Решение по делу № 2-21/2018 (2-723/2017;) от 14.12.2017

Дело №2-21/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                                17 января 2018 года

                                                    

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,

при секретаре Г.В. Докучаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бронникова А.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кыкерская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации морального вреда ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истец работает в МБОУ «Кыкерская СОШ» в должности <данные изъяты>.

Согласно расчетным листкам его заработная плата состоит из оклада, компенсационных выплат за работу в особых условиях труда и доплаты, а также районного коэффициента и «северного» коэффициента.

В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ «Кыкерская СОШ» неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной работнику заработной платы за период с 15 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года составила 8 581,50 рублей.

Просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 8 581,50 рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в сумме 100 рублей. Истец просит в случае недостаточности денежных средств у МБОУ «Кыкерская СОШ» возложить обязанность по финансированию указанной выплаты на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район». Кроме того, истец просит обязать работодателя начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленном МРОТ, начиная с 01 декабря 2017 года.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края (л.д.1).

В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.10).

В судебное заседание ответчик - МБОУ «Кыкерская СОШ» не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не направил в судебное заседание своего представителя.

Ответчик - Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» в судебное заседание своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав на несогласие с исковыми требованиями истца (л.д.____).

Ответчик - Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края, в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не заявляло.

Исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец работает в МБОУ «Кыкерская СОШ» в должности <данные изъяты> с 15 октября 2017г. (л.д.6,7).

Из трудового договора (л.д.6) и расчётных листов (л.д.8) видно, что на должностной оклад начисляются надбавки, в том числе 50% районный коэффициент, 50% северная надбавка.

С учетом названных выплат, заработная плата истца составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в МБОУ «Кыкерская СОШ» рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029", Тунгокоченский район Забайкальского края приравнен к районам Крайнего Севера.

Федеральным законом от 20 мая 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом №460-ФЗ от 19.12.2016 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года составляет 7 800 рублей.

При этом в соответствии с положениями статьей 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодексаРоссийской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников.

Из изложенного следует что, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Таким образом, судом установлено, что районный коэффициент и «северная» надбавка, у ответчика рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, то есть в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, без учета районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с работой истца в экстремальных природно-климатических условиях Севера, был ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на всей территории Российской Федерации.

Истцом Бронниковым А.А. представлен расчет недоначисленной заработной платы (л.д.8). К взысканию истец указывает сумму иска 8 581,50 рублей, то есть недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 15 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года. Суд, проверив представленный истцом расчет недоначисленной заработной платы признает его правильным, подтвержденным материалами дела и принимает за основу решения, поскольку в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Данный расчет стороной ответчика не оспорен.

Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования разделены.

На органы местного самоуправления возложено финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.

В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N 123 "Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края").

Согласно информации, предоставленной Комитетом образования Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», заработная плата работникам, занимающим должность истопника выплачивается за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края (л.д.14).

В соответствии с нормами Постановления Правительства Забайкальского края от 26.12.2014 №718 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях", субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, (п.3 указанного постановления).

При этом контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (п.12 Постановления).

С учетом названных положений законодательства, на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края для выплаты ответчику МБОУ «Кыкерская СОШ» истцу Бронникову А.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы, в случае их недостаточности у МБОУ «Кыкерская СОШ».

Учитывая, что заработная плата истцу начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать ответчика производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.

При решении вопроса о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из следующего: в соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу работника может быть взыскана компенсация морального вреда, причинённого неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при нарушении имущественных прав работника. С учётом фактических обстоятельств и нравственных страданий истца, выразившихся в выплате заработной платы не в полном размере, а также принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере 100 рублей в пользу истца.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей за удовлетворение материальных требований, а также 300 рублей за удовлетворение требований нематериального характера, всего 700 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бронникова А.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Кыкерской средней общеобразовательной школе - удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кыкерской средней общеобразовательной школы в пользу Бронникова А.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 15 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года в сумме 8 581 (восемь тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 50 копеек, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 100 (пятьсот) рублей.

Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Кыкерская СОШ» истцу Бронникову А.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 8 581 (восемь тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 50 копеек, в случае их недостаточности у ответчика МБОУ «Кыкерская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.

Возложить на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Кыкерская СОШ» истцу Бронникову А.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 8 581 (восемь тысяч пятьсот восемьдесят один) рубль 50 копеек, в случае их недостаточности у ответчика МБОУ «Кыкерская СОШ», за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кыкерская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 700 (семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий         Т.Ю. Сенотрусова

2-21/2018 (2-723/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бронников А.А.
Ответчики
МБОУ Кыкерская СОШ
Министерство образования Забайкальского края
Администрация МР "Тунгкоченский район"
Суд
Тунгокоченский районный суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
tungokocha.cht.sudrf.ru
14.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2017Передача материалов судье
18.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2018Судебное заседание
17.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее