Дело № 2-5072/2021 УИД 29RS0023-01-2021-004117-46 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Северодвинск |
14 декабря 2021 года |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при секретаре Савицкой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Добрыниной Виктории Сергеевны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Добрынина В.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (официальное сокращенное наименование – Администрация Северодвинска) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, просила суд возложить на ответчика обязанность предоставить ей по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение в виде квартиры, расположенное в черте города Северодвинска, общей площадью не менее предусмотренной учетной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Дубик О.А. и отец Добрынин С.А. лишены родительских прав решениями Северодвинского городского суда от 18.05.2009 и 01.03.2019. Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от 14.12.2018 № 288-рд, путевки Министерства образования и науки Архангельской области от 03.12.2018 истец направлена в ГБУ АО «Детский дом «Беломорец», находилась там с 07.12.2018 по 16.04.2020. На основании распоряжения заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от 14.12.2018 №288-рд за истцом сохранено право на получение жилого помещения в г. Северодвинске. На основании распоряжения заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от 13.05.2019 №106-рд истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске. 16.04.2020 истец достигла совершеннолетия. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено.
В судебное заседание Добрынина В.С. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суду не сообщила, об отложении судебного слушания не ходатайствовала.
Представители ответчика Администрации Северодвинска, а также третьих лиц Правительства Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области, Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного слушания не заявили.
Представителями ответчика Администрации Северодвинска, третьих лиц Правительства Архангельской области и Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Северодвинск» представлены письменные возражения против удовлетворения заявленных исковых требований.
Администрация Северодвинска в письменном отзыве, не оспаривает право истца на получение жилого помещения специализированного фонда, при этом ссылается на отсутствие свободного жилого помещения, а также недостаточность денежных средств, выделенных из областного бюджета(л.д. 39-41).
Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Северодвинск» в письменном отзыве сообщает, чтоДобрынина В.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Дубик О.А. и отец Добрынин С.А. решениями Северодвинского городского суда от 18.05.2009 и 01.03.2019 лишены родительских прав.Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от 14.12.2018 №288-рд истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске. При этом финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования «Северодвинск». Требований к Правительству Архангельской области о финансовом обеспечении переданных государственных полномочий по представлению истцу жилого помещения Добрынина В.С. не заявляет, поэтому оснований для судебного принуждения Администрации Северодвинска к исполнению данного обязательства не имеется.
Представитель Правительства Архангельской области в письменном отзыве не оспаривает приведенные в исковом заявлении обстоятельства, а также доводы истца о наличии права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, при этом просит суд установить срок исполнения ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д. 34-37).
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, возражения ответчика и третьих лиц, оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ (далее – Федеральный закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом №15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Вслучаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Действие указанного порядка предоставления жилья в вышеприведенной редакции статьи 8 Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, если до этой даты дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не реализовали право на обеспечение жильем (статья 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ).
В развитие вышеуказанного Федерального закона принят Закон Архангельской области от 17.12.2012 №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Областной закон), вступивший в силу с 01.01.2013. Областным законом предусмотрен аналогичный порядок и основания предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
В судебном заседании установлено, что истец Добрынина В.С., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (л.д. 12).
Мать истца Дубик О.А. лишена родительских прав решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 18.05.2009 (л.д. 11).
Отец истца Добрынин С.А. лишен родительских прав решением Северодвинского городского суда Архангельской области 01.03.2019 (л.д. 15-16).
Добрынина В.С. временно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено отцу истца по договору коммерческого найма, Добрынина В.С. не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя по договору социального найма, собственником жилого помещения.
В период с 07.12.2018 по 16.04.2020 Добрынина В.С. воспитывалась в ГБУ АО «Детский дом «Беломорец» и находилась на полном государственном обеспечении в указанный период. (л.д. 10, 14).
В настоящее время истец проживает по адресу: <адрес> по договору найма жилого помещения маневренного фонда от 07.09.2020. Жилое помещение (комната) имеет площадь 11,2 кв.м. (л.д. 7-9).
Распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от 14.12.2018 № 288-рд истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Северодвинске (л.д. 13).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком и третьими лицами не опровергнуты, в связи с чем, суд полагает их установленными.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в городе Северодвинске, достигла возраста 18 лет.
Добрынина В.С. в установленном законом порядке включена ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Северодвинске, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, предоставленного ей на условиях социального найма либо находящегося в её собственности истец не имеет, в связи с чем остается не обеспеченной жилым помещением по месту жительства.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени истцом не реализовано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖКРФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона, а также части2 статьи14, статьи 19 Областного закона жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, включенным в список нуждающихся в предоставлении жилья, формируемый органами опеки и попечительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 45 – 47 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование органов местного самоуправления на реализацию вышеуказанных задач осуществляется путем выделения субвенций из областного бюджета в пользу соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту1 статьи14 Областного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Решением муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 №18 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м общей площади на одного человека.
В силу ст.15 Областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать, в том числе, следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры общей площадью не менее 14кв.м, расположенного в границах территории городского округа Архангельской области «Северодвинск», в пределах города Северодвинска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Доводы представителя Администрации Северодвинска о недостаточности размера субвенций, выделяемых из бюджета Архангельской области на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещения категории граждан, к числу которых относится истец, не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в рассматриваемом случае реализация гарантированных законом жилищных прав не может быть поставлена в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Принимая во внимание, что федеральным законом не установлен срок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа после возникновения у соответствующих граждан права на получение такого жилого помещения, суд приходит к выводу, что лица, относящиеся к указанной категории, подлежат обеспечению жилыми помещениями непосредственно после возникновения у них соответствующего права, поэтому оснований для установления срока предоставления жилого помещения в решении суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Добрыниной Виктории Сергеевны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Добрыниной Виктории Сергеевне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное в границах территории городского округа Архангельской области «Северодвинск», в пределах города Северодвинска, в виде отдельной квартиры в многоквартирном доме или жилого дома, общей площадью не менее 14кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Северодвинск» в пользу Добрыниной Виктории Сергеевны 300 (триста) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 21 декабря 2021 года.
Председательствующий |
О.Н. Чистяков |