Решение по делу № 3а-13/2018 от 20.06.2018

дело № За-13/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Йошкар-Ола    26 октября 2018 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.А.,

при секретаре Р,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малахова А. В. к Правительству Республики Марий Эл об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Малахов А.В. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 29 января 2018 года № 2 является собственником земельного участка (категория земель:    земли населенных пунктов, разрешенное

использование: предпринимательство) общей площадью 16513+/- 45 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, имеющего кадастровый номер <№>, поставленного на кадастровый учет 31 августа 2016 года.

Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл» (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 23 ноября

года <№> «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл»), подлежащих применению с 1 января

года в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2017 года № 242 «О применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в Республике Марий Эл», и составляет 122434152, 33 руб.

Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Малахов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения исковых требований, просит установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, в размере 22458000 руб. по состоянию на 31 августа 2016 года (л.д. 140).

Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании Малахов А.В. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 августа 2016 года в размере 36480000 руб. согласно заключению судебной экспертизы и исключил требование о возложении обязанности по внесению сведении о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, исключив из числа ответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Представитель административного истца Головизнина Л.М., действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от 11 июля 2018 года полномочиями, указанные требования административного истца поддержала.

Представитель Правительства Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением эксперта от 5 октября 2018 года № Э-0376, не возражала.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ ФКП «Росреестра») в лице представителя Филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Республике Марий Эл Кондратенко Н.В., представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршков Р.С. и Пикалов С.А. указали, что указанные учреждения являются по делу ненадлежащими ответчиками, против установления судом рыночной стоимости указанного земельного участка в размере 36480000 руб. не возражали.

Представитель администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Секретарева Т.А. с позицией административного ответчика и выводами экспертизы согласилась.

Участвовавший в судебном заседании 24 октября 2018 года эксперт К подтвердил данное им заключение, дополнительно разъяснил и обосновал выводы по поставленным на разрешение эксперта вопросам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена актом Филиала «ФГБУ ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл, составленным 24 января 2018 года, в размере 122434152, 33 руб.

Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет № 02/08-15/18, составленный 2 августа 2018 года оценщиком С об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, по состоянию на 31 августа 2016 года составила 22458000 руб.

На основании ходатайства административного истца судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно заключению от 5 октября 2018 года № Э-0376/2018 эксперта ООО «Региональный Центр профессиональной оценки и экспертизы»

К отчет № 02/08-15/18 от 2 августа 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ИП С по инициативе Малахова А.В., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых, в частности, к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, а также были допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе неверно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допущены ошибки при выполнении математических действий.

При этом рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 31 августа 2016 года составила 22458000 руб., не подтверждена.

Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость спорного земельного участка, которая по состоянию на 31 августа 2016 года согласно заключению составила 36480000 руб.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

Как усматривается из заключения от 5 октября 2018 года № Э-0376/2018, экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела с натурным исследованием земельного участка, проведенным с участием сторон административного истца.

При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке.

Для сравнения эксперт выбрал 3 объекта-аналога, сопоставимых с объектами оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений на интернет-сайтах. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

Оснований не доверять выводам эксперта К у суда не имеется, так как они обоснованы и мотивированы. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.

Эксперт имеет достаточные квалификацию и стаж работы в области оценочной деятельности, заключение экспертизы соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец и его представитель согласились с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости земельного участка.

Административными ответчиками возражений относительно правильности выводов эксперта либо доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представлено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением от 5 октября 2018 года № Э-0376/2018 эксперта ООО «Региональный Центр профессиональной оценки и экспертизы» К

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что Малахов А.В. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка 20 июня 2018 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Малахова А. В. удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель:    земли населенных пунктов, разрешенное использование:

предпринимательство) общей площадью 16513+/- 45 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, имеющего кадастровый номер <№>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 августа 2016 года в размере 36480000 рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 июня 2018 года.

Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Малаховым А. В. подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Марий Эл.

Судья И.А. Медведева

3а-13/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малахов А.В.
Ответчики
Управление Росреестра по РМЭ
Правительство РМЭ
ФКП Росреестра в лице филиала по РМЭ
Другие
Министерство государственного имущества РМЭ
Администрация ГО "Город Йошкар-Ола"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
21.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
06.08.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
15.10.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
15.10.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
15.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.10.2018[Адм.] Судебное заседание
26.10.2018[Адм.] Судебное заседание
26.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее