Решение по делу № 2-5200/2018 от 30.08.2018

Дело № 2-5200/ 18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2018 года                                 г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего        Малешевой Л.С.

при секретаре         Губенко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шубиной ФИО7 к комитету по делам молодежи г.Барнаула, администрации города Барнаула об оспаривании решения об исключении семьи из числа участников программы, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей - участников программы,

УСТАНОВИЛ:

Шубина Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением № 292 от 17.11.2015 составом семьи четыре человека (истица, ее муж и два несовершеннолетних ребенка) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы по г. Барнаулу.

Письмом Комитета по делам молодежи администрации г.Барнаула (далее - Комитет) от 04.06.2018, истец уведомлена о том, что семья Шубиной исключена из списков молодых семей в виду того, что один из супругов достиг предельного возраста 36 лет.

Поскольку на момент принятия решения о включении семьи в список участников программы, истец соответствовала предъявляемым требованиям, полагает исключение из подпрограммы незаконным.

На основании изложенного, просит признать незаконным решение комиссии по отбору молодых семей-участников долгосрочной целевой Программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011-2021 годы» от 3105.2018 №20, обязать Комитет восстановить семью в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014-2020 годы» по городу Барнаулу».

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Барнаула.

В судебном заседании истец Шубина Т.А. на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что нуждаемость ее семьи в улучшении жилищных условий по достижении возраста 36 лет не прекратилась.

Представители ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В письменном отзыве указано на соответствие принятого решения нормативным документам.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации г.Барнаула по определению семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы семья Шубиной Т.А. (состав семьи 3 человека) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае 2011-2015».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ КЖКХ .... истцу сообщено, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения на состав семьи Шубиной Т.А., в составе 4-х человек (в связи с рождением ребенка): дети Шубина В.А., Шубин А.А..

Согласно письму Комитета по делам молодежи администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ /ИСХ-223 Шубиной Т.А. сообщено, что решением комиссии по определению семей – участниц муниципальной программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле» от ДД.ММ.ГГГГ ее семья исключена из списков молодых семей - участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014-2020 годы» по городу Барнаулу на 2019 год, в связи с достижением Шубиной Т.А. возраста 36 лет.

Оценивая обоснованность требований о незаконности решений об исключении семьи Шубиной из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 -2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением к указанной программе являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).

Пунктом 6 Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (п. 22).

Как следует из п. 24 Правил, в редакции, действующей на дату формирования списков в 2015 году, орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 Правил).

Таким образом, участником подпрограммы могла быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышал 35 лет.

Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказанной в определениях от 27.05.2010г. № 738-О, от 15.01.2015 № 3-О, от 29.03.2016 N 699-О и других, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, в связи с чем условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции. Закрепив в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.

Аналогичные положения, определяющие условия участия в программе, закреплены в постановлении Администрации Алтайского края от 04.09.2015 № 354 «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей-участников государственной программы Алтайского края «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы», а также в постановлении Администрации Алтайского края от 31.10.2014 г. № 503 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы».

Согласно п. 2.4 Порядка формирования списков молодых семей, предоставления и использования социальной выплаты, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 04.09.2015 № 354, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, орган местного самоуправления Алтайского края:

принимает документы, перечисленные в пунктах 18, 19 приложения N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы и пункте 2.2 настоящего Порядка, в 10-дневный срок с даты предоставления документов организует работу по проверке сведений, содержащихся в них, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы, в 5-дневный срок уведомляет молодую семью о принятом решении;

ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов;

формирует список молодых семей - участников подпрограммы 2, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, согласно очередности, указанной в п. 3.1 раздела III настоящего Порядка.

Из вышеприведенных положений следует, что списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты формируются ежегодно, и участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ истице Шубиной Т.А. исполнилось 36 лет, ее семья по состоянию на 31.05.2018 (дата формирования списков) перестала отвечать требованиям, установленным Правилами, в связи с чем, оснований для включения семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году не имелось.

Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы на момент первоначального обращения с заявлением не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты в будущем. В силу федерального и регионального законодательства, молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».

Кроме того, бюджетные средства, выделяемые для реализации данной программы, имеют адресный и целевой характер, в связи с чем, не включение семьи Шубиной в список претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году в связи с выявлением у нее отсутствия оснований для дальнейшего участия в подпрограмме направлено на недопущение нецелевого использования бюджетных средств.

В данном случае условия реализации федеральной целевой Программы определяются федеральным законодательством, иное толкование законодателем субъекта РФ круга участников Программы (в том числе включение в Программу лиц, достигших возраста более 35 лет), означало бы расширение круга участников Программы, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы истца о том, что семья не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий, с учетом вышеприведенных положений, не являются основанием для признания решения незаконным, поскольку данное обстоятельство является одним из условий участия в программе, наряду с иными, в том числе возрастом до 36 лет.

Нуждаемость в улучшении жилищных условий может являться основанием для реализации жилищных прав, посредством иных механизмов, в том числе в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шубиной ФИО7 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.

Судья Малешева Л.С.

2-5200/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шубина Т.А.
Шубина Татьяна Александровна
Ответчики
Администрация г. Баранула
Комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
30.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2018Передача материалов судье
31.08.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2018Предварительное судебное заседание
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.05.2020Предварительное судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее