Дело №2-910/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2024 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Рябцевой А.И.,
при секретаре помощнике судьи Куадже З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании незаконными и отмене решений об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков и обязании предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Терешин В.П. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании незаконными и отмене решения администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, изложенного в письме № 836/14 от 08.04.2024г., об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 633 кв.м по адресу <адрес>Б, предоставленного под огород, возложении на ответчика обязанности предоставить истцу в собственность за плату без проведения торгов земельный участок по цене равной кадастровой стоимости земельного участка.
Уточненные исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 на основании договора аренды земельного участка № 108/23 от 12.09.2023г., заключенного с администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района, предоставлен сроком на 3 года для ведения огородничества земельный участок с кадастровым номером №, площадью 633 кв.м., по адресу <адрес>Б. 08.04. 2024 года истец обратился к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с п.п. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а так же о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы». Ответчиком было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, отказ мотивирован тем, что согласно сведениям ПЗЗ Джубгского городского поселения Туапсинского района и ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки, указанный объект относятся к категории земель: земли населенных пунктов и расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), учитывая расположение земельного участка в зоне Ж-1, а так же в соответствии с правилами п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрена продажа без проведения торгов земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, расположенного в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Истец считает, что отказ административного ответчика в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, является незаконным, принято с нарушением норм действующего законодательства и подлежат отмене так как в соответствии с п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Вид разрешенного использования спорного земельных участков - «Ведение огородничества (13.1)» был предусмотрен градостроительным регламентом территориальной зоны «Ж-1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами» Правил землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района, утвержденных решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 28.03.2014г., № 90 в качестве разрешенного вида. Таким образом, наличие в п.п. «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022г. № 629 указания «допускается», исходя из целей принятия данного нормативного правового акта, не наделяет уполномоченный орган правом на произвольный и немотивированный отказ в предоставлении земельного участка, предназначенного для ведения огородничества для собственных нужд, в собственность арендатора без проведения торгов.
Истец и его представитель действующая на основании доверенности ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не заявлял.
Представитель третьего лица межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом предоставил в суд отзыв согласно которого в решении данного вопроса полагался на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон надлежащим образом, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Из представленных материалов следует, что согласно сведениям ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 633 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение огородничества (13.1), расположенный по адресу: <адрес>Б, зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде аренды за ФИО1, на основании договора аренды земельного участка сроком на 3 года №108/23 от 12.09.2023, заключенного между истцом и администрацией Джубгского городского поселения <адрес>, регистрационная запись №№--23/232/2023-1 от 26.09.2023.
08.04.2024 г., Терешин В.П. обратился в администрацию Джубгского городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка с кадастровым номером № (вх. № 254 от 08.04.2024г), в собственность без проведения торгов в соответствии с п.п. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а так же о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы».
По результатам рассмотрения заявления, администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района Терешину В.П. отказано в предоставлении земельного участка в собственность, отказ направлен в виде письма № 836/14 от 08.04.2024г.
Из содержания отказа следует что администрация Джубгского городского поселения отказывая ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность учитывала расположение земельного участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), а также принимала во внимание, что правилами пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена продажа без проведения торгов земельного участка относящегося к землям населенных пунктов, расположенного в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с чем пришла к выводу, что правовые основания для продажи вышеуказанного земельного участка без проведения торгов отсутствуют.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки ГИСОГД от 17.06.2024 года, согласно правилам землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в редакции от 31 мая 2024 г.) (ПЗЗ) испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в границах II зоны санитарной охраны курортов.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд руководствуется следующим:
Земельным законодательством предусмотрен специальный порядок приобретения права собственности на земельный участок, ранее находившийся в аренде у гражданина.
Порядок предоставления земельных участков в собственность за плату, по общему правилу, установлен п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, путем проведения аукциона. В качестве исключений из данного правила, п. 2 указанной статьи предусматривает ряд случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется без проведения аукциона. Данный перечень является исчерпывающим.
При этом порядок предоставления земельных участков в собственность за плату без проведения торгов строго регламентирован и предусматривает определенную процедуру, закрепленную в том числе в ст. 39.14 ЗК РФ.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведение торгов возможно предоставление земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка с ФИО1 был заключен 12.09.2023г.
Суд не соглашается с доводами истца на возможность предоставления ему спорных земельных участков в собственность на основании подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629.
Согласно подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Таким образом, согласно данному положению Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, а спорный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведение огородничества.
Как следует из выписки из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок, он расположен в границах <адрес>.
Кроме того, в силу п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие вида разрешенного использования земельного участка и целей использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как указано выше, согласно выписки из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, испрашиваемый истцом земельный участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой ведение огородничества и садоводства не предусмотрено.
Довод о том, что ранее такой вид разрешенного использования допускался в зоне Ж1 не является основанием для предоставления земельного участка без торгов, когда такой вид не предусмотрен. Согласно ПЗЗ Джубгского городского поселения "ведение огородничества", предусмотрено как условно разрешенный вид использования данного земельного участка. Между тем, истец не обращался с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, получение которого также регламентировано определенным порядком.
Кроме того, из положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1), предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).
Как следует из материалов дела, земельный участок предоставлен заявителю на праве аренды в целях ведения огородничества.
Полученное заявителем право аренды не может служить основанием для получения права собственности на земельный участок для ведения огородничества, в том числе и по причине того, что ведения огородничества на арендуемом участке заявителем еще не ведется,(доказательств обратного истцом не предоставлено) следовательно, истец не обладает правом на приобретение земельного участка в собственность по основаниям подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629.
Общий смысл принимаемых антикризисных мер и буквальное содержание подп. "а" пункта 1 Постановления от 09.04.2022 N 629, устанавливающий, что в собственность могут быть предоставлены участки, предназначенные для огородничества и находящиеся в аренде, при отсутствии у уполномоченного органа сведений о выявленных нарушениях земельного законодательства, позволяет сделать вывод о том, что участок уже должен находится в аренде и на нем должна осуществляться данная деятельность.
В рассматриваемом случае истец, реализовав свое право на получение в аренду земельного участка, не приступив к огородничеству и не осуществляя фактически на участке никакой деятельности, не является лицом, которому этот участок может быть предоставлен в собственность в соответствии подп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629.
Исходя из установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 (паспорт серии № №) к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района (№) о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка и обязании предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок, отказать как необоснованным.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд.
Председательствующий
Судья: А.И. Рябцева