Решение по делу № 2а-220/2018 от 20.06.2018

Дело № 2а-220/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Устюжна                                     20 июля 2018 года

Устюженский районный суд Вологодской области в составе судьи Цыгановой О.В.,

при секретаре Прозоркиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Устюженского муниципального района к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в ... о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим действующему законодательству и его отмене,

установил:

администрация Устюженского муниципального района (далее – администрация района) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в ... (далее – Управление Роспотребнадзора по Вологодской области) о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим действующему законодательству и его отмене. В обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района поступило предписание от ДД.ММ.ГГГГ о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, выданное Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области. В соответствии с указанным предписанием администрация Устюженского муниципального района обязана выполнить ряд санитарно – противоэпидемиологических и профилактических мероприятий. Полагают, что указанные в предписании обязанности возложены на администрацию района незаконно, в связи с чем просили признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим действующему законодательству и отменить его.

В судебном заседании представитель административного истца А....А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что предписание выдано на имя главы Устюженского муниципального района, в то время как исполнить его предписано другому органу местного самоуправления - администрации Устюженского муниципального района. Кроме того, из текста предписание не ясно, что его нужно исполнять в условиях чрезвычайной ситуации. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика Ч. в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, А.....ЮВ., в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признали. Пояснили, что текст предписания от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о необходимости его исполнения только в условиях чрезвычайной ситуации. В случае не наступления чрезвычайной ситуации пункты 1-5 предписания исполнять не требовалось. Согласно пункту 6 предписания о проведенных мероприятиях, либо о не наступлении чрезвычайной ситуации необходимо было письменно сообщить в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области. Считают предписание законным, обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства и не подлежащим отмене.

Свидетель А.......С.Ю,, главный специалист–эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что в связи с паводком, на случай возникновения чрезвычайной ситуации в адрес администрации Устюженского муниципального района Управлением Роспотребнадзора по ... выдано предписание о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, которые необходимо было исполнить при введении режима «Чрезвычайная ситуация» с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. В случае не введения чрезвычайной ситуации предписание от ДД.ММ.ГГГГ исполнять в полном объеме не требовалось, необходимо было лишь в соответствии с п.6 указанного предписания письменно уведомить об этом Управление Роспотребнадзора по Вологодской области.

Свидетель Е., секретарь комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района в судебном заседании пояснил, что комиссия является организационно–консультативным органом, организует работу по ликвидации и предупреждению ЧС на территории Устюженского муниципального района, исключая город. Председатель комиссии руководит проведением аварийно-спасательных работ, и других неотложных работ на территории района, если в этом есть необходимость, и организует профилактику и предупреждение ЧС. Законодательных актов никаких не принимает.

      Выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришел к следующему.

      Из смысла статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

      Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.

          В соответствии с ч.1,2 ст.29 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона.

В силу п.2 ст.50 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

     Согласно ст.52 ФЗ названного Закона должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ в связи с освобождением от подтопления территорий населенных мест Устюженского муниципального района после прохождения весеннего паводка и угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в адрес главы Устюженского муниципального района с целью необходимости организации санитарно – противоэпидемических (профилактически) мероприятий, направленных на стабилизацию санитарно – эпидемиологической обстановки в условиях чрезвычайной ситуации вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, а именно: после прохождения паводка обеспечить провести очистку и дезинфекцию выявленных в зоне подтопления жилой застройки Устюженского муниципального района выгребных ям, септиков (в соответствии с направленной памяткой); обеспечить выполнение работ по чистке и дезинфекции выгребных ям, септиков, подвалов жилых домов; обеспечить вакцинацию населения (подтопленных территорий), в том числе детей до 3-х лет - против ОГА, обеспечить наличие в БУЗ ВО «... ЦРБ» наличие вакцины против ВГА с учетом ревакцинации - п. 6.2 СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А»;    обеспечить наличие в БУЗ ВО «... ЦРБ» - бактериофага Интести (или другого) на случай осложнения эпидситуации; обеспечить наличие в БУЗ ВО «... ЦРБ» - профилактических противовирусных препаратов (арбидол и пр.) - на случай осложнения эпидситуации; информацию (в письменном виде) о проведенных мероприятиях предоставить в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в ....

Из текста указанного предписания, пояснений представителей административного ответчика, свидетеля А.......С.Ю, следует, что указанное предписание соответствуют законодательству Российской Федерации, вынесено в качестве превентивной меры, направленной на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, на случай введения на территории Устюженского муниципального района режима «Чрезвычайная ситуация».

Доводы представителя административного истца о выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ не уполномоченному на его исполнение должностному лицу являются неосновательными, поскольку глава Устюженского муниципального района, в соответствии со ст.19 Устава Устюженского муниципального района Вологодской области, принятого постановлением совета самоуправления Устюженского муниципального района от 08.08.2005 № 225 (с последующими дополнениями и изменениями), являясь высшим должностным лицом Устюженского муниципального района, и администрация Устюженского муниципального района – исполнительно-распорядительный орган Устюженского муниципального района, входят в структуру органов местного самоуправления Устюженского муниципального района. Предписание, имеющееся в материалах дела (л.д....), содержит резолюцию о его направлении для организации исполнения главе администрации Устюженского муниципального района К.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст.42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья, в том числе относится участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах.

Согласно п.п.7,21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктами 9, 27 статьи 4 Устава Устюженского муниципального района Вологодской области к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Устюженского муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Усюженского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как установлено в судебном заседании в соответствии с постановлением главы администрации Устюженского муниципального района от 18.07.2011 № 217 в целях повышения эффективности управления силами, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, ведения гражданской обороны и повышения устойчивости функционирования промышленно – хозяйственного комплекса района в кризисных ситуациях создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района.

В силу распоряжения главы администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -ф в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, предприятий, ведомств, заинтересованных организаций по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения Устюженского муниципального района создана районная межведомственная санитарно – противоэпидемиологическая комиссия.

Указанные комиссии являются действующими.

Кроме того, доводы представителя административного истца относительно того, что исполнение предписания влечет нецелевое расходование средств местного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе.

Согласно ст. 7 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного Закона органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, действия Управления по выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют и произведены во исполнение требований законодательства Российской Федерации, поскольку вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечение жизнедеятельности муниципального образования относятся к вопросам местного значения.

При таких обстоятельствах, совокупность необходимых условий, предусмотренных п. 1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требования о признании предписания незаконным и подлежащим отмене в рассматриваемом случае отсутствует, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска администрации Устюженского муниципального района к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в ... о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим действующему законодательству и его отмене по данному основанию, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 25.07.2018.

Судья                                                                                                              О.В. Цыганова

2а-220/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Устюженского муниципального района
Ответчики
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах
Суд
Устюженский районный суд Вологодской области
Дело на сайте суда
ustuzhensky.vld.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация административного искового заявления
15.04.2020Передача материалов судье
15.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
15.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее