Дело № 2-109/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Георгиевское 18 июля 2018 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Власова О.В.,
с участием: прокурора Межевского района Костромской области Кочетенкова Д.А.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межевского района в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Беляевой С.Ю. о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части платы за негативное воздействие на окружающую среду
у с т а н о в и л:
Прокурор Межевского района Костромской области обратился в суд в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Беляевой С.Ю. о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Межевского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности индивидуального предпринимателя Беляевой С.Ю. установлены отдельные нарушения закона в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установлено, что Беляева С.Ю., являясь индивидуальным предпринимателем, обязанным своевременно предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносить соответствующую плату, не представила в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и не внесла вышеуказанную плату. Непредставление указанным лицом декларации и невнесение в установленном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду создает препятствия государству на осуществление в полной мере мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее, что приводит к нарушению интересов Российской Федерации, а также конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. По указанным обстоятельствам, прокурор просит суд возложить на индивидуального предпринимателя Беляеву С.Ю в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда обязанность представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, а также внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
В судебном заседании прокурор Межевского района Кочетенков Д.А. заявленные требования поддержал в полном объёме.
В судебное заседание индивидуальный предприниматель Беляева С.Ю. не явилась. Была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. В телефонограмме Беляева С.Ю просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования прокурора признает в полном объеме.
В судебное заседание представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям не явился. Был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В ходатайстве представитель по доверенности Иванова Е.М просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, в связи с невозможностью прибыть представителя административного органа. Исковые требования прокурора Межевского района поддерживает в полном объеме.
Выслушав представителя прокуратуры поддержавшего иск в полном объёме, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, помимо прочего, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (статья 16.1 названного Федерального закона).
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Согласно ч.5 ст. 16.4 ФЗ №7 предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
На основании ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закона N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Содержащаяся в ст. 11 Закона N 89-ФЗ обязанность эксплуатирующих организаций и индивидуальных предпринимателей проводить инвентаризацию отходов заключается в определении количества и состава образуемых отходов производства и потребления, подразделении отходов по существующим пяти классификационным группам в зависимости от их опасности для окружающей среды и здоровья человека.
В силу правовой позиции, изложенной определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Росприроднадзор.
Как видно из материалов дела, Беляева С.Ю. 02.06.2011 г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <данные изъяты> виды деятельности: торговля розничная преимущественная пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (л.д.13-15). По данным Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям ИП Беляева С.Ю не представила сведения об оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (л.д 7-9).
Принимая во внимание непринятия ответчиком мер к выполнению обязательств по расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, и, как следствие, нарушение прав интересов Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, суд приходит к выводам о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд установил, что заявленное требование ответчика о признании исковых требований сделано добровольно и, безусловно, соответствует требованиям закона и не нарушает прав и интересов других лиц.
Тем самым суд находит исковые требования прокуратуры к ответчику законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из ч.1 ст. 103 ГПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика.
На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Межевского района Костромской области в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Беляевой С.Ю. о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства в части платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Беляеву С.Ю. в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, а также внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Беляевой С.Ю. государственную пошлину в сумме <данные изъяты> в доход бюджета Межевского муниципального района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в месячный срок.
Председательствующий -