Дело № 2а-323/2021
УИД 29RS0005-01-2020-001666-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2021 г. г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Бойко И.Е.,
с участием административного истца Турпулханова И.Л.,
представителя административных ответчиков ФСИН России и ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области - Авдеенко Е.Е.,
представителя заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России - Мальцевой Н.В.,
в ходе предварительного судебного заседания по административному делу по административному исковому заявлению Турпулханова И. Л. к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконными действий по необеспечению надлежащего содержания в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
Турпулханов И.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», Учреждение) о признании незаконными действий Учреждения, выразившихся в необеспечении надлежащего содержания административного истца в период отбывания им наказания в указанном Учреждении, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование требований указал, что в период с 29 января 2009 г. по 16 марта 2019 г. и с 12 мая 2019 г. по 2 августа 2019 г. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», где условия содержания были ненадлежащими.
Так, в период с 4 марта 2009 г по 4 марта 2010 г. он (Турпулханов) содержался в строгих условиях (отряд № 6 СУОН), где находилось 60 спальных мест на площади 90 кв.м. В отряде почти все осужденные курили, при этом помещение отряда не проветривалось из-за отсутствия вентиляции, он вынужден был дышать табачным дымом. Размер прогулочного дворика не позволял одновременно выходить всем осужденным на прогулку.
В период с 4 марта 2010 г по 3 мая 2013 г. он (Турпулханов) содержался в отряде № 3, где находилось 100 спальных мест на площади 152 кв.м. В отряде почти все осужденные курили, при этом помещение отряда не проветривалось из-за нерабочего состояния вентиляции, он вынужден был дышать табачным дымом. Туалет в отряде отсутствовал до февраля 2013 г., находился на улице в 3-х метрах от общежития, однако чтобы туда попасть, необходимо было пройти около 120 метров за общежитие, зимой он не обогревался, температура в помещении туалета равнялась уличной, перегородки между сидящими местами отсутствовали. Вода в умывальнике была низкого качества, поступала в исправительную колонию из ближайшего водоема (р.Левковка), без какой-либо предварительной очистки, Горячая вода отсутствовала. Стены в помещении отряда покрывались плесенью и грибком. Освещение было очень тусклым.
В период с 3 мая 2013 г. по 22 ноября 2013 г. он (Турпулханов) содержался в отряде № 10, где находилось 100 спальных мест на площади 152 кв.м. В отряде почти все осужденные курили, при этом помещение отряда не проветривалось из-за нерабочего состояния вентиляции, он вынужден был дышать табачным дымом. В отряде отсутствовала вода, в связи с чем он был лишен возможности проводить элементарные гигиенические процедуры. В отряде имелось всего 4 унитаза (из них рабочих - 3), 4 раковины, из-за большого количества осужденных доступ к которым был ограничен. Стены в помещении отряда покрывались плесенью и грибком. Освещение было очень тусклым.
В период с 22 ноября 2013 г. по 14 февраля 2015 г. он (Турпулханов) содержался в строгих условиях содержания (отряд № 1 СУОН), где находилось 60 спальных мест на площади 90 кв.м. В отряде почти все осужденные курили, при этом помещение отряда не проветривалось из-за отсутствия вентиляции, он вынужден был дышать табачным дымом. Размер прогулочного дворика не позволял одновременно выходить всем осужденным на прогулку. В отряде имелось всего 3 унитаза (из них рабочих - 1), 5 раковин (из них рабочих - 3), из-за большого количества осужденных доступ к которым был ограничен. Центральное отопление работало недостаточно, зимой приходилось спать полностью одетым. Содержался в одном помещении вместе с больными ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими заболеваниями. Стены в помещении отряда покрывались плесенью и грибком, с потолка капал конденсат из-за повышенной влажности.
В период с 14 февраля 2015 г. по 13 апреля 2018 г. он (Турпулханов) содержался в отряде № 2, где находилось 100 спальных мест на площади 152 кв.м. В отряде почти все осужденные курили, при этом помещение отряда не проветривалось из-за нерабочего состояния вентиляции, он вынужден был дышать табачным дымом. В отряде холодная вода из крана шла с перебоями и только в ночное время, в связи с чем он был лишен возможности проводить элементарные гигиенические процедуры. Горячая вода отсутствовала. В отряде имелось всего 4 унитаза (из них рабочих - 2-3), 6 раковин (из них рабочих - 5), из-за большого количества осужденных доступ к которым был ограничен. Центральное отопление работало недостаточно, зимой приходилось спать полностью одетым. Стены в помещении отряда покрывались плесенью и грибком. В здании общежития присутствовали грызуны (крысы).
В период с 19 мая 2018 г. по 16 марта 2019 г. и с 12 мая 2019 г. по 2 августа 2019 г. он (Турпулханов) содержался в строгих условиях содержания (отряд № 1 СУОН). В отряде почти все осужденные курили, при этом помещение отряда не проветривалось из-за отсутствия вентиляции, он вынужден был дышать табачным дымом. В отряде холодная вода из крана шла с перебоями и только в ночное время, в связи с чем он был лишен возможности проводить элементарные гигиенические процедуры. Горячая вода отсутствовала. В отряде на 30 человек имелось всего 3 унитаза (из них рабочих - 1), из-за большого количества осужденных доступ к туалету был ограничен. Центральное отопление работало недостаточно, зимой приходилось спать полностью одетым. Стены в помещении отряда покрывались плесенью.
Кроме того, административный истец указал на то, что питание в исправительном учреждении было низкого качества, подавалось в грязной посуде, рацион скудный, при приготовлении пищи использовались просроченные продукты. Вещевое довольствие было недостаточным (административный истец не был обеспечен летним головным убором, теплым нательным бельем, майками, трусами, теплыми брюками, теплыми рукавицами, зимними ботинками). Обувь была низкого качества и не приспособлена для носки в зимнее время, ноги зимой постоянно находились в холоде, что приводило к простудным заболеваниям.
Ссылаясь на вышеизложенное, Турпулханов И.Л. попросил присудить ему компенсацию за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении ФСИН России, взыскать в его пользу за счет средств федерального бюджета 3 000 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России).
Административный истец Турпулханов И.Л., участвовавший в предварительном судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал и указал, что о том, что его права нарушены и их можно защитить путем получения денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, он узнал только в конце ноября 2020 г., когда ему стало известно о существовании Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представитель административных ответчиков ФСИН России и ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Авдеенко Е.Е. в предварительном судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и указала, что Турпулхановым И.Л. пропущен установленный срок обращения с административным иском в суд, несмотря на то, что он обращался с жалобой на условия содержания в исправительном учреждении в Европейский Суд по правам человека.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Мальцева Н.В. в предварительном судебном заседании также указала на пропуск Турпулхановым И.Л. срока обращения с указанным административным иском в суд.
В ходе предварительного судебного заседания в соответствии с п.3 ч.1 ст.138 КАС РФ судом поставлен на обсуждение вопрос о выявлении фактов пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации введена статья 227.1, которая регламентирует особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Нормы действующего законодательства, предоставляя возможность оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если заявитель считает, что нарушены его права и свободы, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
Указанный Федеральный закон опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2019 г., вступил в силу с 27 января 2020 г.
Как следует из административного искового заявления, Турпулханов И.Л. оспаривает действия (бездействие) ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», выразившиеся в нарушении в период с 29 января 2009 г. по 16 марта 2019 г. и с 12 мая 2019 г. по 2 августа 2019 г. условий его содержания в исправительном учреждении.
При этом Турпулханов И.Л. 7 октября 2019 г. обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека на предполагаемое нарушение условий содержания в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела. Жалобе присвоен порядковый номер №.
Таким образом, статьёй 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, в связи с чем данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Исключение по вопросу исчисления данного срока содержится в части 2 ст.5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Кроме того, согласно разъяснениям п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ частью 1.1 ст.219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
С настоящим административным исковым заявлением Турпулханов И.Л. обратился в Исакогорский районный суд г.Архангельска 8 декабря 2020 г., при этом в рассматриваемом случае он относится к лицам, перечисленным в части 2 ст.5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для которых законодательством установлен отдельный срок обращения с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - до 25 июля 2020 г. включительно.
Таким образом, с требованиями о признании незаконными действий ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» по необеспечению надлежащего содержания в исправительном учреждении в период с 29 января 2009 г. по 16 марта 2019 г. и с 12 мая 2019 г. по 2 августа 2019 г., взыскании денежной компенсации Турпулханов И.Л. обратился с пропуском установленного законом срока обращения в суд более четырех месяцев.
При этом Турпулханов И.Л. подтвердил, что ранее (в том числе, до 25 июля 2020 г.) не обращался районный суд общей юрисдикции с иском о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, а обратился с указанным административным иском только в декабре 2020 г.
Согласно ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 193 и части 5 статьи 198 ГПК РФ порядка и срока обжалования решения суда; несоблюдение судом установленного статьей 199 ГПК РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 214 ГПК РФ срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с указанным административным исковым заявлением Турпулхановым И.Л. не представлено и судом не установлено.
Нахождение Турпулханова И.Л. в местах лишения свободы никоим образом не лишало его возможности своевременно обратиться в суд с названным административным иском, иском о компенсации морального вреда и т.д.
Незнание или неправильное толкование закона, регулирующего порядок обращения с подобными административными исковыми заявлениями, не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.
Согласно п.7 ст.6 и ч.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд Турпулхановым И.Л. не представлено, срок на обращение пропущен им значительно, исходя из приведенных норм прав, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Частью 5 ст.138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.138, 175-180, 219 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Турпулханову И. Л. в удовлетворении административного искового заявления к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконными действий по необеспечению надлежащего содержания в исправительном учреждении в период с 29 января 2009 г. по 16 марта 2019 г. и с 12 мая 2019 г. по 2 августа 2019 г., взыскании денежной компенсации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий (подпись) Т.Ю. Бузина