Судья Снегирева Н.М. дело №33-2260/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 24 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.
судей Алябьева Д.Н., Грековой Н.О.
при секретаре Ворониной В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1322/2019 по иску Силиной Е. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Южная Управляющая Компания» (далее – ООО «Южная Управляющая Компания»), администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда, унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» (далее - УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов») о понуждении производства ремонта жилого дома,
по апелляционным жалобам администрации Волгограда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» на решение Красноармейского районного суда города Волгограда от 19 ноября 2019 года, которым удовлетворены частично исковые требования Силиной Е. А. к ООО «Южная Управляющая Компания», администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» о понуждении производства ремонта жилого дома.
На администрацию Волгограда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» возложена обязанность произвести капитальный ремонт жилого <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требовании к ООО «Южная Управляющая Компания», администрации Волгоградской области, администрации Красноармейского района г. Волгограда о понуждении к производству капитального ремонта жилого дома Силиной Е. А. - отказано.
С администрации Волгограда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» в пользу ООО «Негосударственное экспертное учреждение «Истина» взысканы расходы, связанные с производством экспертизы в размере 150 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Алябьева Д.Н., выслушав пояснения представителя администрации Волгограда Ряховской Т.А., представителя УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» Соловьева Д.Ю., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя администрации Волгоградской области Жуковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Силина Е.А. обратилась в суд с иском к ООО «Южная управляющая компания» о проведении капитального ремонта жилого <адрес>, указав, что является собственником <адрес> указанного жилого дома. Управление многоквартирным домом возложено на ООО «Южная управляющая компания», которое ненадлежащим образом оказывает услуги по его ремонту и содержанию. На стенах дома появились трещины, на лестничной клетке при подъеме на пятый этаж по фасадной стене стала отваливаться штукатурка и открылись трещины более 2-х см. шириной, идущие от окна к плитам перекрытия пятого этажа. Такие же повреждения стали образовываться на нижних этажах и в квартирах.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать ответчика произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев.
Определением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 29 мая 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация Волгоградской области, администрация Волгограда, администрация Красноармейского района г. Волгограда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить и в удовлетворении иска к администрации Волгограда отказать, ссылаясь на отсутствие сведений о нуждаемости спорного дома в капитальном ремонте на момент приватизации первой квартиры в нем, что необходимо в связи с требованиями законодательства.
В апелляционной жалобе УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить и в удовлетворении иска к данному ответчику отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, выражая несогласие с заключением судебной экспертизы, положенной в основу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 августа 2020 года решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2019 года в части возложения обязанности на УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» произвести капитальный ремонт жилого <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу было отменено, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Силиной Е.А. к УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» о понуждении производства ремонта жилого дома – отказано. Решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2019 года в части взыскания с УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» в пользу ООО «Негосударственное экспертное учреждение «Истина» расходов, связанных с производством экспертизы, в размере 150000 рублей – отменено. В остальной части решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Волгограда - без удовлетворения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 августа 2020 года было отменено и дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относятся, в частности, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта и выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Статья 158 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1).
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1).
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).
Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 названного Закона внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.
Из части 1 статьи 190.1 ЖК РФ следует, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Таким образом, обязанность по капитальному ремонту многоквартирного дома у бывшего наймодателя, то есть у органа местного самоуправления, могла возникнуть в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта, но таковой не был проведен.
Судом при разрешении спора установлено и материалами дела подтверждено, что жилой <адрес> представляет собой пятиэтажное здание, 1967 года постройки, состоит из 70 квартир, 66 из которых находятся в собственности граждан, 4 квартиры - в муниципальной собственности.
Силина Е.А. является собственником <адрес>.
Управление указанным многоквартирным домом с октября 2015 года осуществляет ООО «Южная Управляющая Компания».
Постановлением правительства Волгоградской области 31 декабря 2013 года № 812-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Постановлением администрации Волгограда от 12 декабря 2017 года помещения многоквартирного жилого <адрес> признаны пригодными для проживания.
Согласно сообщению Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 года № 812-п, выполнение капитального ремонта многоквартирного <адрес>, 1967 года постройки, запланировано в период с 2035 - 2037 годы.
В обоснование заявленных требований истец указала о необходимости выполнения капитального ремонта жилого дома в ближайшее время, поскольку несущие конструкции дома, кровли и фасада находятся в аварийной состоянии, существует опасность обрушения лестничных маршей в подъездах, балконных плит, что создает угрозу жизни и здоровью граждан. За время эксплуатации капитальный ремонт дома не производился.
Так, в соответствии с заключением о техническом состоянии строительных конструкций первого подъезда жилого <адрес> ООО «Экспертный центр объектов строительства «ТЕКТОН» от 03 декабря 2018 года, выполненного по заказу ООО «Южная Управляющая Компания», на момент проведения инженерного обследования строительные конструкции первого подъезда жилого <адрес> находятся в аварийном состоянии, в осях А\1-2 и А\3-4 в ограниченно работоспособном состоянии с тенденцией перехода в аварийное.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> от 08 января 2018 года принято решение о переносе сроков проведения капитального ремонта, установленного региональной программой капитального ремонта на более ранний срок, на 2018 год; определен перечень работ по капитальному ремонту дома – ремонт фасада, ремонт крыши, усиление ограждающих несущих конструкций, ремонт фундамента, разработка проектной документации, осуществление строительного контроля; утверждена смета расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 7243815 рублей 10 копеек; принято решение об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества, которыми являются взносы собственников помещений многоквартирного дома и средства фонда капитального ремонта, сформированного на счете регионального оператора - 7243815 рублей 10 копеек; Силина Е.А. утверждена как лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты; принято решение сформировать и направить пакет документов в «Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в спорных вопросах», утвержденную Приказом комитета ЖКХ Волгоградской области от 25 июня 2015 года №92-ОД.
Согласно акту осмотра спорного жилого дома, составленному 31 января 2019 года комиссией в составе начальника коммунального отдела администрации Красноармейского района г. Волгограда, начальника и инженера производственного отдела МБУ «Центр благоустройства и озеленения Красноармейского района г. Волгограда», консультанта капитального строительства Комитета по строительству администрации Волгограда, начальника штаба гражданской обороны МКУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты», инспектора отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда следует, что при осмотре жилого дома выявлены нарушения несущих конструкций здания: наклонная трещина в стене из ФБС в подвале под первым подъездом шириной раскрытия до 2 мм, длиной до 4 м; наклонные трещины в кирпичных стенах шириной раскрытия 5 мм, длиной 3 м (кв.17, кв.19); в кирпичной стене сквозные трещины шириной раскрытия до 30 мм, длиной до 4 м (первый подъезд, лестничная клетка); в зоне опирания перемычки шириной раскрытия до 30 мм (первый подъезд, лестничная клетка, 5 эт.); в кирпичной стене шириной раскрытия до 4 мм, длиной до 4 м (дворовый фасад, первый этаж); в кирпичной стене в зоне опирания перемычки трещина шириной раскрытия до 40 мм, длиной до 10 м (дворовый фасад, стена лестничной клетки); разрушение перегородки площадью до 4 кв.м (подвал); трещина в зоне стыка перекрытия и стены шириной раскрытия до 20 мм (первый подъезд лестничная клетка); вертикальная трещина в зоне сопряжения кирпичных стен шириной раскрытия до 20 мм, длиной до 10 м по фасаду (первый подъезд, лестничная клетка; трещина в зоне опирания лестничной клетки на стену шириной до 2 мм, длиной до 3 м (первый подъезд, лестничная клетка); отклонение лестничного марша от стены на величину до 7 мм (первый подъезд, лестничная клетка); отслоение защитного слоя бетона с последующей коррозией арматуры площадью до 3% от первоначального сечения стержня (подвальный этаж), трещина в зоне стыка плит перекрытия подвала шириной до 3 мм; разрушение структуры кирпичной кладки стен подвала в отдельных местах; отмечается наличие следов замачивания техногенными водами несущих конструкций подвала первого подъезда, деформации которых могут усиливаться при дальнейшем затоплении подвала техногенными водами из имеющихся коробов двух недействующих вводов систем теплоснабжения и выпуска канализации в существующий колодец, расположенный на расстоянии 3 м от фундамента первого подъезда жилого дома.
На момент осмотра строительные конструкции здания жилого дома в целом находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, за исключением кровельного павильона и участков стен и перекрытий первого подъезда, которые находятся в аварийном состоянии.
В настоящее время наличие чрезвычайной ситуации не отмечается, однако, динамика нарастания деформаций несущих конструкций первого подъезда свидетельствуют о развивающихся процессах посадки указанного подъезда здания, что в перспективе может вызвать обрушение плит перекрытия верхних этажей.
Аналогичное обследование жилого <адрес> было проведено 21 февраля 2019 года Инспекцией государственного надзора Волгоградской области, по результатам которого составлено заключение о техническом состоянии указанного жилого дома, направленное в администрацию Красноармейского района г. Волгограда для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещений жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.
