Дело № 2-486/2022
УИД 58RS0001-01-2022-000711-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Башмаково 23 декабря 2022 г.
Пензенской области
Башмаковский районный суд Пензенской области в составе судьи Бушуева В.Н.,
при секретаре Грязиной Л.А., с участием
заместителя прокурора Башмаковского района Пензенской области Герасимова А.А.,
в помещении Башмаковского районного суда Пензенской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-486/2022
по иску прокурора Башмаковского района Пензенской области в интересах Сидорова Александра Александровича к Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными средствами, к ГБУЗ «Башмаковская РБ» о возложении обязанности производить своевременную выписку рецептов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Башмаковского района Пензенской области 28 ноября 2022 г. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в интересах Сидорова А.А., мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан установлено, что Сидоров А.А. является инвалидом первой группы, состоит под наблюдением в ГБУЗ «Башмаковская РБ» с диагнозом: <данные изъяты>, и в связи с лечением данного заболевания ему назначены лекарственные средства <данные изъяты> (внутривенно) 100 мг и <данные изъяты> (подкожно) 2000 МЕ. Несмотря на наличие медицинских показаний, Сидоров А.А. указанным лекарственным средством не обеспечен.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4, п. 2 ст. 19, ст.ст. 37, 43, подп. 5 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Башмаковского района Пензенской области просил суд:
1. Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Сидорова А.А. лекарственными средствами <данные изъяты> и «<данные изъяты> в соответствии с имеющейся потребностью.
2. Обязать ГБУЗ «Башмаковская РБ» производить своевременную выписку рецептов для обеспечения Сидорова А.А. лекарственными средствами <данные изъяты> (внутривенно) 100 мг и <данные изъяты> (подкожно) 2000 МЕ в соответствии с имеющейся потребностью.
В судебном заседании заместитель прокурора Башмаковского района Пензенской области Герасимов А.А. исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Истец Сидоров А.А. в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика ГБУЗ «Башмаковская РБ» в судебное заседание также не явился, в отзыве на исковое заявление невозможность выписки Сидорову А.А. рецептов на получение указанных в исковом заявлении лекарственных средств обосновало отсутствием необходимого финансирования.
Принимая во внимание, что стороны извещены о судебном заседании надлежащим образом, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым предусмотрено, что соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья (ст. 4).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р лекарственный препарат железа [III] гидроксид сахарозный комплекс (торговое наименование «Венофер») и лекарственный препарат эпоэтин альфа (торговое наименование «Эральфон») внесены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно приложению № 1 названного постановления инвалиды I группы подлежат обеспечению всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Положением о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 января 2013 г. № 30-пП предусмотрено, что названное министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области (п. 1.1).
Министерство руководствуется в своей деятельности и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов Пензенской области, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Пензенской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области в сфере охраны здоровья, а также настоящего Положения (п. 1.4).
Министерство в рамках своей компетенции, в частности, осуществляет такие полномочия в сфере охраны здоровья, как организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (п. 2.1.12.9); участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (п. 2.1.14.1).
В соответствии с п. 2.1 «Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных» (приложение № 13 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи, за исключением случаев назначения, определенных пунктом 2.4.1 настоящей Инструкции, выписываются лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения.
В судебном заседании установлено и выпиской из амбулаторной карты Сидорова А.А. подтверждается, что он страдает <данные изъяты> и нуждается в медикаментах во время диализа: <данные изъяты> (внутривенно) 100 мг и <данные изъяты> (подкожно) 2000 МЕ (<данные изъяты>).
Согласно сообщению ГБУЗ «Башмаковская РБ» от 16 ноября 2022 г. № 758 Сидоров А.А. был обеспечен препаратом «<данные изъяты> до 11 августа 2022 г., препаратом <данные изъяты> был обеспечен по 30 июня 2022 г. (<данные изъяты>). Таким образом, Сидоров А.А. не был обеспечен необходимыми лекарственными средствами в соответствии с имеющейся потребностью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в интересах Сидорова А.А. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
От уплаты государственной пошлины ответчики Министерство здравоохранения Пензенской области и ГБУЗ «Башмаковская РБ» освобождены в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина взысканию с них не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5836012921) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░» (░░░ 5806002203) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░░░░░) 100 ░░ ░ «<░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░░) 2000 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░