участкам, о незаконности решения не свидетельствуют, поскольку при исполнении решения суда ответчик обязан оборудовать контейнерные площадки с учетом всех требований к их созданию. Судебная коллегия отмечает, что и при отсутствии на момент принятия судом решения подъездных путей возможность организации контейнерных площадок в соответствии с нормами закона не исключается, поскольку из материалов дела не следует, что подъездной путь к участкам не может быть организован.

Не свидетельствует о незаконности решения и довод апелляционной жалобы о неудовлетворении ходатайства апеллянта об истребовании сведений о дорогах, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, указанные в ходатайстве сведения не относятся к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим выяснению для разрешения заявленных по иску требований.

Судебная коллегия полагает соответствующими закону и материалам дела выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в обжалуемой части. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тисульского районного суда Кемеровской области от 3 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Чистый Город Кемерово» – без удовлетворения.

Председательствующий:                         И.Н. Дурова

Судьи:                                Н.В. Орлова

                                    Е.В. Макарова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 17.09.2024.

33-8294/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тисульского района
Ответчики
Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского м/о администрации Тисульского м/о
администрация Тисульского муниципального округа
Другие
ООО Чистый город Кемерово
ТО Управления Роспотребнадзора по КО в г.Мариинске, Мариинском,Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах
Суд
Кемеровский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
14.08.2024Передача дела судье
17.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
17.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее