Судья: Ванюшин Е.В. № 33-14014
Докладчик: Кандакова Л.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Гордиенко А.Л.,
судей: Кандаковой Л.Ю., Ларионовой С.Г.,
при секретаре Куренковой Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандаковой Л.Ю гражданское дело по апелляционной жалобе Барбанаковой Л.И. на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 02 ноября 2018 года
по гражданскому делу по иску Барбанаковой Ларисы Иустиновны к Веселову Валерию Владимировичу о признании права собственности на квартиру, прекращении обременения, третье лицо: Осинниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администарция Калтанского городского округа; третье лицо, заявляющее самостоятельные требования Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа (далее – МКУ «УМИ КГО»);
встречному иску МКУ «УМИ КГО» к Барбанаковой Ларисе Иустиновне о признании имущества вымороченным, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛА:
Требования Барбанаковой Л.И. мотивированы тем, что 04.08.2017 между ФИО13. и ею заключен договор дарения на однокомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Квартира принадлежала дарителю ФИО14. на основании договора купли-продажи от 17.10.2005, заключенного с Веселовым Валерием Владимировичем. Денежные средства за квартиру в сумме 346 500 рублей оплачивала продавцу администрация города Калтан Кемеровской области по договору на предоставление безвозмездной субсидии для приобретения жилья, поскольку ФИО1 переселялся из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания.
При оформлении договора дарения им разъяснили, что договор нужно зарегистрировать, предварительно сняв обременение, для чего необходимо прийти на регистрацию вместе с продавцом Веселовым В.В. Они пытались найти Веселова, однако никаких сведений о нем не смогла самостоятельно получить. До настоящего времени ей неизвестно о его месте нахождения. По этой причине зарегистрировать договор дарения сразу не получилось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
В связи со смертью дарителя, а также зарегистрированного обременения права во внесудебном порядке зарегистрировать договор дарения она не может. Между тем, продолжает владеть этой недвижимостью, никаких претензий со стороны третьих лиц к ней не поступало.
С ФИО7 они проживали совместно и вели общее хозяйство с ноября <адрес> года, родственники и знакомые считали их супругами. Она занималась организацией его похорон и поминальных обедов.
Также считает, что имеются основания для погашения регистрационной записи об ипотеке, поскольку денежные средства в сумме 346 500 рублей по договору купли-продажи от 17.10.2005 за спорное жилое помещение перечислены на счет продавца 24.11.2005.
Просила прекратить право собственности ФИО1 на квартиру по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности на этот объект недвижимости.
Определением Калтанского районного суда от 28.09.2018 в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования привлечено МКУ «УМИ КГО».
Встречные исковые требования МКУ «УМИ КГО» мотивирует тем, что договор дарения, на который ссылается Барбанакова Л.И., является незаключенным, так как не была проведена регистрация перехода права собственности по указанному договору. Кроме того, Барбанаковой Л.А. не предоставлено доказательств того, что договор дарения подписан ФИО7 Ссылаются на то, что наследников к имуществу ФИО1 не имеется.
Просил признать имущество ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде <данные изъяты> квартиры по адресу: г. Калтан, г. № выморочным имуществом; признать право собственности на указанную квартиру за Калтанским городским округом, обязать Барбанакову Л.И. передать недвижимое имущество в виде однокомнатной квартиры по указанному адресу в собственность Калтанского городского округа.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 02 ноября 2018 года постановлено отказать Барбанаковой Л.И. в удовлетворении требований к Веселову Валерию Владимировичу о признании права собственности на квартиру, прекращении обременения.
Исковые требования Муниципального казенного учреждения правление муниципальным имуществом Калтанского городского округа» удовлетворить.
Признать имущество ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, выморочным имуществом.
Признать право собственности на недвижимое имущество в виде <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием Калтанский городской округ.
Обязать Барбанакову Ларису Иустиновну передать недвижимое имущество в виде <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность муниципального образования - Калтанский городской округ.
В апелляционной жалобе Барбанакова Л.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение, указывая, что суд применил закон, не подлежащий применению ни на дату составления договора дарения, ни на дату разрешения спора в суде.
Ссылается на то, что заседание суда состоялось без секретаря судебного заседания, протокол судебного заседания подписан неуполномоченным лицом, в связи с чем решение суда не может являться законным.
Указывает, что ею выбран правильный способ защиты нарушенного права, из выводов суда следует, что разрешается требование о государственной регистрации перехода права собственности, тогда как ею заявлено требование о прекращении ограничения прав и обременений в виде ипотеки и признании за ней права собственности.
Полагает, суд не учел ряд доказательств, справку о перечислении денег продавцу, показания свидетелей, медицинские документы ФИО1, его предсмертная записка, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем МКУ «УМИ КГО»
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица, ООО «Мастер-Сервис», просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 17.10.2005 Веселов В.В. (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключили договор купли- продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Право собственности ФИО1 на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с обременением (ипотека в силу закона) ( л.д. 11) на основании п. 17 договора купли-продажи, в соответствии с которым до полного расчета между продавцом и покупателем квартира остается в залоге (л.д. 9 оборот).
04.08.2017 ФИО1 (даритель) и Барбанакова Л.И. (одараяемый) в простой письменной форме заключили договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Пунктом 4 названного договора предусмотрено, что настоящий договор является одновременно актом приема-передачи, в соответствии с п. 6 договора считается заключенным с момента подписания сторонами, одаряемый приобретает право собственности на квартиру с момента государственной регистрации договора.
Договор дарения, право собственности Барбанаковой Л.И. на жилое помещение в установленном законом порядке не зарегистрированы.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Согласно сведений, представленных нотариусом Калтанского нотариального округа от 11.10.2018, после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в нотариальную контору никто не обращался, наследственное дело не заведено.
Принимая решение об отказе Барбанаковой Л.И. в иске о признании права собственности на квартиру, прекращении обременения, удовлетворяя требования Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа» о признании квартиры выморочным имуществом, признании права собственности за муниципальным образованием, суд первой инстанции исходил из того, что переход права собственности на квартиру по договору дарения не был зарегистрирован в установленном законом порядке, доказательств, подтверждающих, что государственная регистрация не была произведена по независящим от воли сторон договора дарения обстоятельствам, материалы дела не содержат, факт подписания договора дарения, совершенного в простой письменной форме, не свидетельствует о волеизъявлении дарителя на государственную регистрацию перехода права собственности к одаряемому, требований о государственной регистрации перехода права собственности Барбанаковой Л.И. не заявлено.
Поскольку наследников по закону или завещанию у ФИО1 не имеется, суд признал имущество выморочным и передал в собственность муниципального образования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права, исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым оценка дана в соответствии с требованиями статей 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором; в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, праве собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 8.1 ГК РФ (введенной в действие Федеральным законом от дата N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1-4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07,дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2012 N 302-ФЗ правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 01.03.2013. Переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 131 ГК РФ.
Поскольку, как верно установил суд первой инстанции, при жизни ФИО1 и Барбанакова Л.И. за регистрацией перехода права собственности по данному договору не обращались, регистрация перехода права собственности по договору дарения спорного жилого помещения не была произведена в установленном законом порядке, по сообщению управляющей компании после смерти ФИО1 коммунальные платежи за квартиру не производились, при подготовке иска о взыскании задолженности была обследована спорная квартира и установлено, что в ней никто не проживает, приборы учета выведены из строя, о смерти ФИО1 никто управляющую компанию не поставил в известность, что по мнению судебной коллегии опровергает доводы Барбанаковой Л.И. о передаче ей жилого помещения, доказательств, подтверждающих, что государственная регистрация перехода права собственности не была произведена по не зависящим от воли сторон обстоятельствам материалы дела не содержат, вывод суда о незаключенности договора дарения является обоснованным.
Верным находит судебная коллегия вывод суда первой инстанции, что сам по себе факт подписания договора дарения, совершенного в простой письменной форме, не свидетельствует о волеизъявлении дарителя на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения на спорную квартиру к одаряемому, в связи с чем у Барбанаковой Л.И. право собственности в отношении спорной квартиры как у одаряемой в силу приведенных выше положений закона и установленных судом обстоятельств, не возникло.
Довод апелляционной жалобы о проведении судебных заседаний без секретаря судебного заседания опровергается протоколами судебных заседаний, замечания на которые Барбанаковой Л.И. не приносились.
Ссылка в жалобе на необоснованное указание в решении на Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 в связи с утратой им силы с 01.01.2017, несостоятельна, поскольку названный закон утрачивает силу с 01.01.2020 в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ, с 01.01.2017 вступают в силе изменения, внесенные названным законом.
Довод жалобы о передаче Барбанаковой Л.И. во владение спорной квартиры опровергается пояснениями представителя управляющей компании о том, что после смерти ФИО16. никто не нес бремя содержания спорным имуществом, свидетель ФИО9 суду пояснял, что его мать в квартире не проживает, живет в своем доме, но следит за квартирой ( л.д. 40).
Доводы апелляционной жалобы о наличии уважительных причин, по которым Барабанакова Л.И. и ФИО1 не обратились за государственной регистрацией перехода права собственности по договору дарения были предметом обсуждения и оценки судом первой инстанции, суд не нашел оснований признать их независящими от воли сторон, оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает.
При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в их совокупности. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 02 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барбанаковой Л.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Л. Гордиенко
Судьи: Л.Ю. Кандакова
С.Г. Ларионова