Учитывая, что данное заключение надлежащим образом не рассмотрено, ИГЖН Волгоградской области обратилось в Красноармейский суд г. Волгограда с административным иском к Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилого фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района г. Волгограда о признании незаконным действий (бездействия) и понуждении к исполнению законодательства.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 03 июня 2019 года, вступившим в законную силу 15 августа 2019 года, административное исковое заявление ИГЖН Волгоградской области удовлетворено. Действия межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности и муниципального жилого фонда, частного жилищного фонда на территории Красноармейского района г. Волгоград, выразившиеся в не рассмотрении заключения инспекции признаны незаконными, на межведомственную комиссии возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести оценку жилого <адрес> в предусмотренном законом порядке.
Для правильного разрешения спора судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением ООО «Негосударственное экспертное учреждение «Истина» на момент визуально-инструментального обследования жилого <адрес> установлено его нахождение в таком состоянии, когда существующие дефекты и повреждения говорят о снижении несущей способности конструкций и непригодности к эксплуатации отдельных конструкций. Эксплуатация жилого дома возможна только после проведения ремонтно-восстановительных работ.
Степень физического износа здания на момент обследования составила 51%, то есть совершенно неудовлетворительное, что свидетельствует о том, что существующие дефекты повреждения говорят о снижении несущей способности конструкций и непригодности к эксплуатации отдельных конструкций. Требуется капитальный ремонт.
Жилой дом будет являться пригодным для проживания, не будет являться опасным для жизни и здоровья граждан только после проведения капитального ремонта, то есть эксплуатация жилого дома возможна только после проведения ремонтно-восстановительных работ.
Оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и частичном их удовлетворении, учитывая, что жилой <адрес> нуждается в проведении капитального ремонта, возложив обязанность по проведению капитального ремонта на администрацию Волгограда и УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов», а также установил срок для проведения ремонта в течение шести месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.
Поскольку юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта на бывшего собственника – администрацию Волгограда является выяснение наличия на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта, определением от 04 июня 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда назначила по делу дополнительную строительно-техническую экспертизу.
В соответствии с заключением дополнительной судебной строительно-технической экспертизы от 17 июля 2020 года, выполненной ООО «Негосударственное экспертное учреждение «Истина», на период времени - 27 июля 1992 года (дата первой приватизации), жилой <адрес>, предположительно, находился в удовлетворительном состоянии, когда существующие дефекты и повреждения говорят о снижении несущей способности конструкций. Степень физического износа здания на период времени - 27 июля 1992 года, предположительно, составляет 25%, то есть удовлетворительное, что свидетельствует о том, что существующие дефекты и повреждения говорят о снижении несущей способности конструкций. Конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии.
Исходя из данного заключения, судебная коллегия пришла к выводам о том, что по состоянию на 27 июля 1992 года, то есть на момент первой приватизации в спорном многоквартирном жилом доме, данный дом нуждался в проведении капитального ремонта, следовательно, обязанность по проведению капитального ремонта следует возложить только на администрацию Волгограда.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что судом апелляционной инстанции не были выполнены требования статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ, не учтено, что выводы судебного эксперта в части установления юридически значимого обстоятельства - состояние жилого дома на 27 июля 1992 года носят предположительный характер, в заключении отсутствует исследование и суждение на предмет наличия на эту дату каких-либо дефектов и повреждений конструктивных элементов жилого дома, требующих капитального ремонта. Кроме того, эксперт, предполагая наличие дефектов, снижающих несущую способность конструкций, указывает на целесообразность устранения таковых именно на данном этапе, а не на 27 июля 1992 года. Этот вывод эксперта также остался за пределами судебной оценки с позиции доказанности факта о необходимости проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома истцов на момент приватизации первой квартиры в 1992 году.
Принимая во внимание, что заключение дополнительной судебной экспертизы не содержит суждений на предмет наличия на дату первой приватизации каких-либо дефектов и повреждений конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, требующих капитального ремонта, в нем отсутствует исследовательская часть, выводы эксперта носят предположительный характер, будучи допрошенной в судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперт Саакова Т.В. не устранила указанные недостатки, а также с учетом того, что с момента проведения исследования на предмет установления состояния жилого дома, необходимости и возможности проведения его капитального ремонта, прошло значительное количество времени, что могло сказаться на его техническом состоянии и возможности проведения такого ремонта в настоящее время, судебная коллегия определением от 04 марта 2021 года назначила производство по делу повторной судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено ООО «Независимая экспертная оценка Волга».
Согласно заключению повторной судебной строительно-технической экспертизы техническое состояние многоквартирного жилого <адрес> в настоящее время ограниченно работоспособное неудовлетворительное, т.е. объект в целом не является аварийным.
Дефекты и повреждения элементов и строительных конструкций (в том числе несущих) многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на дату проведения экспертизы носят устранимый характер, их устранение возможно путем проведения капитального ремонта.
Эксперт определил виды ремонтного воздействия, в котором нуждается многоквартирный жилой <адрес>.
По состоянию на 27 июля 1992 года общее техническое состояние многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> оценивается как работоспособное удовлетворительное.
По состоянию на 27 июля 1992 года необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствовала.
Данное экспертное заключение судебная коллегия признает надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК РФ). Заключение является полным, обоснованным и мотивированным, составлено на основе технических документов, а также по результатам осмотра объекта в натуре. Экспертом даны обоснованные и объективные ответы на поставленные перед ним вопросы и сделаны соответствующие выводы. Эксперт, проводивший исследование, имеет соответствующее образование и квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертиза проведена на основе нормативных актов, регламентирующих производство экспертиз. Сторонами заключение судебной экспертизы не оспаривалось.
Таким образом, поскольку заключением повторной судебной экспертизы достоверно подтверждено, что многоквартирный жилой <адрес> на дату первой приватизации в нем жилого помещения – 27 июля 1992 года не нуждался в проведении капитального ремонта, то указанное исключает возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на бывшего наймодателя – администрацию Волгограда.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения об администрации Красноармейского района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252, администрация Красноармейского района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Красноармейского района Волгограда.
Ни данным Положением, ни иными нормативно-правовыми актами на администрацию Красноармейского района Волгограда не возлагаются обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, что свидетельствует о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу статей 39, 154, 155 и 158 ЖК РФ средства, получаемые управляющей компанией от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных платежей, в т.ч. на капитальный ремонт, имеют целевой характер и не поступают в собственность управляющей компании, которая распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников.
Собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома, определив в указанном решении источник финансирования мероприятий по капитальному ремонту.
Порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме установлен статьей 44 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из выше сказанного следует, что обязанность по проведению капитального ремонта не может быть возложена на управляющую организацию. Таким образом, ООО «Южная управляющая компания» также является ненадлежащим ответчиком по названным выше исковым требованиям, на нее не может быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств;
9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
В силу вышеуказанные положений ЖК РФ принят Закон Волгоградской области от 19 декабря 2013 года № 174-ОД «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области». Также на территории Волгоградской области действует региональный оператор – УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и постановлением правительства Волгоградской области № 812-п от 31 декабря 2013 года утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области».
Следовательно, органом государственной власти Волгоградской области выполнены возложенные на него ЖК РФ обязанности, направленные на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, что также исключает удовлетворение исковых требований к администрации Волгоградской области.
В силу части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
На основании части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с часть 3 статьи 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Порядок применения критериев определен в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 26 октября 2017 года №570-п «Об утверждении Порядка применения критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, для целей формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В силу статьи 2 вышеуказанного Порядка очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, для целей формирования и актуализации региональной программы определяется исходя из следующих критериев: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; полнота поступлений взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме; физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирного дома; наличие лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы либо признанного непригодным к эксплуатации.
Региональный оператор ежегодно до 01 августа направляет в комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области информацию об оценке многоквартирных домов (статьи 6 Порядка).
Как указывалось выше, срок проведения капитального ремонта многоквартирного <адрес> предусмотрен в период 2035-2037 годы.
Как указал представитель УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», по состоянию на 25 декабря 2019 года сумма собранных средств по дому составляет 998222 рубля 69 копеек при плановом начислении 1285149 рублей 46 копеек. По состоянию на 23 июня 2021 сумма собранных средств по дому составляет 1390786 рублей 41 копейка при плановом начислении 1654110 рублей 23 копейки.
На момент принятия 08 января 2018 года решения общего собрания о переносе сроков проведения капитального ремонта, установленного региональной программой капитального ремонта, на 2018 год действовал приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 25 июня 2015 года № 92-ОД «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в спорных ситуациях», статьей 5 которого было предусмотрено, что при необходимости переноса срока проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на более ранний период заявитель представляет региональному оператору следующие документы:
заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение собственников помещений такого дома, принятое большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в этом доме, утверждении перечня работ по капитальному ремонту и смет расходов на капитальный ремонт;
заключение инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о техническом состоянии конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, о техническом состоянии конструктивных элементов объекта общего имущества и необходимости проведения их капитального ремонта либо межведомственной комиссии по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (при необходимости переноса срока проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на более ранний период);
документы, подтверждающие объем фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт общего имущества в таком доме, достаточный для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме.
Несмотря на то, что истица не отрицала, что обращалась с заявлением о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, на что был получен отрицательный ответ, однако ею не представлено суду доказательств того, что были представлены все вышеуказанные документы, в том числе, документы, подтверждающие объем фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт общего имущества в таком доме, достаточный для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме. Кроме того, истица не оспаривала принятое решение по ее заявлению.
В настоящее время перенос срока капитального ремонта осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 30 июля 2019 года № 120-ОД «Об утверждении Порядка применения оснований для внесения изменений в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 года N 812-п» (далее-Порядок).
Согласно Порядку, перенос сроков проведения капитального ремонта на более ранний осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
установление необходимости проведения неотложных работ по капитальному ремонту в более ранний срок на основании требования (предписания, заключения) контролирующих органов и (или) заключения специализированной организации;
наличие решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования (администрация Волгограда);
принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении неотложных работ по капитальному ремонту в более ранний срок;
достаточность средств на проведение неотложных работ по капитальному ремонту, обеспечиваемой: средствами фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в котором возникла необходимость проведения неотложных работ по капитальному ремонту; средствами финансовой поддержки за счет средств бюджетов и (или) кредитными или заемными средствами.
При соблюдении обозначенных условий, заявитель (собственник помещения в многоквартирном доме) может обратиться в уполномоченный орган (комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области) с заявлением о переносе сроков капитального ремонта на более ранний, с приложением к нему следующих документов:
копия требования (предписания, заключения) контролирующих органов и (или) копия заключения специализированной организации, проводившей обследование соответствующего многоквартирного дома, о необходимости проведения неотложных работ по капитальному ремонту, оформленного не ранее чем за три года до даты подачи заявления;
копия решения комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций о проведении мероприятий по недопущению аварийной или иной чрезвычайной ситуации техногенного, природного характера на соответствующем многоквартирном доме;
копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении неотложных работ по капитальному ремонту в более ранний срок;
справка о размере фактических поступлений взносов на капитальный ремонт для финансирования неотложных работ по капитальному ремонту, указанных в заявлении, выданная или заверенная владельцем счета;
документ об определении сметной стоимости неотложных работ по капитальному ремонту, разработанный и утвержденный в соответствии с действующим законодательством, или локальные сметные расчеты, составленные по результатам проведенного мониторинга технического состояния многоквартирного дома по видам неотложных работ по капитальному ремонту, по которым подано заявление, согласованные с региональным оператором или владельцем специального счета;
копии документов о привлечении кредитных и (или) заемных средств для финансирования проведения неотложных работ по капитальному ремонту (при наличии).
По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов, комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области в течение трех рабочих дней со дня поступления документов, принимает одно из следующих решений: о направлении документов в комиссию; о возвращении документов заявителя.
Комиссия в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов из уполномоченного органа рассматривает их и принимает решение о наличии (отсутствии) оснований для внесения изменений в Региональную программу.
Срок проведения неотложных работ устанавливается не позднее года, следующего за годом рассмотрения заявления.
С соответствующим заявлением о переносе сроков проведения капитального ремонта на более ранний и приложенными к нему вышеуказанными документами Силина Е.А. в уполномоченный орган не обращалась. Также Силиной Е.А. не доказано наличие совокупности условий, необходимых для принятия решения о переносе капитального ремонта на более ранний срок.
При этом как усматривается из обращения Силиной Е.А. прокурору Волгоградской области, она неоднократно проводила общее собрание собственников по вопросам проведения дополнительного геодезического мониторинга и о переносе сроков проведения капитального ремонта на 2019 год, но кворума не собирается. Собственники не имеют возможности оплатить дополнительное обследование, а также считают, что проведение капитального ремонта в 2019 году нецелесообразно (л.д.87,88).
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что срок проведения капитального ремонта многоквартирного дома, определенный в региональной программе, не наступил, не переносился на более раннюю дату в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности провести капитальный ремонт на УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
В силу изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Силиной Е.А. к ООО «Южная Управляющая Компания», администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, администрации Красноармейского района г. Волгограда, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» о понуждении производства капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда города Волгограда от 19 ноября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Силиной Е. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Южная Управляющая Компания», администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, администрации <адрес>, унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов» о понуждении произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - отказать.
Председательствующий:
Судьи: