Судья Медведева Е.Ю. УИД 39RS0004-01-2023-003735-41
Дело № 2-1022/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-5137/2024
23 октября 2024 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Никифоровой Ю.С.
судей Харитоненко Н.О., Жестковой А.Э.
при секретаре Виноградской К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» на решение Московского районного суда г. Калининграда от 15 июля 2024 г. по гражданскому делу по иску Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» к Сафоновой Светлане Валерьевне, Тимуршиной Янине Наильевне, Клоченюку Игорю Леонидовичу, Коваленко Виталию Витальевичу об обязании организовать место (площадку) твердых коммунальных отходов,
заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения представителя истца по доверенности Кирьяковой Е.Р., поддержавшей доводы жадобы, возражения на жалобу ответчиков Клоченюк И.Л., Коваленко В.В., Тимуршиной Я.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининграда» обратился в суд, с учетом уточнения исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, с иском к Сафоновой С.В., Тимуршиной Я.Н., Клоченюку И.Л., Коваленко В.В. об обязании организовать место (площадку) твердых коммунальных отходов. В обоснование своих требований указали, что ответчики являются собственниками квартир в доме № по ул. <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № с назначением «под многоквартирный дом». Также сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № «для благоустройства территории многоквартирного малоэтажного дома по ул. <адрес>».
В ноябре 2022 года и 13.09.2023г. Комитет осуществил выездные мероприятия, в ходе которых установил, что на земельном участке с кадастровым номером № возможно создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для эксплуатации многоквартирного дома № по ул. <адрес>, при этом сведения об отходообразователях, являющихся жителями данного дома, в реестре мест (площадок) накопления на территории городского округа отсутствуют, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного жилого дома не создано.
Учитывая, что собственниками дома избран способ управления –непосредственное управление, ответчики – собственники квартиры обязаны организовать (создать) место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на соответствующем земельном участке.
В адрес ответчиков направлялось письмо с предложением начать процедуру организации испрашиваемого места накопления ТКО, оставленное без ответа.
На основании изложенного, Комитет просил обязать ответчиков организовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома № по ул. <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 15 июля 2024 года исковые требования Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением Комитетом городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининграда» подана апелляционная жалоба, в которой представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом неверно применены нормы материального права. Критикуя выводы суда в части того, что истцом не представлено доказательств возможности размещения на спорном земельном участке площадки (места) накопления ТКО, указывают, что в материалах дела имеются экспертные заключения и акт Комитета от 13.09.2023 № которые являются достоверными и допустимыми доказательствами, подтверждающие факт наличия возможности размещения площадки накопления ТКО на спорном земельном участке. Дополнительно Комитет отмечает, что суд определил истребовать у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав, потребителей и благополучия человека но Калининградской области соответствующее заключение о возможности размещения места площадки ТКО на испрашиваемом земельном участке. При этом, после возобновления производства по делу после экспертизы, в судебном заседании выяснилось, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области истребованное доказательство суду не представило. Представитель Управления сослалась на возможность представления такого заключения только в рамках процедуры по оценке заявки заинтересованного лица в соответствии с Порядком, установленным Административным регламентом администрации ГО «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявки о согласовании создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории ГО «Город Калининград», утвержденным постановлением администрации и городского округа «Город Калининград» от 16.09.2019 №. Таким образом, полагает, что необходимое заключение было бы получено в результате исполнения решения суда в рамках обращения ответчиков с соответствующей заявкой.
Вывод суда о том, что заявленные требования как «обязать организовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» не включают в себя последовательность действий, начиная от обращения в орган местного самоуправления с заявкой и до создания площадки, Комитет находит не соответствующим фактическим обстоятельствам, так как заявленные требования истца сформулированы с учетом позиции Верховного суда РФ о том, что под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО с соблюдением процедуры его определения (согласования), то есть в соответствии с Административным регламентом и Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №.
Кроме того, с целью устранения недопонимания в заявленной формулировке исковых требований в части указания на конкретные мероприятия, представителем истца было заявлено ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для уточнения просительной части исковых требований, однако в указанном ходатайстве истцу было отказано.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Выслушав стороны, изучив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики Клоченюк И.Л., Тимуршина Я.Н., Коваленко В.В., Сафонова С.В. являются собственниками квартир № в многоквартирном жилом доме № по ул. <адрес>, 1945 года постройки.
Под данным домом образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., имеет вид разрешенного использования «под многоквартирный дом».
Рядом с указанным земельным участком расположен земельный участок с КН №, который имеет разрешенное использование «Для благоустройства территории малоэтажного дома по ул. <адрес>»,
Способ управления в указанном многоквартирном жилом доме – непосредственное управление.
Многоквартирный жилой дом по ул. <адрес> не включен в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Калининград».
Ссылаясь на то, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме? избрав данный способ управления, обязаны организовать (создать) место (площадку) накопления ТКО на земельном участке с КН №, однако от данной обязанности уклоняются, Комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» обратился с настоящим иском в суд.
Оценив предоставленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе проведенную по делу судебную строительно-техническую экспертизу, руководствуясь положениями Жилищного Кодекса РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила N 1039), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее – Правила № 1156), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правилам 491), СанПиН 2.1.3684-21, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, в связи с тем, что истцом не доказано наличие возможности создания в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями на земельном участке с КН 39:15:15002:65 площадки накопления ТКО.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы представителя истца как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5, статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил).
В силу пункта 8 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 г., изложена правовая позиция, согласно которой создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Калининградской области – ГП КО «ЕССО» обращался в Комитет городского хозяйства, в котором просил определить схему размещения и создать место (площадку) накопления ТКО, в том числе, для жилого дома № по ул. <адрес>.
В исковом заявлении представитель истца ссылаясь на то, что в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории ГО Город Калининград отсутствует место накопления ТКО для жителей указанного дома, и законом установлена обязанность собственников помещений многоквартирного жилого дома в решении указанного вопроса.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что недалеко от многоквартирного дома № по ул. <адрес>, где проживают ответчики, а именно, на муниципальной территории городского округа «Город Калининград» по адресу: <адрес>, приказом Комитета городского хозяйства и строительства администрации ГО «Город Калининград» от 06.10.2023 года (л.д. 138, 154-155 т.1) создано место (площадка) накопления ТКО.
В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «Город Калининград» указано, что источник образования ТКО для данного места (площадки) накопления ТКО – жилые дома по адресам: <адрес> (л.д. 165-167 т.2).
Объективные причины, по которым жилой дом по адресу: <адрес> не отнесен к источнику образования ТКО для данного места размещения ТКО, созданного на муниципальной территории, представителем истца не приведены и по делу не установлены.
Как утверждали ответчики и предоставляли в суд письменные доказательства, они по самостоятельным договорам, заключенным с ГП КО «ЕССО», пользуются указанной площадкой по накоплению ТКО, оплачивают услуги «обращение с ТКО», при этом, на придомовой территории установить площадку накопления ТКО в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических требований невозможно, поэтому они не принимали решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые в соответствии с пунктом 1 СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее также - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее также - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Для проверки возражений ответчиков о возможности расположить на земельном участке с КН № площадки (места) для организации ТКО, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения судебной экспертизы № от 27.02.2024г. и дополнительной судебной экспертизы № от 24.06.2024г. <данные изъяты> следует, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с учетом соблюдения требований пункта 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, пункта 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 г. N 170, т.к. все границы придомовой территории расположены на расстоянии меньшем 20 м от дома.
Экспертом предложен вариант размещения площадки ТКО на придомовой территории многоквартирного жилого дома с КН №, с уменьшением санитарных расстояний до 17 метров, с учетом положений п. 4 раздела II СаНПин 2.1.3684-21, с чем ответчики не согласны.
Размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного жилого дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
При таком положении, с учетом имеющейся муниципальной площадки (места) для организации ТКО, организованной в установленном порядке около жилого дома № по ул. <адрес>, необходимость создания иной площадки на придомовой территории жилого дома № по ул. <адрес> представителем истца не доказана.
Фактически правовая позиция истца о возможности расположения контейнерной площадки для жилого дома № только на придомовой территории данного жилого дома основана на субъектных суждениях о целесообразности размещения контейнерной площадки в том или ином месте.
Однако, в случае, если площадь земельного участка, сформированного для МКД, недостаточна и не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого МКД возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона N 89-ФЗ).
При таком положении, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленного иска являются законными и обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, фактически выражают субъективную точку зрения истца по спорным правоотношениям, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Калининграда от 15 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: