Решение по делу № 33а-12250/2021 от 27.09.2021

Судья: И.В. Лопатина                                            Дело № 33а-12250/2021

(№М-1936/21)                         УИД 52RS0004-01-2021-004178-04

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                                  27 октября 2021 года

Нижегородский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда Сильновой Н.Г., рассмотрев частную жалобу Гуляева Владимира Викторовича на определение судьи Московского районного суда г. Нижний Новгород от 27 августа 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления Гуляева Владимира Викторовича об оспаривании ответа заместителя прокурора Московского района г.Н.Новгорода Кирюховой Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Гуляев В.В. обратился в Московский районный суд г. Нижний Новгород с административным исковым заявлением (жалобой) об оспаривании ответа заместителя прокурора Московского района г.Н.Новгорода Кирюховой Е.А.

Гуляевым В.В. в районный суд вместе с заявлением был представлен ответ заместителя прокурора Московского района г.Н.Новгорода К.Е.А. от 18.08.2021 года [номер] и почтовый конверт, в котором этот ответ ему поступил (л.д. 3-4,5).

    Определением судьи Московского районного суда г. Нижний Новгород от 27 августа 2021 года административное исковое заявление оставлено без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ, при этом административному истцу предложено в семидневный срок с момента получения копии определения устранить допущенные недостатки (л.д.6-7).

Гуляев В.В. с указанным определением не согласен, подал на него частную жалобу.

    В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частных жалоб на определения судьи первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в апелляционном порядке судьей единолично, без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела в полном объеме в силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы частной жалобы, оценив доказательства, судья судебной коллегии приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.

Статьей 220 КАС РФ установлены требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а именно:

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Согласно части 1 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде.

В соответствии с пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе:

- наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

- наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

- иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

- перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются:

- уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

    Частью 3 статьи 222 КАС РФ установлено, что судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.

    Согласно части 1, части 2 статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Как следует из материалов дела и установлено судьей первой инстанции, при подаче административного иска Гуляевым В.В. не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (п.2 ч.1 ст.126 КАС РФ).

Также судьей районного суда верно установлено, что Гуляевым В.В. не представлена копия административного искового заявления для административного ответчика (при этом отсутствует документ, подтверждающий направление и вручение административному ответчику копии административного искового заявления) (п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ).

Также судьей районного суда верно указано, что административное исковое заявление подано Гуляевым В.В. в суд в не разборчивом виде (ч.1 ст.125 КАС РФ).

В этой связи судьей обоснованно оставлено без движения поданное Гуляевым В.В. административное исковое заявление, и ему предложено в семидневный срок с момента получения копии определения устранить допущенные недостатки.

Кроме того, оставляя без движения административное исковое заявление, судья первой инстанции пришел также к выводу о том, что оно не соответствует и иным требованиям закона, ввиду следующего:

- не указан административный ответчик, его адрес;

- нет требований, заявленных к административному ответчику.

Между тем, судья судебной коллегии учитывает, что в поданном заявлении Гуляевым В.В. указано лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшее оспариваемое решение - К.Е.А., что соответствует положениям п.2 ч.2 ст. 220 КАС РФ о том, что в административном иске такой категории необходимо указывать орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие). При этом статья 220 КАС РФ не предусматривает, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.125 КАС РФ – об обязательном указании наименования административного ответчика и места его нахождения.

Также судья судебной коллегии учитывает, что в поданном заявлении Гуляева В.В. содержится требование о признании незаконным ответа К.Е.А. (<данные изъяты>), что соответствует положениям п.10 ч.2 ст. 220 КАС РФ. Кроме того, Гуляевым В.В. в суд было представлено само оспариваемое им решение - ответ заместителя прокурора Московского района г.Н.Новгорода К.Е.А. от 18.08.2021 года [номер], что позволяет установить дату и номер оспариваемого решения и определить предмет оспаривания.

В этой связи судья судебной коллегии считает, что изложенное судьей первой инстанции в определении: «не указан административный ответчик, его адрес, нет требований, заявленных к административному ответчику» – в данном случае не является основанием для оставления административного иска без движения, и в силу статей 135 и 138 КАС РФ может быть устранено на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводящихся с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, в ходе которых возможно опросить административного истца по существу заявленных требований; разрешить вопрос о вступлении в административное дело других участников процесса, истребовать доказательства по инициативе суда.

Вместе с тем изложенное, при наличии вышеуказанных достаточных оснований для оставления административного иска без движения (а именно отсутствие документа об уплате госпошлины и отсутствие копии административного иска для ответчика), не ставит под сомнение правильность обжалуемого определения по существу.

Доводы заявителя частной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Судьей районного суда предоставлен достаточный и разумный срок для устранения недостатков, в связи с чем оспариваемый судебный акт первой инстанции не препятствует Гуляеву В.В. в доступе к правосудию, а лишь указывает на необходимость выполнить ряд действий с целью соблюдения процессуальных норм, регулирующих порядок обращения в суд за защитой предполагаемого нарушенного права.

Таким образом, административный истец не лишен возможности устранить указанные недостатки.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены обжалуемого определения не имеется.

Руководствуясь статьями 315 - 317 КАС РФ, судья судебной коллегии по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Московского районного суда г. Нижний Новгород от 27 августа 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления Гуляева Владимира Викторовича об оспаривании ответа заместителя прокурора Московского района г.Н.Новгорода К.Е.А. - оставить без изменения, частную жалобу Гуляева В.В. - без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

    Судья                                                                                     Сильнова Н.Г.

33а-12250/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуляев Владимир Викторович
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Сильнова Наталья Григорьевна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
01.10.2021Передача дела судье
27.10.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021Передано в экспедицию
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее