Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 Федеральный суд общей юрисдикции Железнодорожного района
В составе:
Судьи Михайловой Татьяны Александровны, с участием прокурора Жбирь Е.В.,
При секретаре Камынине И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Авиакомпания «Сибирь» к У. Р. по ***,
Установил:
ПАО «Авиакомпания «Сибирь» просит признать незаконным акт о случае профессионального заболевания Таджибаева от ****, а также признать незаконными действия руководителя У. Р. по *** по утверждению данного акта, полагая, что между заболеванием органа слуха Таджибаева и его трудовой деятельностью в их авиакомпании отсутствует причинно-следственная связь.
Представители У. Р. по НСО иск не признали. Указали, что акт о случае профессионального заболевания составлен в соответствии с требованиями законодательства. Отсутствие в акте подписей некоторых членов комиссии не влечет его недействительность. Факт профессионального заболевания Таджибаева подтвержден медицинской документацией.
Третье лицо Таджибаев О. против удовлетворения искового заявления возражал.
Представитель ГУ НРО ФСС РФ против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, **** руководителем У. Р. по *** утвержден акт от **** о случае профессионального заболевания в отношении пострадавшего Таджибаева О.
Рассматривая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от **** N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от **** N 967, на основании объяснений лиц, участвующих в деле, представленных документов, заключения проведенной по делу экспертизы приходит к выводу о том, что указание в оспариваемом акте о случае профессионального заболевания на наличие у Таджибаева профессионального заболевания – нейросенсорной тугоухости двусторонней 1А ст. (легкая степень снижения слуха) - не соответствует действительности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от **** N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Согласно п. 30 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от **** N 967, акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном предприятии.
В силу ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий): акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании...
Таким образом, акт о случае профессионального заболевания является документом, на основании которого производится назначение страховых выплат.
Согласно п.35 вышеуказанного Положения разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.
При оценке доводов истца, оспаривающего акт о случае профессионального заболевания, указывающего на отсутствие причинно-следственной связи между заболеванием, установленным Таджибаеву, и условиями производственной деятельности, суд принял во внимание, что к акту от ****. о случае профессионального заболевания имеются особые мнения, изложенные в письменной форме, которое выразили четверо из шести членов комиссии. В особых мнениях указано, что подписавшие его члены комиссии не могут согласиться с утверждением, что профессиональное заболевание возникло в результате воздействия неблагоприятных факторов на рабочем месте Таджибаева.
Из заключения НИИ Центра профпаталогии и гигиены труда гражданской авиации ФГУ «ЦКБ ГА» следует, что заболевание Таджибаева О. является общим, и профессиональный характер должен быть исключен.
Принимая во внимание, что рассмотрение спора возможно лишь путем разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области медицины, судом в порядке ст. 79 ГПК РФ была назначена по делу судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено ФГБОУ Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России, в распоряжение экспертов предоставлены материалы гражданского дела, медицинские документы.
Согласно заключению экспертиза, между условиями труда Таджибаева О. и состоянием его органа слуха причинно-следственная связь отсутствует; априорный риск развития профессионального заболевания от производственного шума у Таджибаева О. имелся исключительно в период с 1980 по ****; в дальнейший период работы риск формирования профессионального заболевания от воздействия производственного шума отсутствовал полностью вследствие отсутствия превышения гигиенических нормативов уровня шума на рабочем месте.При этом первые изменения со стороны органа слуха появились в 2011 – на 4-м году постконтактного периода, а хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость у Таджибаева сформировалась после 2015, через 8 лет после прекращения контакта с вредными условиями труда по фактуру «Шум».
Доказано, что развитие клинических признаков профессиональной тугоухости возможно лишь в период работы в условиях шума. Шум не обладает последействием. Его эффект на орган слуха проявляется в период контакта с шумом; в период работы в контакте с высокими уровнями шума состояние органа слуха у Таджибаева было нормальным. Перовые паталогические изменения появились в то время, когда он не имел на рабочем месте контакта с уровнями шума, могущими вызвать формирование потери слуха. Поэтому влияния условий труда на состояние органа слуха у Таджибаева О. не имелось.
Заключение подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области медицины, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, о чем имеются их подписи в тексте заключения, оснований сомневаться в объективности и беспристрастности экспертов не имеется.
Выводы, содержащиеся в заключении комиссии экспертов являются достаточно ясными и полными, сомнений в правильности и обоснованности не вызывают, правовые основания к назначению дополнительной или повторной экспертизы в порядке ст. 87 ГПК РФ отсутствуют.
При таком положении оспариваемый акт о случае профессионального заболевания ** от **** в отношении Таджибаева О. подлежит признанию недействительным.
Допущенные в ходе расследования случая профессионального заболевания нарушения в виде отсутствия в акте подписей большинства членов комиссии суд считает существенными, поскольку это привело к неправильному, необоснованному выводу о наличии связи имеющегося у Таджибаева заболевания с его профессиональной деятельностью.
Поэтому исковые требования о признании незаконными действий по утверждению акта ** также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать акт о случае профессионального заболевания N 29 от **** в отношении Таджибаева О. недействительным.
Признать незаконным утверждение руководителем У. Р. по НСО акта о случае профессионального заболевания ** от ****. в отношении Таджибаева О.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам.
Председательствующий по делу федеральный судья: подпись