Дело № 2-5200/ 18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Малешевой Л.С.
при секретаре Губенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шубиной ФИО7 к комитету по делам молодежи г.Барнаула, администрации города Барнаула об оспаривании решения об исключении семьи из числа участников программы, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей - участников программы,
УСТАНОВИЛ:
Шубина Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением № 292 от 17.11.2015 составом семьи четыре человека (истица, ее муж и два несовершеннолетних ребенка) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы по г. Барнаулу.
Письмом Комитета по делам молодежи администрации г.Барнаула (далее - Комитет) от 04.06.2018, истец уведомлена о том, что семья Шубиной исключена из списков молодых семей в виду того, что один из супругов достиг предельного возраста 36 лет.
Поскольку на момент принятия решения о включении семьи в список участников программы, истец соответствовала предъявляемым требованиям, полагает исключение из подпрограммы незаконным.
На основании изложенного, просит признать незаконным решение комиссии по отбору молодых семей-участников долгосрочной целевой Программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2011-2021 годы» от 3105.2018 №20, обязать Комитет восстановить семью в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014-2020 годы» по городу Барнаулу».
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Барнаула.
В судебном заседании истец Шубина Т.А. на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что нуждаемость ее семьи в улучшении жилищных условий по достижении возраста 36 лет не прекратилась.
Представители ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В письменном отзыве указано на соответствие принятого решения нормативным документам.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии администрации г.Барнаула по определению семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы семья Шубиной Т.А. (состав семьи 3 человека) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае 2011-2015».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ КЖКХ .... истцу сообщено, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения на состав семьи Шубиной Т.А., в составе 4-х человек (в связи с рождением ребенка): дети Шубина В.А., Шубин А.А..
Согласно письму Комитета по делам молодежи администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ №/ИСХ-223 Шубиной Т.А. сообщено, что решением комиссии по определению семей – участниц муниципальной программы «Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле» от ДД.ММ.ГГГГ № ее семья исключена из списков молодых семей - участников подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014-2020 годы» по городу Барнаулу на 2019 год, в связи с достижением Шубиной Т.А. возраста 36 лет.
Оценивая обоснованность требований о незаконности решений об исключении семьи Шубиной из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 -2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением к указанной программе являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил (п. 22).
Как следует из п. 24 Правил, в редакции, действующей на дату формирования списков в 2015 году, орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 Правил).
Таким образом, участником подпрограммы могла быть молодая семья, если возраст каждого из родителей или одного родителя в неполной семье не превышал 35 лет.
Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказанной в определениях от 27.05.2010г. № 738-О, от 15.01.2015 № 3-О, от 29.03.2016 N 699-О и других, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, в связи с чем условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции. Закрепив в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Аналогичные положения, определяющие условия участия в программе, закреплены в постановлении Администрации Алтайского края от 04.09.2015 № 354 «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей-участников государственной программы Алтайского края «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015-2020 годы», а также в постановлении Администрации Алтайского края от 31.10.2014 г. № 503 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы».
Согласно п. 2.4 Порядка формирования списков молодых семей, предоставления и использования социальной выплаты, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 04.09.2015 № 354, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, орган местного самоуправления Алтайского края:
принимает документы, перечисленные в пунктах 18, 19 приложения N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы и пункте 2.2 настоящего Порядка, в 10-дневный срок с даты предоставления документов организует работу по проверке сведений, содержащихся в них, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы, в 5-дневный срок уведомляет молодую семью о принятом решении;
ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов;
формирует список молодых семей - участников подпрограммы 2, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, согласно очередности, указанной в п. 3.1 раздела III настоящего Порядка.
Из вышеприведенных положений следует, что списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты формируются ежегодно, и участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ истице Шубиной Т.А. исполнилось 36 лет, ее семья по состоянию на 31.05.2018 (дата формирования списков) перестала отвечать требованиям, установленным Правилами, в связи с чем, оснований для включения семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году не имелось.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы на момент первоначального обращения с заявлением не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты в будущем. В силу федерального и регионального законодательства, молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».
Кроме того, бюджетные средства, выделяемые для реализации данной программы, имеют адресный и целевой характер, в связи с чем, не включение семьи Шубиной в список претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году в связи с выявлением у нее отсутствия оснований для дальнейшего участия в подпрограмме направлено на недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
В данном случае условия реализации федеральной целевой Программы определяются федеральным законодательством, иное толкование законодателем субъекта РФ круга участников Программы (в том числе включение в Программу лиц, достигших возраста более 35 лет), означало бы расширение круга участников Программы, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы истца о том, что семья не перестала нуждаться в улучшении жилищных условий, с учетом вышеприведенных положений, не являются основанием для признания решения незаконным, поскольку данное обстоятельство является одним из условий участия в программе, наряду с иными, в том числе возрастом до 36 лет.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий может являться основанием для реализации жилищных прав, посредством иных механизмов, в том числе в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шубиной ФИО7 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула.
Судья Малешева Л.С.