Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.
судей Ивановой В.П., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 21 августа 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Гуселетова № <...> в лице представителя Фролова А.А. на решение О. районного суда О. области от <...>, которым постановлено:
«Исковые требования Администрации № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № <...>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Омская область, <...>, Богословское сельское поселение, рабочие участки поля № <...>, и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № <...> категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Омская область, <...>, № <...> сельское поселение, рабочие участки поля № <...>.
Требования Администрации № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области к Гуселетову № <...> об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № <...> оставить без удовлетворения.
Взыскать с Гуселетова № <...> в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области обратилась в суд с иском к Гуселетову В.С. о признании результатов межевания земельного участка недействительными, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН, установлении местоположения границ земельного участка, казав, что в ведении органов местного самоуправления № <...> сельского поселения находится сельское кладбище, расположенное в границах Р. сельского поселения с восточной стороны поселка Ростовка и с южной стороны автодороги, ведущей к садоводческому товариществу «Птицевод». Указанное кладбище находится в границах № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области и на протяжении длительного времени с 1991 года используется для захоронения умерших жителей поселка Ростовка и иных лиц. Земельный участок под указанным кладбищем был организован в 1991 году по ходатайству № <...> сельского совета для нужд п. № <...>, а выбранный земельный участок под существующим кладбищем был изъят из земель совхоза «Красное знамя» с целью отведения непосредственно птицефабрике «Сибирская» (градообразующее поселок предприятие) для размещения кладбища согласно решения О. <...> совета народных депутатов № <...> от <...>, в границах, указанных в акте выбора земельного участка (документы прилагаются) в Богословском сельском округе. Площадь земельного участка составила 10 га. Это подтверждается соответствующими согласованиями Проекта отвода земельного участка птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> О. области в 1991 году, местоположение и границы указанного земельного участка также было закреплено на схеме, содержащейся в указанном проекте. С 1991 года Ростовкинский сельский совет О. муниципального района, являясь исполнительным органом власти муниципального образования – Омский муниципальный район, а с 2005 года – Администрация № <...> сельского поселения, являясь исполнительным органом власти муниципального образования – № <...> сельское поселение осуществляет контроль за осуществлением захоронений, осуществляет содержание и благоустройство мест захоронений на указанном кладбище. Часть территории земельного участка под кладбищем была огорожена, к месту захоронения оборудована дорога.
С целью определения границ земельного участка под указанным кладбищем и уточнений их местоположения на местности, а также дальнейшей постановки их на государственный кадастровый учет кадастровым инженером Вдовченко Н.Н. были выполнены кадастровые работы по формированию земельного участка под кладбищем с кадастровым номером № <...> расположенному по адресу: Омская область, <...>, № <...> сельское поселение. По результатам выполнения кадастровых работ был оформлен межевой план земельного участка от <...>, в котором определены координаты характерных точек границ земельного участка.
В процессе проведения кадастровых работ в отношении данного земельного участка выявлено пересечение границ указанного земельного участка с вновь образованным земельным участком с кадастровым номером № <...> (собственник Гуселетов В.С.). Из анализа схемы расположения земельных участков, предоставленной в межевом плане земельного участка № <...> следует, что земельный участок ответчика полностью расположен в границах земельного участка, выделенного ранее в 1991 году для размещения кладбища. Земельный участок с кадастровым номером № <...> образован на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Коноваловым Е.А. в связи с образованием путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> расположенный по адресу: Омская область, <...>, № <...> сельское поселение, рабочие участки полей № <...>, 29, 27п. Координаты границ земельного участка № <...> из которого был сформирован земельный участок ответчика, не определялись, то есть со смежными землепользователями не согласовывались, сведения об указанном земельном участке имеют статус ранее учтенные. В результате наложения земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадь земельного участка под кладбищем, определенная ранее в соответствии с проектом отвода и актом выбора земельного участка уменьшилась на 4,786 га.
Просили признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 47860 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, <...>, № <...> с/п, с.№ <...>, рабочие поля № <...>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 47860 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, <...>, № <...> с/п, с.№ <...>, рабочие поля № <...>; установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № <...> в соответствии с границами земельного участка, обозначенными в межевом плане от <...>, подготовленном кадастровым инженером Вдовченко Н.Н. ООО «Кадастр».
Представители истца Администрации № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области глава Р. сельского поселения О. муниципального района О. области Попова О.Б., и Анфиногенова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали. Указали, что не поддерживают исковые требования об установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № <...> согласно каталогу координат характерных точек, отраженных в межевом плане от <...>, подготовленном кадастровым инженером Вдовченко Н.Н.
Ответчик Гуселетов В.С. в судебное заседание не явился, представитель ответчика Фролов А.А. требования не признал, указал, что согласно сведениям из ЕГРН в настоящий момент спорный земельный участок ответчика входит в состав Богословского сельского поселения О. муниципального района О. области и к территории Р. сельского поселения отношения не имеет, ввиду изложенного у истца отсутствует право обращаться в суд. Распоряжением Министерства имущественных отношений О. области от <...> № <...>-Р спорный земельный участок ответчика включен в границы населенного пункта с.№ <...>, вид разрешенного использования - с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки». В результате этого решение О. <...> совета народных депутатов № <...> от <...> потеряло свою актуальность. На территории спорного земельного участка захоронений нет, доказательств этого истцом в материалы дела не представлено. Выдел спорного земельного участка осуществлялся в 2010 году. Из карты функциональных зон (2017 года) Генерального плана видно, где у Ростовки существующее кладбище, которое имеет площадь 4 га, территория планируемого кладбища увеличивает его на 2 га, из чего очевидно, что кладбище, площадью 10 га в Ростовке отсутствовало, отсутствует и даже не планируется.
Представитель третьего лица АО «ПРОДО Птицефабрика Сибирская» Корнейчук С.С. в судебном заседании полагала исковые требования истца подлежащими удовлетворению, указала, что в границах № <...> сельского поселения с восточной стороны п.№ <...> и с южной стороны автодороги, ведущей к садоводческому товариществу «Птицевод» находится сельское кладбище. Указанное кладбище находится в границах № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области и на протяжении длительного времени с 1991 года используется для захоронения умерших жителей поселка Ростовка и иных лиц. В настоящее время АО «ПРОДО Птицефабрика Сибирская» не является собственником земельного участка, выделенного для размещения кладбища, никогда ранее прав собственности не оформляло, возражений относительно оформления права муниципальной собственности на указанный земельный участок под кладбищем не имеет.
Представитель третьего лица А. О. муниципального района О. области Дмитриева Ю.В. полагала исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Третье лицо индивидуальный предприниматель Петросян Ю.Р. в судебном заседании пояснил, что он арендовал у Гуселетова В.С. большой земельный массив, куда включен и спорный земельный участок. На этом большом земельном массиве он осуществляет сельскохозяйственную деятельность, выращивает сельскохозяйственные культуры. На земельном участке с кадастровым номером № <...> он не выращивал зерновые, однако производил сенокошение, т.к. у него большое хозяйство. Полагал, что ответчик Гуселетов В.С. должен отказаться от спорного земельного участка, т.к. там должно быть кладбище. Против удовлетворения исковых требований А. № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области не возражал.
Представители третьих лиц А. Богословского сельского поселения, Министерства имущественных отношений О. области, Управления Росреестра по О. области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по О. области в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Фролов А.А. просит решение отменить, указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку представленных суду доказательств. Полагает, что доводы истца о том, что размер кладбища фактически составляет 10 га, не подтверждены. При предоставлении ответчику участка размещение кладбища на его участке не предполагалось, такое размещение и отсутствует в генеральном плане от 2015 года, из карт функциональных зон 2017 года видно, что земельный участок ответчика находится частично на планируемой территории размещения кладбища. Указывает, что истцом не представлено доказательств возможности размещения на спорном участке кладбища.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения ввиду их необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Статьей 304 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения,
В силу ст.60 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 1 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу п.п.3 п.1 ст.7 названного Федерального закона в состав сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, вносимых в государственный кадастр недвижимости, входит описание местоположения границ земельного участка.
Пунктом 9 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Частью 7 ст. 38 этого же закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Федерального закона).
До <...> действовала ч.9 ст.38 "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 17 Федерального закона от <...> № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с «Правилами установления на местности границ объектов землеустройства», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).
Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.
Согласно п.п. 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом <...>), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от <...> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.22 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до <...>), ст.21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ также установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом <...>, предусмотрено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (пункт 1.2).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В п. 4 ст. 16 названного Закона регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Исполнительного комитета О. <...> Совета народных депутатов № <...> от <...> «О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям» Сибирской птицефабрике был предоставлен земельный участок площадью 10,0 га для размещения кладбища из земель совхоза «Красное знамя».
По заказу птицефабрики «Сибирская» Омским филиалом института ЗАПСИБГИПРОЗЕМ Объединения РОСНИИЗЕМПРОЕКТ ГОСКОМЗЕМ Р. в 1991 году был выполнен проект отвода земельного участка птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> О. области.
Указанный проект отвода земельного участка хранится в государственном фонде данных Управления Росреестра по О. области.
Из пояснительной записки проекта отвода земельного участка следует, что проектом предусмотрен отвод земель птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> О. области. Земельный участок, проектируемый в отводу, расположен с восточной стороны с.№ <...> и с южной стороны автодороги, ведущей к садоводческому товариществу «Птицевод». Площадь участка, проектируемого для размещения кладбища, составляет 10 га пашни. Почвы участка, проектируемого к отводу, представлены чернозёмом обыкновенным среднегумусным, среднемощным в комплексе от 10 до 25% с солодью лугово-степной глубокодерновой по материалам почвенного обследования 1977 года. Проект отвода земельного участка птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> согласован с дирекцией совхоза, районным агропромышленным объединением, другими службами района и составлен в соответствии с положением «О порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков», утвержденным постановлением Совета М. Р. от <...> № <...> и другими нормативными актами.
Также из проекта отвода земельного участка следует, что акт выбора земельного участка был согласован заместителем председателя исполкома, главным инженером-землеустроителем, заведующим отделом по делам строительства и архитектуры, главным врачом СЭС О. <...>, начальником Госпожинспекции, директором совхоза «Красное Знамя», директором птицефабрика «Сибирская», представителем О. филиала института Запсибгапрозем.
В 1993 году птицефабрика «Сибирская» была реорганизована и приватизирована в соответствии с Законом Российской Федерации от <...> № <...> «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Установлено, что АО «ПРОДО Птицефабрика Сибирская» не оформляло прав на земельный участок с кадастровым номером № <...>
Указанный участок был поставлен на кадастровый учет <...>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН № <...> от <...> земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен по адресу: Омская область, <...>, имеет площадь 100000 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, дата присвоения кадастрового номера <...>. В разделе «Особые отметки» указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вид права не определен. Правообладатель: Кладбище птицефабрика Сибирская.
По заказу Администрации № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области кадастровым инженером ООО «Кадастр» <...> в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: Омская область, <...>, № <...> сельское поселение, был подготовлен межевой план.
Согласно заключению кадастрового инженера, имеющегося в межевом плане, граница земельного участка с кадастровым номером № <...> сформирована в соответствии с проектом отвода земельного участка птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> О. области, подготовленным Госкомземом Р. в 1991 году, а также в соответствии с Картой земельных ресурсов Богословского сельского административного округа О. <...> О. области, изготовленной ЗапсибНИИгипрозем в 1995 году. Земельный участок с кадастровым номером № <...> предоставлен Сибирской птицефабрике на основании решения О. <...> Совета народных депутатов от <...> № <...>, площадью 10 га для размещения кладбища. Земельный участок частично используется под кладбище, на участке расположено здание часовни, документа на которое ранее не оформлялись. Земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен по адресу: Омская область, <...>, Богословское сельское поселение, рабочие участки поля № <...>, его площадь составляет 47860 кв.м. Земельный участок образован путем выдела земельной доли в праве общей долевой собственности из земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: Омская область, <...>, АОЗТ «№ <...>» в 2011 году. Местоположение земельного участка с кадастровым номером № <...> определено на пахотном поле № <...> на землях сельскохозяйственного назначения, что не соответствует Карте земельных ресурсов 1995 года, согласно которой данный земельный участок расположен на территории для размещения кладбища. При наложении границ земельного участка с кадастровым номером № <...> по координатам характерных точек, содержащихся в ЕГРН на графические материалы, подтверждающие местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № <...> выявлено пересечение границ данных земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером № <...> полностью расположен в границах уточняемого земельного участка с кадастровым номером № <...>
Собственником спорного земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: Омская область, <...>, Богословское сельское поселение, рабочие участки поля № <...> является Гуселетов В.С.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что межевые работы в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером № <...> путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> нельзя считать соответствующими требованиям действовавшего на период проведения межевых работ законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Земельный участок с кадастровым номером № <...> расположенный по адресу: Омская область, <...>, <...> сельское поселение, рабочие участки поля № <...> ответчик приобрел по договору купли-продажи № <...> от <...>, заключенному между Юниковым В.А. (продавец) и Гуселетовым В.С. (покупатель).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № <...> был выделен из земельного участка с кадастровым номером № <...>
Согласно выписке из ЕГРН от <...> № КУВИ-001/2019-8279824, земельный участок с кадастровым номером № <...> расположенный по адресу: Омская область, <...>, АОЗТ «Богословское», имеет площадь № <...> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, зарегистрировано право общей долевой собственности.
