Решение по делу № 33-865/2022 (33-13486/2021;) от 23.12.2021

Дело № 33-865/2022 (№ 2-1185/2020)

УИД: 59RS0040-01-2020-000336-22

Судья Грибанова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Мехоношиной Д.В., Смирновой М.А. при секретаре Синицыной А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 07 февраля 2022 года дело по апелляционной жалобе Санникова Александра Григорьевича на решение Чайковского городского суда Пермского края от 18 октября 2021 года, которым постановлено:

Ощепкову Сергею Дмитриевичу, Санникову Александру Григорьевичу, Черепанову Михаилу Ивановичу, Стародубцеву Владимиру Валерьевичу, Морданову Михаилу Валерьевичу, Суханову Алексею Григорьевичу в удовлетворении иска к Администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности утвердить проект планировки территории деревни Гаревой Больше-Букорского сельского поселения Чайковского городского округа и принять решение по изъятию для муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами: **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, расположенных по адресу: **** – отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя ответчика Голышевой О.С. (с использованием системы видеоконференц-связи), изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ощепков С.Д., Санников А.Г., Черепанов М.И., Стародубцев В.В., Морданов М.В., Суханов А.Г. обратились в суд с иском к Администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности утвердить проект планировки территории - деревня Гаревая Больше-Букорского (бывшего Фокинского) сельского поселения Чайковского городского округа Пермского края и принять решение по изъятию для муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами: **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, расположенных по адресу: ****.

В обосновании исковых требований указывают, что являются правообладателями земельных участков, расположенных по адресу: ****. Данные участки, в числе других аналогичных, выделены в связи с размежеванием земельного участка, принадлежащего Тумилевич Т.А.. На публичных слушаниях по утверждению Правил землепользования и застройки Фокинского сельского поселения, в том числе по застройке улицы Медный лог деревни Гаревая, был утвержден карта-план застройки улицы Медный лог, согласно которому участки, попадающие на территорию общего пользования Тумилевич Т.А. обязана была передать в муниципальную собственность. Правила землепользования, генеральный план МО «Фокинское сельское поселение» утверждены решениями Совета депутатов Фокинского сельского поселения от 27.12.2012 № 529, от 02.08.2013 № 593. Правилами утверждена карта градостроительного зонирования, в т.ч. деревни Гаревая, в числе прочих генеральных планов муниципальных образований на территории Фокинского сельского поселения утвержден генеральный план деревни Гаревая, согласно которыми определена территория общего пользования с установлением красных линий. В нарушение положений ч. 3 ст. 41 ГрК РФ проект планировки деревни Гаревая не утвержден до настоящего времени, в т.ч. ранее разработанный ИП У. в 2009г. проект планировки урочища «****». Решение об изъятии вышеуказанных земель для муниципальных нужд в границе территории общего пользования ответчиком не принято, что нарушает права собственников земельных участков, в том числе истцов, как лиц, на чьи средства была проложена дорога, которая находится в границах территории общего пользования и используется для проезда и прохода к земельным участкам. В зимний период очистка дороги не производится, ввиду ее расположения на частной территории, принадлежащей Тумилевич Т.А., что препятствует проезду транспортных средств специального назначения (скорая помощь, пожарная и газовая службы).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Санников А.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Исполнительный орган местного самоуправление не принимает никаких решений об изъятии спорных участков, ссылаясь лишь на отсутствие правовых оснований. Однако в силу положений Земельного кодекса РФ на нем лежит такая обязанность. Бездействие органа явилось основанием обращения с иском в суд. Отсутствие в документации по планировке территории отдельного решения представительного органа по вопросу изъятия для муниципальных нужд каких-либо конкретных территорий, в том числе спорных участков, не имеет правового значения. Картой градостроительного зонирования д. Горевая, генеральным планом д. Горевая, в числе прочих территорий различного назначения, определена территория общего пользования, а также установлены красные линии. В силу ч. 3 ст. 56.3 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд может быть принято в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов местного значения. Таким образом, существует не только возможность изъятия спорных земельных участков спорных участков, но и у администрации в 2012 году и течение 6 лет возникла обязанность принять такое решение. Спорные участки в силу положений п. 1 ст. 1, ст. 42. 43 ГрК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ являются территорий общего пользования (землями общего пользования) поскольку образованы в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории и открыты для всеобщего беспрепятственного пользования, также на указанной территории расположены элементы инфраструктуры.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Чайковского городского округа полагает решение суда законным, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу ч. 2 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки к землям общего пользования не отнесены, за исключением земельного участка с кадастровым номером ** другие земельные участки не граничат с участками истцов. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности к территории общего пользования возможно только путем принятия органом местного самоуправления последовательных градостроительных решений, и градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности. В рассматриваемой ситуации обязанность у органа местного самоуправления по изъятию спорных земельных участков не возникла, поскольку при утверждении Генерального плана деревни Гаревая Фокинским сельским поселением Чайковского муниципального района Пермского края, который истцами не оспорен, недействительным не признан, решения об изъятии земельных участков, принадлежащих Тумилевич Т.А., Тумилевич В.В., Тутынину Н.И. не принималось. Иной нормативный акт представительного органа об изъятии спорных земельных участков при планировании территории отсутствует. Объектов федерального, регионального или местного значении, строительство или реконструкция которых необходима, на спорных участках не имеется. Размещение линейных объектов транспортной инфраструктуры на данных территориях органом местного самоуправления не планируется.

Судебная коллегия считает правовую позицию суда первой инстанции правильной, отвечающей установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, выводы суда, не противоречащими нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения, постановленными в отсутствие существенных нарушений норм процессуального права.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Тумилевич Т.А. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ** площадью 13166+/-40 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: ****. Из указанного земельного участка путем размежевания были образованы более мелкие земельные участки, в число которых вошли и ЗУ **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, расположенные по адресу: ****.

По данным ЕГРН в настоящее время правообладателями спорных земельных участков ЗУ **, **, **, **, **, **, **, **, **, ** являются Тутынин Н.И., Тумилевич Т.А., Тумилевич В.В.

Тумилевич Т.А. также являлась правообладателем земельного участка с кадастровым номером ** площадью 5000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: ****. Земельный участок разделен собственником земельного участка в 2012 году, из указанного участка образованы земельные участки, в число которых вошли и смежные земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, ** по адресу: ****. Впоследствии данные земельные участки были размежеваны, проданы по возмездным сделкам, в том числе истцам.

Истцы являются смежными землепользователями и собственниками земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство, с кадастровыми номерами ** (правообладатель Стародубцев В.В., регистрация права 28.04.2015), ** (правообладатель Стародубцев В.В., регистрация права 18.04.2012), ** (правообладатель Черепанов М.И., регистрация права 10.06.2013), **850 (правообладатель Черепанов М.И., регистрация права 24.07.2015), ** (правообладатель Санников А.Г., регистрация права 23.04.2015), ** (правообладатель Черепанов М.И., регистрация права 18.04.2012), ** (правообладатель Ощепков С.Д., регистрация права 24.04.2015), ** (правообладатель Ощепков С.Д., регистрация права 05.04.2012), ** (правообладатель Суханов А.Г., регистрация права 13.04.2013), ** (правообладатель Суханов А.Г., регистрация права 08.04.2015), видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: ****.

Земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, ** имеют разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположены по адресу: ****. Земельные участки с кадастровыми номерами **, ** имеют разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования (12.0).

В территориальный состав Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края входит, в том числе и земли деревни Гаревая. Решением Совета депутатов Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края от 27.12.2012 № 529 утверждены Правила землепользования, изменения в которые внесены на основании решения Земского собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 19.04.2018 № 224. На карте дер. Гаревая Правил землепользования установлены красные линии. Решением Совета депутатов Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края от 02.08.2013 № 593 утвержден Генплан МО «Фокинское сельское поселение» Чайковского муниципального района Пермского края. На карте дер. Гаревая Генплана МО «Фокинское сельское поселение» установлены красные линии (основной чертеж д. Гаревая М 1:2000).

Согласно выкопировкам из Правил землепользования спорные земельные участки, принадлежащие Тумилевич Т.А., Тумилевич В.В., Тутынина Н.И. расположены в следующих территориальных зонах ТОП «Территория общего пользования», ТОП «Территория общего пользования» и Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Законность права собственности Тумилевич Т.А., Тумилевич В.В., Тутынина Н.И. на указанные земельные участки кем-либо не оспаривается.

Обращение в суд инициировано истцами с целью защиты своих прав, в основание требований о возложении обязанности на орган местного самоуправления по утверждению проекта планировки территории - деревня **** и изъятию у собственников земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, истцы связывают с использованием истцами данных участков в качестве единственного проезда и прохода к своим участкам, соответственно, полагая, что спорные земельные участки, являясь территорией общего пользования, должны быть переданы в муниципальную собственность.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность по доказыванию приведенных в иске обстоятельств возложена процессуальным законом на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.

В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта отнесения спорных земельных участков к землям общего пользования, бездействие органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, использование спорной территории в целях реализации органом местного самоуправления поставленных передним задач, обоснованность изъятия спорных земельных участков из частной собственности граждан для муниципальных нужд к лежит на истцах.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ относимых и доказательств, подтверждающих заявленные требования, истцами суду не представлено. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, основанием к отмене обжалуемого решения не являются, поскольку опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами, фактически повторяют позицию истцов, изложенную в иске.

На основании п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе изъятие земельных участков для муниципальных нужд. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.I ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (ч. 3 ст. 56.3 ЗК РФ).

В силу ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (п. 1).

В соответствии с п. 8 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ) Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 45 ГрК РФ (в редакции действующей на дату утверждения Правил землепользования – 27.12.2012) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

Частью 5 этой же статьи определено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса) генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Случаи, когда подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, установлены в ч. 3 ст. 41 ГрК РФ, к числу которых относится необходимость установления, изменения или отмены красных линий.

Красными линиями признаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно ст. 12 ГрК РФ красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п. 11). Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Объектами местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 ч. 5 ст. 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (п. 20 ч. 1 ГрК РФ).

Понятие территории общего пользования приведено в п.п. 11,12 ст. 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Судом первой инстанции дано правильное толкование вышеуказанных нормативных положений, а именно, подготовка документации по планировке территории осуществляется органом местного самоуправления в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что нормативный акт представительным органом об изъятии спорных земельных участков при планировании территории – д. Горевая не принимался, решение о необходимости изъятия спорных земельных участков исполнительным органом органа местного самоуправления не принималось и не рассматривалось. Объектов федерального, регионального или местного значения, строительство или реконструкция которых необходима, на спорных участках не имеется. Размещение линейных объектов транспортной инфраструктуры на данных территориях органом местного самоуправления не планируется. В Правилах землепользования, утвержденных решением Совета депутатов Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края от 27.12.2012 № 529 (с изменениями - решение Земского собрания Чайковского муниципального района Пермского края от 19.04.2018 № 224) на карте дер. Гаревая установлены красные линии. На карте дер. Гаревая Генерального плана МО «Фокинское сельское поселение» также установлены красные линии. Вид разрешенного использования спорных земельных участков – для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем они не могут быть отнесены к территории общего пользования, которым в силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, границы которых обозначены красными линиями. Решением Думы Чайковского городского округа № 549 от 20.10.2021г. утвержден Генеральный план Чайковского городского округа Пермского края, согласно которого функциональные зоны относительного территории урочища «Медный лог» не изменились. Из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что от истцов при проведении публичных слушаний Генерального плана каких-либо заявлений и обращений не поступало. Дорожный проезд и проход, организованный истцами к своим жилым домам, на балансе муниципалитета не состоит, расположен на землях, находящихся в частной собственности Тумилевич Т.А., Тумилевич В.В., Тутынина Н.И., не заявляющих отказ от права собственности на свои земельные участки.

С учетом установленных по делу юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований по обязательной подготовке документации по планировке территории урочища «****» дер. Гаревая по ч. 3 ст. 41 ГрК РФ не имеется, обязанность у органа местного самоуправления изъять спорные земельные участки не возникла.

При указанных обстоятельствах истцы праве воспользоваться иным способом защиты нарушенного права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции. Несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии заявленного истцами основания для возложения на администрацию Чайковского городского округа обязанности утвердить проект планировки территории – д. Горевая и к понуждению изъятия спорных земельных участков, а также иная оценка исследованных в судебном заседании доказательств не свидетельствуют о судебной ошибке.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил заявленный спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 18 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Санникова Александра Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2022г.

33-865/2022 (33-13486/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Морданов Михаил Валерьевич
Суханов Алексей Григорьевич
Ощепков Сергей Дмитриевич
Стародубцев Владимир Валерьевич
Санников Александр Григорьевич
Черепанов Михаил Иванович
Ответчики
Администрация Чайковского городского округа Пермского края
Другие
Тутынин Николай Иванович
Тумилевич Вячеслав Валерьевич
Управление строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа
Управление Росреестра по Пермскому краю
Тумилевич Татьяна Анатольевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Смирнова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.12.2021Передача дела судье
07.02.2022Судебное заседание
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022Передано в экспедицию
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее