РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2015 года Дело № 2-7061/2015
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Кондратенко О.С.
при секретаре Масаловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
с участием:
помощника прокурора <адрес> – ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения в г. <адрес>ю не менее 20 кв.м. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Она включена в список лиц: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа тех, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Однако в нарушение ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ и ст. 2 Закона РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ Администрацией <адрес> жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не представлено. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4, действующая на основании распоряжения, заявленные требования поддержала по основаниям указанным в иске, на удовлетворении заявленных требованиях настаивала по основаниям, просила предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв.м.
В судебном заседании материальный истец ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, третьи лица Министерство Финансов РХ, Министерство образования и науки РХ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления. От представителя ответчика и представителя министерство финансов РХ имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представителей третьих лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено:
Каждый имеет право на жилище.
Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Статьей 8 названого закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 Закона).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 Закона).
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Аналогичны положение закреплены в ст. 2 Закон Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N 55-ЗРХ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет содержание и порядок финансового обеспечения в <адрес> социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования (за исключением федеральных государственных образовательных организаций), до окончания обучения в указанных образовательных организациях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя, обеспечиваемой путем предоставления основных и дополнительных гарантий, а также определяет порядок и условия осуществления иных мероприятий, установленных настоящим Законом.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
На основании ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ).
В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования (за исключением федеральных государственных образовательных организаций), до окончания обучения в указанных образовательных организациях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предусматривает в том числе: предоставление жилых помещений тем, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Порядок предоставления жилых помещений в <адрес> детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, регулируется Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N 107-ЗРХ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 ст.1 настоящего Закона право на предоставление жилого имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В ч. 1 ст. 4 Закон жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Республики Хакасия не позднее чем в 10-дневный срок со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (п. 3 ст. 4 Закона).
В соответствии с п.3, п.4 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.
В силу п. 1 ст. 2 вышеназванного Закона на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.
Согласно Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N 107-ЗРХ благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия. С письменного согласия граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения могут предоставляться им в других населенных пунктах Республики Хакасия, в том числе расположенных в других муниципальных районах (городских округах) Республики Хакасия, на территории которых в целях формирования специализированного жилищного фонда построены многоквартирные жилые дома, жилые помещения, требования к которым определены в ст. 6 Закона.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Пунктом п. 1 Решения Абаканского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 126 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Абакане» установлено норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 20 кв. метров общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением, в котором просил защитить его интересы путем предъявления иска к Администрации <адрес> о предоставлении ему жилого помещения.
Таким образом, прокурор <адрес> выступает в защиту имущественных прав лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на жилье не было своевременно реализовано.
Из повторного свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела, усматривается, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Абакане. В разделе родители, в графе отец прочерк, мать – ФИО5
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства подтверждают тот факт, что ФИО1 до достижения 18-летнего возраста являлась лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Кроме того, ФИО1 своевременно обратился в Администрацию <адрес> с требованием о предоставлении жилого помещения, что подтверждается пояснениями представителя истца, усматривается из материалов дела, сторонами не оспаривается.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 состоит в списке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на ДД.ММ.ГГГГ под номером 217.
Сообщением ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие у ФИО1 объектов недвижимости на территории Республики Хакасия.
Суд соглашается с доводом прокурора и считает установленным факт, что ФИО1 имеет право на получение жилого помещения в <адрес> специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Более того, до настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечена, право на получение его не реализовано до настоящего времени.
Как следует из материалов дела, исковые требования о предоставлении жилого помещения ФИО1 основаны на положениях Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, гарантирующего детям, оставшимся без попечения родителей, право на получение благоустроенных жилых помещений, и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местного самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен новый порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учетом положения ч. 1 ст. 4 Закона РХ №-ЗРХ, в силу которого жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в ст. 1 данного Закона, состоят в едином списке, и довода представителя ответчика о том, что жилое помещение ФИО1 не может быть предоставлено ранее впереди стоящих лиц, суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в очереди ранее ФИО1, поскольку последние не лишаются возможности реализовать свои права на жилье в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Таким образом, у Администрации <адрес> возникла обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения площадью не ниже установленной социальной нормы на одного человека.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> об обязании Администрации <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение не менее 20 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение не менее 20 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Кондратенко
Мотивированное решение изготовлено и подписано 31 августа 2015 года.