Постановлением Главы А. О. <...> от <...> № <...>-п «О предоставлении земель членам совхоза «Красное Знамя» был передан в коллективно-долевую собственность гражданам согласно прилагаемого списка численностью 1078 человек, утвержденного общим собранием работников совхоза «Красное Знамя», земельный массив общей площадью 7546 га: в том числе пашни – 6468 га, сенокосов – 323 га, пастбищ 755 га, из расчета среднерайонного земельного пая 7 га каждому гражданину, из них: пашни – 6 га, сенокосов – 0,3 га, пастбищ – 0,7 га.
В списке лиц, имеющих бесплатный земельный пай в Акционерном обществе закрытого типа «Богословское» на выдачу свидетельства на право собственности на землю значится под номером 712 Юников В.А.
Решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Богословского сельского поселения (протокол от <...>) были утверждены рабочие участки полей, в границах которых в первоочередном порядке будут выделяться земельные участки в счет земельных долей, для желающих выделиться и распорядиться ими по своему усмотрению, в том числе рабочие участки поля № <...> площадью 110 га.
На основании договора купли-продажи от <...> Юников В.А. купил у Екимова С.С. 1/5760 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 11720,2 га с кадастровым номером № <...> предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, № <...> сельский округ, О. МО, земли бывшего АОЗТ «Богословское». Указанная доля принадлежала продавцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <...>, реестровый № <...>, выданного нотариусом Сулейменовой Т.К.
По договору купли-продажи от <...> Юников В.А. купил у Скребковой Л.А. 1/960 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 11720,2 га с кадастровым номером № <...> предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Омская область, <...>, в границах № <...> сельского поселения, земли бывшего АОЗТ «Богословское». Указанная доля принадлежала продавцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <...>, выданного нотариусом Сулейменовой Т.К.
<...> по заказу Юникова В.А. кадастровым инженером ООО ЗП «Земля» Коноваловым Е.А. был подготовлен межевой план, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером № <...> расположенном по адресу: Омская область, <...>, Богословское сельское поселение, рабочие участки полей № <...>, 29, 27п.
Как следует из указанного межевого плана земельный участок № <...> был образован путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности для ведения сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Омская область, <...>, Богословское сельское поселение, рабочие участки поля № <...>. Площадь образованного земельного участка составила 47860±1914 кв.м. Из материалов кадастрового дела на принадлежащий ответчику участок следует, что при формировании земельного участка, которому впоследствии был присвоен кадастровый № <...> не проводилось согласование границ земельного участка с органами местного самоуправления: ни с А. Р. поселения, ни с А. О. муниципального района. Кадастровым инженером при формировании земельного участка не была использована информация, содержащаяся в архивном фонде данных.
<...> земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № <...>
По заказу А. Р. сельского поселения О. муниципального района О. области кадастровым инженером ООО «Родные Просторы» Бобченко Т.Г. было подготовлено заключение, в котором указано, что границы земельного участка с кадастровым номером № <...> расположены в границах, указанных в проекте отвода земельного участка птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> О. области, подготовленным Госкомземом Р.. Границы земельного участка с кадастровым номером № <...> пересекаются с границами земельного участка под кладбище с кадастровым номером № <...>, обозначенными в Проекте отвода земельного участка птицефабрике «Сибирская» для размещения кладбища в границах землепользования совхоза «Красное Знамя» О. <...> О. области, подготовленным Госкомземом Р..
Границы земельного участка с кадастровым номером № <...> совпадают с местоположением земельного участка, указанным на Карте земельных ресурсов Богословского сельского административного округа О. <...> О. области, изготовленной ЗапсибНИИгипрозем в 1995 году.
Границы земельного участка с кадастровым номером № <...> пересекаются с границами земельного участка под кладбище с кадастровым номером № <...> обозначенными на карте земельных ресурсов Богословского сельского административного округа О. <...> О. области, изготовленной ЗапсибНИИгипрозем в 1995 году.
Часть земельного участка с кадастровым номером № <...> огорожена металлическим забором и используется для размещения мест захоронений. Часть земельного участка не огорожена, свободна от каких-либо строений.
Вокруг по периметру, включая площади огороженной и не огороженной частей земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 10 га расположены земляной ров, за которым сформирован земляной вал, ширина обваловки (ров и вал) 3-5 метров, глубина рва до 1 м, высота вала около 1 метра. Земельный участок с кадастровым номером № <...> граничит с земельными участками с кадастровыми номерами № <...>
Земельный участок с кадастровым номером № <...> пересекается с границами земельного участка с кадастровым номером № <...> Площадь пересечения составляет 47860 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № <...> расположенный по адресу: Омская область, <...>, № <...> сельское поселение, рабочие участки поля № <...>, образован путем выдела земельной доли в праве общей долевой собственности из земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: Омская область, <...>, АОЗТ «№ <...>», поставлен на кадастровый учет <...>. Земельный участок с кадастровым номером № <...> согласно описанию его местоположения должен располагаться на рабочем участке поля № <...>, однако, согласно сведениям о координатах характерных точек границ данного земельного участка, содержащимся в ЕГРН, он расположен в границах территории, отведенной под кладбище. Земельный участок с кадастровым номером № <...> полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>
Данные выводы были подтверждены показаниями допрошенной в судебном заселении в качестве свидетеля кадастрового инженера Бобченко Т.Г.
Кроме того, доводы истца о выделении изначально под кладбище земельного участка площадью 100 000 кв.м. подтверждается фототаблицей визуального осмотра земельного участка истца, Картой Богословского сельского административного округа О. <...> О. области 1995 года (том 4 л.д.21 -24), проектом отвода земель для государственных и общественных нужд 1991 года (том 4 л.д.26 -40), показаниями свидетелей Палютиной Н.Н., Евсюкова Н.Я.
Каких -либо данных об уменьшении земельного участка с 1991 года по настоящее время по основаниям, предусмотренным действующим законодательствам. Материалы дела не содержат, таких доказательств ответчиком не приводится.
При визуальном осмотре территории было выявлено, что часть территории, на которой непосредственно расположены места захоронений огорожена, по периметру земельного участка, предполагаемой площадью 10 га со всех сторон имеется непрерывный земляной вал и ров, совместно их ширина в среднем составляет от 3 до 5 метров, высота вала в среднем 1 метр, глубина рва – примерно до 1 метра. На неогороженной части осматриваемой территории признаки вспашки и использования в соответствии с сельскохозяйственным назначением отсутствуют, визуально определяется наличие древесно-кустарниковой растительности, а также имеется сухая растительность многолетних сорняков (полынь, костер, пырей, бодяга). Высота имеющихся деревьев на указанной территории от 2 до 5 метров, что соответствует возрасту деревьев не менее 4 лет, следы опашки деревьев отсутствуют. По всей осматриваемой территории, под имеющейся сухой травой, хорошо просматривается молодая зеленая поросль. Соседние территории, расположенные с внешней стороны периметра точек 3-5-6 имеют признаки использования в соответствии с сельскохозяйственным назначением – «убранное» поле с наличием стерни, опашки, вдоль точек 6-4-2 с внешней стороны имеется лесополоса, за которой расположены территории, которые имеют признаки использования в соответствии с сельскохозяйственным назначением – «Убранное поле» с наличием стерни и опашки.
Вместе с тем частичное использование земельного участка под кладбище, а также установка забора не по всему периметру земельного участка не являются доказательства уменьшения земельного участка.
Оснований для признания вышеназванных доказательств недостоверными и недопустимыми у суда первой инстанции не имелось. Ответчиком достаточных и допустимых доказательств, опровергающих названные доказательства, суду представлено не было. Таковые не представлены и судебной коллегии. Доводы ответчика о том, что суд необоснованно отказал в проведении судебной землеустроительной экспертизы, судебной коллегией отклоняются. Районным судом дело рассмотрено на основании представленных сторонами доказательств, которые отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности. Заключение кадастрового инженера является полным, ясным, мотивированным и согласуется с иными представленными в материалы дела доказательствами, в частности, архивными материалами государственного фонда данных. Кадастровый инженер судом был допрошен в судебном заседании и предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложный показаний. Оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об отсутствии правовых оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Кроме того, фактическое расположение принадлежащего ответчику земельного участка на территории кладбища не могло быть не известно ответчику, поскольку вся территория ограждена рвом и земляным валом, участок ответчика находится внутри этих ограждений. Тот факт, что территория кладбища лишь частично огорожена забором, не означает, что оставшиеся за этой границей земли не относятся к территории кладбища.
При таких обстоятельствах, требования истца об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:032001:904 обоснованно удовлетворены.
Доводы апеллянта о том, что Администрация № <...> сельского поселения является ненадлежащим истцом судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения в том числе относится - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Пункт 20 ч.1 ст.14 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения в том числе относится осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ, а пунктом 22 части 1 статьи 14, пунктом 17 части 1 статьи 15, пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг, содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения соответствен
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного федерального закона (пункт 5).
Таким образом, земли общественных кладбищ могу быть только муниципальными, кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Земельный участок под кладбищем был образован в 1991 году по ходатайству Р. сельского совета для нужд жителей поселка № <...>. С 1993 года № <...> сельский совет О. муниципального района, являясь исполнительным органом власти муниципального образования – № <...> сельское поселение осуществляет контроль за осуществлением захоронений, содержанием благоустройство на указанном кладбище
Советом № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области <...> принято решение № <...>, согласно которому выражено мнение населения о необходимости изменения границ № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области, утвержден проект картографического описания границ № <...> сельского поселения в О. муниципальном районе О. области, внесен в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Законодательного Собрания О. области проект Закона О. области «О внесении изменений Закон О. области «О границах и статусе муниципальных образований О. области».
Далее, Законом О. области от <...> № <...>-ОЗ «О внесении изменений в Закон О. области «О границах и статусе муниципальных образований О. области» внесены соответствующие изменений в приложения № <...> «Картографическое описание границ Богословского сельского поселения в О. муниципальном районе О. области» и в приложение № <...> «Картографическое описание границ № <...> сельского поселения в О. муниципальном районе О. области.
В результате законодательного внесения изменений в картографическое описание границ Богословского сельского поселения и № <...> сельского поселения спорная территория земельного массива, отведенного под размещение кладбище, вошла в границы № <...> сельского поселения О. муниципального района О. области. Факт расположения земельного участка, отведенного под кладбище, в границах № <...> сельского поселения подтверждается выполненной кадастровым инженером ООО «Родные Просторы» Бобченко Т.Г. схемой расположения земельного участка, представленной стороной истца в материалы дела.
Таким образом, № <...> сельское поселение правомерно осуществляет право владения, пользования и распоряжения земельным участком с кадастровым номером № <...>, площадью 100 000 кв.м., выделенного под кладбище. Доводы ответчика о том, что кладбище принадлежит Богословскому сельскому поселению противоречат имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем во внимание судебной коллегией не принимаются.
Указание апеллянта на отсутствие в материалах дела заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы необоснованно, поскольку земельный участок под кладбище сформирован и выделен до принятия Федерального закона от <...> N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом длительный период времени земельные участки в полном объеме не использовались, судебной коллегией во внимание не принимаются. Из имеющихся в деле доказательств следует, что земельный участок ими использовался, осуществлялся контроль, огораживание. Убедительных доказательств того, что истец в установленном порядке отказался от своих прав как собственник земельного участка, в материалы дела не представлено.
Приведенные в жалобе доводы о том, что процедура формирования земельного участка ответчика соответствовала положениям закона судебной коллегией отклоняются по приведенным выше мотивам.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
В остальной части решение суда не обжалуется предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал надлежащую правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение О. районного суда О. области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуселетова № <...> в лице представителя Фролова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи