Судья Романов С.А. № 2-418/2021
(первая инстанция)
№ 33-274/2022
(33- 4244/2021)
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего - Радовиля В.Л.,
судей - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Матвеевой Д.Д.,
с участием:
истца - Гвоздарева А.В.,
представителя истца
Гвоздаревой В.А. - Зинченко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвоздаревой В. А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение и по иску Гвоздарева А. В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – Гаврилюк Н. А., Малиновская Е. А., Тильк В. Л.,
по встречному иску Департамента капитального строительства города Севастополя к Гвоздаревой В. А., Гвоздареву А. В. об изъятии имущества для государственных нужд, взыскании разницы в стоимости имущества, прекращении права собственности, признании права собственности и возложении обязанности освободить жилое помещение,
по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 29 июня 2021 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Гвоздарева В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об изъятии для государственных нужд в собственность города Севастополя у Гвоздаревой В.А. путем выкупа принадлежащее ей жилое помещение – 21/100 долю в праве собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>; определении возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 679.500 рублей; возложении на Департамент капитального строительства <адрес> обязанность выплатить возмещение за жилое помещение – 21/100 долю в праве собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес> размере 1 679 500 рублей с прекращением права собственности Гвоздаревой В.А. с момента выплаты возмещения за жилое помещение.
Истец Гвоздарев А.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя об изъятии для государственных нужд в собственность города Севастополя у Гвоздарева А.В. путем выкупа принадлежащее ему жилое помещение – 21/100 долю в праве собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>; определении возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 837 500 рублей; возложении на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность выплатить Гвоздареву А.В. возмещение за жилое помещение – 21/100 долю в праве собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес> размере 1 837 500 рублей с прекращением права собственности Гвоздарева А.В. с момента выплаты возмещения за жилое помещение.
Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в суд со встречным иском к Гвоздаревой В.А. и Гвоздареву А.В. о принудительном изъятии для государственных нужд города Севастополя принадлежащее им на праве собственности жилое помещение (21/50 долю жилого дома, общей площадью 196,3 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес> предоставлении ответчикам в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 71,4 кв.м., с зачетом его стоимости в размер возмещения за изымаемое жилое помещение и взыскании с Гвоздаревой В.А. и Гвоздарева А.В. доплату за разницу стоимости жилых помещений в размере 1 265 500 рублей в пользу Департамента капитального строительства города Севастополя, с прекращением права собственности Гвоздаревой В.А. и Гвоздарева А.В. на жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности (21/50 долю жилого дома общей площадью 196,3 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес> кадастровый № и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>; признании право государственной собственности города Севастополя на жилое помещение (21/50 долю жилого дома, общей площадью 196,3 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № и долю в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>; признании Гвоздареву В.А. и Гвоздарева А.В. утратившими право пользования жилым помещением и обязании освободить жилое помещение (21/50 долю жилого дома, общей площадью 196,3 кв.м.), расположенное по адресу: <адрес> течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 29.06.2021 исковые требования Гвоздаревой В.А. и Гвоздарева А.В. удовлетворены.
Для государственных нужд в собственность города Севастополя у Гвоздаревой В.А. и у Гвоздарева А.В. изъято путем выкупа принадлежавшее им жилое помещение – по 21/100 доли у каждого в праве собственности на жилой дом с надворными постройками и на земельный участок под жилым домом, расположенные по адресу: <адрес> возмещением по 2 700 733 рубля каждому. Департамент капитального строительства города Севастополя обязан выплатить Гвоздаревой В.А. и Гвоздареву А.В. возмещение за изымаемое жилое помещение – 21/100 доли в праве собственности на жилой дом с надворными постройками и на земельный участок под жилым домом, расположенные по адресу: <адрес> по 2 700 733 рубля каждому, с прекращением права собственности Гвоздаревой В.А. и Гвоздарева А.В. с момента выплаты возмещения за жилое помещение.
В удовлетворении встречных исковых требований Департамента капитального строительства города Севастополя, отказано.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Гвоздаревых отказать, исковые требования Департамента капитального строительства г.Севастополя удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Гвоздарева В.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились истец Гвоздарева В.А., представитель ответчика Департамента капитального строительства г.Севастополя, третьи лица - Гаврилюк Н.А., Малиновская Е.А., Тильк В.Л., о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили. Истец Гвоздарева В.А. воспользовалась своим правом на ведение дела в суде через своего представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным жилищным фондом и включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 годы на территории города федерального значения Севастополь (приложение 1 к Постановлению Правительства города Севастополя от 28.08.2014 № 248 «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 годы на территории города федерального значения Севастополь»).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом капитального строительства города Севастополя издано распоряжение № об изъятии для государственных нужд земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 214 кв.м., с соответствующими жилыми помещениями по данному адресу (т.1 л.д.85).
Жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит Гвоздаревой В.А. и Гвоздареву А.В. на праве собственности по 21/100 доли жилого дома и надворных построек.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.17-20) в состав домовладения входят: жилой дом с кадастровым номером 91:04:001002:864, литера А, площадью 196,3 кв.м.; летняя кухня, литера Б, с тамбуром б, пристройкой б1, общей площадью 51,9 кв.м.; уборная, литера Д, площадью 4,9 кв.м. Вышеуказанное домовладение расположено на земельном участке с кадастровым номером 91:04:001002:2045, площадью 213 кв.м.
Право собственности на спорное домовладение зарегистрировано за Гвоздаревой В.А. в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации № (т.1 л.д.31), за Гвоздаревым А.В. - ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации № (т.2 л.д.13-15)
Департамент капитального строительства города Севастополя письмами от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.73), № (т.1 л.д.74) направил в адрес Гвоздаревой В.А. и Гвоздарева А.В. проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд № (т.1 л.д.78-80), согласно которого в общую долевую собственность Гвоздарева А.В. и Гвоздаревой В.А. взамен изымаемого аварийного жилья предоставляется трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 71,4 кв.м.
Гвоздарев А.В. письмо Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № с прилагаемым проектом соглашения получил под расписку от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.75), однако соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд не подписал.
Гвоздарева В.А. в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ № обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ с просьбой выплатить денежное возмещение за принадлежащую ей долю в праве собственности на недвижимость (т.1 л.д.93-94).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.92) Департамент капитального строительства города Севастополя уведомил Гвоздареву В.А. о том, что Программа не предусматривает выплату возмещения за изымаемые объекты недвижимости в денежной форме.
Между тем, Региональной адресной программой предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение возмещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения (п.5).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", с учетом Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, положениями Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 год на территории города Севастополя, и исходил из того, что домовладение, принадлежащее Гвоздаревой В.А. и Гвоздареву А.В., признано аварийным и подлежащим сносу, включено в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Следовательно, Гвоздаревой В.А. и Гвоздареву А.В. принадлежит право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав, принимая во внимание, что право выбора собственником изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).
Часть 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.
Согласно общедоступным сведениям с официального сайта Правительства Севастополя, спорная квартира под № включена в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 годы на территории города федерального значения Севастополь.
Согласно "Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя" Постановления Правительства Севастополя от 28.08.2014 N 248-ПП "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 годы на территории города федерального значения Севастополя», целью программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, путем предоставления жилых помещений, приобретенных у застройщиков, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.
В рамках программы предусматривается государственная поддержка посредством софинансирования мероприятий на приобретение, строительство, проектирование жилья и выплату выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, за счет средств финансовой поддержки Фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на основании соглашения, заключаемого между Правительством Севастополя и государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению при разрешении возникшего между сторонами спора, является включение (не включение) аварийного жилого дома, в котором расположено спорное жилое помещение, принадлежащее ответчикам, в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Гвоздарева В.А. и Гвоздарев А.В. согласились на изъятие принадлежащего им на праве собственности домовладения путем выкупа принадлежавшего им жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку оно является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основано на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы о том, что выплата собственнику денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения не предусмотрена региональной программой, являются несостоятельными.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Следовательно, Гвоздарева В.А. и Гвоздарев А.В. как собственники изымаемого жилого помещения имеют право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав, в том числе и на получение его выкупной стоимости.
При указанных обстоятельствах исковые требования Гвоздаревой В.А. и Гвоздарева А.В. об изъятии для государственных нужд спорного жилого помещения и выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Для установления выкупной цены изымаемого жилого помещения определением суда первой инстанции назначалась судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением экспертизы ООО «Европейский Центр Судебных Экспертов» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЦ рыночная стоимость 21/50 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, составляет 4 635 041 рубль. Рыночная стоимость 21/50 доли в праве общей собственности на земельный участок под вышеуказанным жилым домом составляет 766 425 рублей. Таким образом, рыночная стоимость 21/100 доли в праве собственности на изымаемое домовладение и 21/100 доли в праве собственности на земельный участок под ним каждого из истцов составляет 2 700 733 рубля.
Представленное в материалы дела заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная экспертиза проведена в порядке, установленном статьей 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заключение составлено специалистом, имеющим профильное образование. Экспертом соблюдены требования Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт в установленном порядке предупреждены об уголовной ответственности. Оснований не доверять представленному заключению у суда не имеется.
Исходя из вышеизложенных положений законодательства, принимая во внимание выводы судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к выводу об определении выкупной стоимости жилого помещения в размере 2 700 733 рубля на каждого.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости при определении выкупной цены руководствоваться именно заключением эксперта ООО «Европейский Центр Судебных Экспертов» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЦ, согласно которому рыночная стоимость 21/100 доли в праве собственности на изымаемое домовладение и 21/100 доли в праве собственности на земельный участок под ним каждого из истцов составляет 2 700 733 рубля.
Данные выводы являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), указаны результаты оценки доказательств с приведением мотивов (ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), которые судебная коллегия находит убедительными.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в данной части, судебная коллегия полагает, что при составлении заключения в целом существенных нарушений требований законодательства, предъявляемых к форме и содержанию заключения, к описанию объекта оценки, к методам расчета стоимости права, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости изымаемых объектов, не установлены. Использованная экспертами информация отвечает критериям достоверности, достаточности и проверяемости.
Заключение выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включает в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки по результатам проведенных натурных осмотров, результаты оценки, полученные при применении использованных экспертом подходов и методов оценки, мотивированные выводы, заключение об итоговой величине стоимости объектов оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности.
В заключении эксперта приведена мотивация расчетов, при которых, в том числе, учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик. Расчеты производились с применением корректировок, как повышающих стоимость, так и понижающих ее, исходя из параметров и характеристик объектов (исходных и аналогов). Оценка произведена на основании личного осмотра объектов оценки.
Отчет об оценке рыночной стоимости домовладения от ДД.ММ.ГГГГ №//РЛ87-21/50, определяющий размер выкупной цены изымаемого спорного жилого помещения в размере 3 675 000 рублей, судом первой инстанции в качестве доказательств не принят, поскольку содержит ряд недостатков, влияющих на итоговый результат оценки, кроме того выполнен в 2017 году.
Судебная коллегия по аналогичным мотивам также не усматривает оснований для принятия данного отчета при определении выкупной цены спорного домовладения.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, о неверном применении норм материального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, противоречат материалам дела, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, так как оно основано на установленных по делу обстоятельствах, принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с принятым судебным актом.
Апелляционная жалоба Департамента капитального строительства города Севастополя не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем основанием для отмены решения суда, приведенные в жалобе доводы служить не могут.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 29 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 января 2022 года.
Председательствующий: В.Л.Радовиль
Судьи: А.В.Ваулина
Е.В.Герасименко